Вопросы национальности в переписи — это дань моде?

Известный пастырь о появление в переписных листах новых допустимых ответов на вопрос о национальности

«Мне бы импонировало, если бы человек нерусской национальности называл себя россиянином, т.е. определял себя как гражданина России. Это хорошо, потому что для человека гражданство и принадлежность к многонациональному государству является первичным фактором самоидентификации. Русский, как человек титульной нации может себя называть и русским и россиянином, т.е. определять себя и по этносу и по гражданству. Жаль только, что вопрос о религиозности не включается в переписной лист, потому что это дало бы большую пищу для размышлений и для анализа», — сказал в интервью нашему изданию сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев, комментируя появление в переписных листах новых допустимых ответов на вопрос о национальности.
Как сообщается в статье издания «Гудок», републикованной на сайте Всероссийской переписи населения-2010, каждый из участников переписи получит самый широкий спектр ответов на вопрос о своей национальной принадлежности — для этого предусмотрено 1840 допустимых ответов против 800, встретившихся в переписных листах образца 2002 года.

Как рассказала начальник управления статистики населения и здравоохранения Росстата Ирина Збарская, расширение перечня не случайно: «Это результат большой работы по анализу результатов переписи 2002 года, проведенной Институтом этнологии и антропологии РАН, плюс их собственные этнологические исследования». Перепись-2010 допускает, например, такие варианты ответов, как «житель Вселенной», «человек Земли», «гражданин мира», «интернационалист» или «космополит». Если желания ограничивать себя даже такими широкими рамками нет, можно вообще отказаться от ответа или заявиться как человек «без национальности».

Одно и то же наименование национальности может встречаться в разных вариантах. К примеру, одних только адыгов в перечне выделено 13 разновидностей — «адыге», «адыги» и «адыгэ» в сочетании с разными языками и просто «адыгейцы». Это разнообразие во многом определяется диалектическими вариантами самоназваний тех или иных народов. По словам Ирины Збарской, это тоже важно для отнесения человека к той или иной этнической группе.

Встречаются в перечне и вовсе загадочные национальности, например «затундренные крестьяне», «пашенные», «смоляки» или «каменщики». «Этническое самоназвание — личное дело каждого гражданина. «Пашенными» и «крещеными» люди себя действительно называют, причем таковых не так уж и мало», — говорят в Росстате. В переписном листе будет место и для «фараонов», и для «чухонцев», «хохлов», «персов», «кацапов», «бульбашей». Чтобы не запутаться в самоопределении, можно будет просто ответить: «сложная национальность».

Ностальгию по СССР можно будет реализовать в названии «советские», для патриотично настроенных россиян предусмотрен вариант «великоросс», а также можно подчеркнуть свою привязанность к малой родине, сказав, что ты «старожил».

Однако в перечне не предусмотрены ни эльфы, ни гномы, ни хоббиты, появившиеся в нашей стране по итогам прошлой переписи. Зато есть вариант «полукровка». «Хоббитов» и прочих «гоблинов» в прошлую перепись было не более десятка человек по каждой экзотической группе. В эту перепись их тоже пересчитают, но в общую статистику они войдут под кодом «другие», заверила Ирина Збарская.

«То, что в перечне присутствуют упоминания о «космополитах» и «гражданах мира», то это отчасти отражает реальную картину вещей, — считает протоиерей Андрей Ткачев. — Ведь зачастую, современный человек даже не знает, насколько крепко он связан с языком, на котором он мыслит, с землей, по которой он ходит. Все эти разговоры начались не сегодня, а еще в начале ХХ века. Так, Хлебников себя назвал «президентом Вселенной». Но это, все же, патологические явления, потому что за такой декларацией никогда не стоит реальность. Человек не может являться гражданином Вселенной, он не может одинаково комфортно жить и работать в любом полушарии и в любой части света одинаково чувствовать себя. Так что подобные самоопределения — это дань моде, веяние времени, мозговая инфекция».

«Подавляющее большинство таких клишированных, штампованных высказываний произносятся в силу недомыслия. Стоило бы человеку немного помыслить или лучше испытать на практике силу этого утверждения и он бы очень быстро от них отказался. Не будет человек одинаково комфортно жить в Марокко, в Исландии или в ЮАР, если он родился в России, получил там школьное образование, там похоронены его родные. Не верю, что он с одинаковой комфортностью, думая, что он гражданин мира, будет чувствовать себя в любой точке земного шара. Это неправда, которую можно повторять от неразумия или оттого, что её многие повторяют. Впрочем, частичная правда тут есть, люди — дети одной супружеской пары — Адама и Евы, в самых сущностных вещах одинаковы, но культура — это не придаток и не вторичность, это то, что входит в само сердце человека, это его корень. Чтобы понять, кто ты на самом деле, нужно покинуть Родину и пожить в отрыве от неё. Вот тогда у человека есть реальная возможность ощутить в себе, кто он есть на самом деле. Реальных космополитов из числа тех, кто себя так называет во много раз меньше, чем декларативных», — убежден пастырь.

«Для меня загадка, с какой целью проводится перепись населения. Может быть, государство пытается сформировать политику в области демографии и трудовых ресурсов или налогообложения? У государства может быть много побуждений заниматься какой-то деятельностью, но я не государственный чиновник, мне трудно понять, зачем все это нужно. Но в Писании рассказывается, что царь Давид хотел переписать людей в Израиле и этим прогневал Бога, навлекши наказание на народ и на себя. И никто внятно не может пояснить, что же было дерзкого и богоборческого в этом желании. Так что в переписи есть какая-то тайна. Но, конечно же, перепись — это мощный срез, в котором определяется количественный и качественный состав населения, то, о чем люди думают, чем живут. И обработав эти данные, можно сделать какие-то выводы», — заключил отец Андрей.