Нужен ли Ялте тоннель через гору Ай-Петри?

На разработку проекта строительства автомобильного тоннеля сквозь гору Ай-Петри необходимо порядка 32 миллионов гривен. Именно такую сумму запросили крымские власти у правительства Украины. Об этом в комментарии корреспонденту «Нового Региона» сообщил заместитель министра транспорта Крыма Николай Дручинин.

«Идея обсуждается, и даже попросили у Кабинета министров 32 миллиона гривен на разработку проекта. Насколько скоро будут выделены эти деньги, настолько скоро будет проведена работа по проектированию», – сказал Дручинин в ответ на вопрос о вероятности строительства тоннеля через гору Ай-Петри.

По его словам, столь большая сумма обусловлена необходимостью досконального изучения целесообразности уникального тоннеля.

«Мнений очень много. Одни говорят, этот тоннель может создать сквозняк, изменить климатические условия в Ялте. Поэтому все это будет изучаться, и в настоящее время тоже изучается», – сказал представитель Совмина.

Напомним, что действующий премьер-министр автономии Василий Джарты ратует за строительство тоннеля через Ай-Петри. «Вся горная Италия давно уже, как говорится, в таких тоннелях, и никакого холодного воздуха нет. Этого бояться, я считаю, не надо», – заявил Василий Джарты в середине августа.

Как сообщал «Новый Регион», президент Украины Виктор Янукович поручил обеспечить финансирование и разработку проектно-сметной документации на строительство автомобильной дороги Гвардейское – Глубокий Яр – Ялта с обустройством тоннеля.

Проект строительства нового автобана до Ялты с туннелем под Ай-Петри в 2005 году рассматривало еще правительство Анатолия Матвиенко. Активным лоббистом строительства скоростной дороги, которая сократит путь на Южный берег Крыма, выступил тогдашний глава Минтранссвязи Евгений Червоненко.

Инициаторов проекта не смущала ни фантастическая стоимость дороги, ни необходимость землеотвода в Ялтинском горнолесном заповеднике, ни прокладка тоннеля под горой Ай-Петри, поскольку большой перепад высот не позволяет провести весь автобан по поверхности. Тогда эксперты утверждали, что тоннель может сыграть в судьбе Южного берега полуострова роль могильщика и привести к климатическим изменениям, так как с тоннелем внешняя гряда крымских гор перестанет преграждать холодному воздуху путь на побережье. Соответственно, о субтропическом климате на Южном берегу можно будет забыть.

Тогда возмущенная крымская общественность, встретившая идею автобана в штыки, заподозрила, что истинной целью сторонников супер-стройки является приватизация огромных площадей в заповедных уголках полуострова. Матвиенко и тогдашний министр транспорта Украины Евгений Червоненко наличие таких замыслов отрицали, но при этом признавали, что автобан сможет построить только частный инвестор, который не станет вкладывать огромные деньги, если ему не отдадут землю под дорогу и разветвленную инфраструктуру.