В гостях у Косолапого Хозяина — Охота и собаки

Русская земля, какая же ты великая и обширная, праздничная и многострадальная. С каждым днем города твои растут и множатся, а деревни и села умирают, навсегда исчезают с твоего лица. Так уж получилось, что город стал манить своими красками и перспективами деревенский люд, и люди вот уже много лет повально покидают родимый край, бросая свое жилище и исконные крестьянские занятия ради поиска лучшей, и может быть более легкой жизни в городе. Но мы, любители поиска, наоборот стремимся попасть в этот край заброшенных селений, чтобы вспомнить, как все было. Есть селения, давным-давно покинутые, но еще не забытые — они еще значатся в современных картах в виде урочищ, но есть такие деревни, которые давно исчезли, и из карт, и из людской памяти. На этот раз целью нашего путешествия явились брошенные деревни Вологодского края.Чтобы добраться до этих труднодоступных мест, прежде всего, нужно было, как следует продумать свою экипировку и запрячь хороший внедорожник. Путешествие предстояло не из легких – мы отправлялись в самые объятия тайги, которая раскинулась на многие километры. В этом царстве природы нам предстояло найти следы брошенных человеком селений.

Конечно, Вологодские леса всегда были глухими и непроходимыми, но все, же не так, как сейчас. Ведь поселения — эти жемчужины, плотно нанизанные на нити торговых путей и волоков, когда-то жили своей бурной жизнью. Недаром земля вологодская так названа – издревле она славилась своими волоками. Сейчас же главным хозяином здешних лесов является медведь, и мы знали, что в нашем путешествии встречи с ним и с другими дикими зверьми вполне вероятны. Поэтому отправившись в поездку, не забыли взять с собой ружье. Мы ехали по гладкой асфальтированной дороге, но знали, что скоро начнется бездорожье и тогда радость легкого пути поубавится. Мимо проносились живописные виды проснувшейся природы, городки, деревни, а наутро нас встретило восхитительное зрелище: в рассветных лучах во всей своей прелести на реке Сухона раскинулся город Тотьма. Издалека можно было различить церквушки, которые рассыпались на холмах и поблескивали своими маковками. Они возвышались, словно старшие товарищи над детишками — деревянными домиками. Но это чудное место не было нашим конечным пунктом. Мы ехали дальше, в тайгу, подальше от цивилизации.И вот нас уже встречает единственная на многие километры, жилая деревушка. Угрюмые барачного типа дома казались совершенно неприветливыми. И только богатое убранство хвойного леса, обступившего эту деревеньку, делали ее живописной. Мы двинулись как раз в самые объятия леса по старым дорогам, ведущим в болота. Ехали по гати, лихо, окунаясь, в разлившиеся вешние лужи. Вдруг меж кустов мелькнул домик. Мы остановились. Брошенный домик приглашал свернуть с пути и заглянуть в мертвую деревню. Зрелище, надо сказать, поразительное: здесь ощущалось особое величие природы, ее превосходство над человеком. Она разрасталась кустами, расходилась во все стороны, мерно качаясь зеленой волной, а деревня, со своими брошенными домами, разрушенными и полуразрушенными строениями, сдалась на милость природе и ее союзнику-разрушителю: времени. Мой муж, бывавший здесь раньше, очень удивился, когда обнаружил во что превратились дома. Без участия и заботы человека все очень быстро приходит в упадок. И, конечно, прежде всего, муж начал объяснять сыну правила безопасности поиска в таких домах:

 

  • в хлипкие дома — не заходить, иначе они могут просто сложиться над тобой;
  • смотреть под ноги: здесь могут быть змеи, а также не заметные под травой колодцы.
  • в общем, всюду внимательно осматриваться, особенно когда подходишь к дому и лазишь внутри.

После объяснений, мужчины отправились обследовать дома и вскоре у машины начали складываться различные вещи: прялки, горшки, чугунки, плошки, утюги. Разобранные ткацкие станки стояли практически в каждом доме, а в одном мы даже видели собранный станок. Подобные вещи можно увидеть в музее, здесь же они были брошены и никому не нужны. И вообще все эти умирающие дома, оставленные так, как будто здесь произошла авария на атомной станции, производили поразительное впечатление. Одни кадушки, доверху наполненные мукой, чего стоят! Значит, люди здесь не голодали, но оставили вещи, оставили еду и ушли…

Мой муж знал, что рядом находится еще одна брошенная деревня, в которую стоило заглянуть, но до нее нужно было идти пешком через пятачок тайги, а время уже было вечернее: хотелось отдохнуть и поужинать. Мы развели костер, приготовили самую вкусную на свете гречневую кашу с тушенкой. Но каши оказалось столько, что остатки мы оставили на утро и спокойно ушли спать в машину. Каково же было наше удивление, когда утром мы обнаружили оставленный котелок опрокинутым и тщательно вычищенным. Я пыталась убедить мужа и сына, что это не я выкинула кашу и почистила котелок. Но для долгих разъяснений времени у нас не было.

Наскоро перекусив бутербродами, мы двинули в таежную чащобу. Повсюду раздавалось разноголосое пение лесных птиц, свою веселую дробь выбивал умница-дятел. И если двигаться крайне аккуратно, как охотник, мы могли не только услышать, но и воочию увидеть жизнь лесных обитателей.

За время своего пребывания в тайге, мы были настолько заняты другими делами, что только сейчас стали обращать внимание на жизнь леса. Муж обратил мое внимание на серый столбик, обозначившийся на прогалинке. Вдруг столбик ожил и сиганул в кусты. За секунды мы не успели, как следует разглядеть юркого зайчишку. И вдруг меня осенило: мы приехали в тайгу со своими делами и заботами, расположились, отужинали, и до сих пор никому из нас было невдомек, что своим нежданным визитом мы потревожили жизнь лесных обитателей. Теперь понятно, что наша вкусная каша послужила своеобразным платежом за постой в лесных владениях. Вот только кто взял с нас такую плату и что за этим последует?

Ответ на этот вопрос пришел очень скоро. Мы обратил внимание на характерные признаки косолапого Хозяина. Муж с сыном частенько бывали в лесу, в том числе и на охоте. Они научились определять медвежьи экскременты, свидетельствующие о близком соседстве Косолапого. Мы с сыном насторожились, а муж расчехлил ружье. Мы знали — встреча с медведем, тем более весной, могла оказаться не из приятных.

И вдруг как будто в подтверждении наших настороженных мыслей, в лесной чаще раздался предупреждающий рык. Хозяин был близко и явно нас чуял. При этом он не спешил уходить со своей территории, а нагло заявлял о своих правах. У меня душа ушла в пятки, и я готова была, как давешний заяц, тут же сигануть назад. Но муж крепко взял меня за руку и ободрительно подмигнул – мол, ничего прорвемся, нужно обойти. Невероятно, Косолапый как будто прочитал наши мысли! По мере нашего продвижения, его рычание становилось все более отчетливым, и вскоре показался он сам. Хозяин леса стоял за кустами в метрах десяти от нас и смотрел на мужа, который уже приготовился стрелять. Эта минута противостояния человека и зверя показалась нам вечностью. Косолапый грозно рычал, но не шевелился. Тогда муж жестом показал, чтобы мы с сыном начали потихоньку отходить, а сам продолжал вести молчаливый диалог со зверем. Медведь не хотел пропускать чужаков в свои владения, но и нападение явно не входило в его планы, поэтому муж и зверь, молча, договорились не трогать друг друга, и на стадии холодной войны разошлись каждый в свою сторону.

В своем лагере мы провели еще сутки. Вдоль и поперек обследовали все те же брошенные дома, но соваться во владения Косолапого больше не пытались, тем более, что на следующее утро он сам к нам пожаловал. Как же грозно он рычал и тряс ветками, всем своим видом показывая, кто здесь на самом деле теперь хозяин! Мы это поняли, потому больше не совались. Но в следующий раз мы обойдем этот пяточек леса и обязательно проникнем в бывшие когда-то владения Человека. А пока, пусть лес шумит над нашими головами и разносится в лесных владениях рык лесного Хозяина. Мы знаем свое место в этом мире тайги — погостили и довольно. И чтобы Косолапый не слишком долго злился на не прошеных гостей – мы сварили и оставили для него его любимую гречневую кашу. Пускай полакомится, быть может, в следующий раз мы будем желанными гостями в его лесной вотчине.

Источник