Млечин: Сознательная фальсификация истории искалечила людей

Программа «Суд времени», посвященная вопросам истории, выходит сейчас в сетке 5 канала вместо ток-шоу «Свобода мысли». Разве история сейчас актуальнее современности? И отчего порой телезрители так непредсказуемо голосуют по поводу того или иного исторического события?

Писатель и историк Леонид Млечин — один из главных действующих лиц нового ток-шоу — собеседник «РГ».

Российская газета: Ток-шоу вызывает двойственное впечатление. С одной стороны, темы серьезные требуют от публики хорошего знания истории, постоянной включенности в беседу и не дают расслабиться. С другой стороны, формат стандартен и похож на другие телевизионные «Суды», в которых, к примеру, обсуждают семейные дрязги.

Леонид Млечин: Мне очень трудно судить со стороны, но все же у меня есть ряд наблюдений. Во-первых, многие знакомые говорят, что они «подсели» на эту программу, как на сериал. Когда обсуждалась идея ток-шоу с продолжением, мне сначала показалось это невозможным. Подумалось, ну кто нас будет на следующий день слушать? Оказалось, ничего подобного.

В этом ток-шоу, на мой взгляд, есть драматургия, которая увлекает. Конечно, иногда возникает избыток исторических деталей, и наш судья — Николай Сванидзе — в таких случаях останавливает свидетелей. В остальном же участники ток-шоу стараются сделать так, чтобы обсуждаемое было понятно каждому, вне зависимости от того, владеет ли он некими знаниями об обсуждаемом историческом персонаже и событии или нет.

Еще один важный момент: мы стараемся осовременить историю. Извлечь из исторической реальности урок, переложить на проблемы сегодняшнего дня. Люди на ток-шоу ходят разные, и, уверяю вас, это далеко не студенты или аспиранты исторического факультета. Поскольку я — дальнозоркий, то очень хорошо вижу все лица в студии, от первого ряда, до последнего. Им интересно. Они следят за ходом дискуссии.

Что любопытно, есть разница в результатах голосования в зале и среди телеаудитории. В студии люди прислушиваются, впитывают и усваивают аргументы сторон и голосуют в зависимости от того, насколько представленные доказательства убедительны. Это значит, что мы делаем дискуссию доступной. Ну а что касается формата, то он дисциплинирует участников, предполагает переход от одного вопроса к другому, задает движение. Иначе бы дискуссия могла превратиться в простую склоку.

РГ: Все же формат шоу требует, чтобы аргументы сторон были неожиданными, быть может, даже сенсационными. Как вы готовитесь к программам?

Млечин: Все зависит от темы. Поскольку мне близка история, начиная с 1917 года, то там мне проще, я представляю себе весь массив. А что касается древней истории, то мне сложнее готовиться, я трачу гораздо больше времени. Тем не менее я ставлю перед собой двоякую задачу. Первое, что для меня важно — это просвещение. Я люблю историю. Я историк — любитель во всех смыслах, и мне хочется, чтобы зритель узнал для себя нечто интересное.

Второе: я понимаю, что ток-шоу — это состязание. Столкновение мнений. Я должен выложить на стол убедительно яркие доказательства. Я ничего не придумываю, но выбираю такую подачу, которая подходит не для научной, а для широкой публичной дискуссии. Подбираю такие примеры, которые бы иллюстрировали ту историческую реальность, о которой мне бы хотелось рассказать, ведь я хорошо представляю себе степень мифологизации истории в нашей стране.

РГ: Когда ваша точка зрения проигрывает в голосовании, вы что испытываете?

Млечин: Чувство горечи. Это результат того, что сделали с людьми при помощи сознательной фальсификации истории. Она искалечила людей, не только лишила знаний о том, что было, но и отняла у них способность сопоставлять факты, думать, критически анализировать. Мне горестно, что так мало за последние годы сделано для того, чтобы эту ситуацию изменить. Я слежу за тем, что происходит в науке, и там в последние годы просто огромный прорыв. При этом существует большая пропасть между достижениями науки, историческими знаниями и общественным мнением, массовыми представлениями. Немыслимый разрыв! Хуже всего, когда у демагогов уже готов ответ, позиция телезрителей сформирована заранее, и они даже слушать ничего не хотят. Вот это мне бы хотелось изменить прежде всего.

РГ: То есть канал для думающих людей удается?

Млечин: Наше ток-шоу точно обращено к думающей публике. Мы не выясняем семейные отношения, не полощем грязное белье, а обсуждаем историю. И, к счастью, это важно для зрителей.