Железнодорожники внесли огромный вклад в победу в Курской битве

Курская битва вошла в историю Великой Отечественной войны как одна из самых масштабных операций. Этим сражением гитлеровские захватчики надеялись взять реванш за поражение под Сталинградом. Но у советского командования были другие планы — Красная армия намеревалась нанести сокрушительный удар по врагу и закрепить тем самым свои предыдущие успехи.

Подготовка к решающей битве началась весной 1943 года. Для железнодорожников этот период стал очередной проверкой на прочность. В течение короткого времени им предстояло доставить к местам будущего сражения огромное количество военных грузов. Только в апреле-мае объёмы перевозок на Курском направлении превысили 92 тыс. вагонов.

Для фашистских захватчиков вывод из строя железных дорог в прифронтовой зоне означал маленькую победу. А потому ещё до официального начала Курской битвы немецкая авиация щедро поливала огненным дождём стальные магистрали. Бомбили не только узлы, станции и перегоны. С не меньшей «скрупулёзностью» немецкие самолёты преследовали отдельные составы и паровозы.

Больше других доставалось Курскому железнодорожному узлу. Так, 11 апреля 1943 года 57 вражеских самолётов бомбили его в течение девяти часов. А 2 июня воздушная атака с небольшими перерывами продолжалась целые сутки, в результате чего было разрушено 12 км станционных путей, локомотивное депо, водоёмное здание и многие другие объекты инфраструктуры.

Тем не менее железнодорожники не позволили сорвать подготовку к стратегически важному сражению. К тому времени ими был наработан огромный опыт восстановления инфраструктуры стальных магистралей, который позволил избежать серьёзных сбоев в движении поездов. Благодаря этому с апреля по июнь 1943 года Курский узел принял более 2,5 тыс. военных эшелонов.

Значимым событием при подготовке к Курскому сражению стало строительство железнодорожной линии Старый Оскол — Ржава, которая позволила организовать кольцевое одностороннее движение по маршруту Касторная — Курск — Сараевка — Старый Оскол. Изначально на реализацию проекта было отведено два месяца. Однако незадолго до начала битвы вышел приказ наркома путей сообщения о сокращении этого срока до 35 дней. Строители поставили свой рекорд, уложив рельсовый путь протяжённостью 70 км всего за 32 дня. Как утверждают историки, за две недели до контрнаступления Воронежского и Степного фронтов на Белгородско-Харьковском направлении темпы возведения дороги составляли три километра в сутки. Это стало абсолютным рекордом за весь период Великой Отечественной войны.

Курская битва, начавшаяся 5 июля 1943 года и продолжавшаяся ровно 49 дней, воодушевляла на трудовые подвиги и железнодорожников тыла. Многие магистрали объявили решительную войну неоправданным простоям на станциях, топливных складах, у семафоров, что существенно повысило скорости доставки грузов в прифронтовую зону. С растущими объёмами перевозок боролись увеличением веса поездов. Тысячи машинистов пошли по стопам южноуральца Ивана Блинова, который ежемесячно совершал десять рейсов с составами весом до 6 тыс. тонн. От поездных бригад не отставали движенцы. В июле 1943 года они сократили количество опозданий поездов почти на 55,6 тыс. часов по сравнению с маем. В свою очередь, путевые обходчики стали объединяться в бригады, занимавшиеся ремонтом пути в свободное от работы время. И это лишь малая часть примеров.

Битва на Курской дуге потребовала от железнодорожников невероятных усилий. Но они смогли обеспечить фронт всем необходимым: в общей сложности при подготовке и во время боевых операций ими было доставлено более 313 тыс. вагонов с военными и воинскими грузами.