Минобороны: за Arctic Sea требовали выкуп

Захватившие сухогруз Arctic Sea требовали за него выкуп, угрожая взорвать судно в случае невыполнения, заявили в среду в российском министерстве обороны. Согласно сообщению ведомства, это подтверждают члены экипажа.

«Также члены экипажа утверждают, что люди, захватившие Arctic Sea, были вооружены и избавились от оружия, когда с борта корабля «Ладный» на сухогруз поступила команда остановить судно», — отметили в минобороны.

В ходе предварительного осмотра сухогруза, рассказали в ведомстве, были обнаружены скоростная надувная лодка, вещмешки с амуницией для подъема на судно и пиротехника. «В настоящее время с захватчиками и экипажем судна Arctic Sea продолжается дознавательная работа», — говорится в сообщении.

«Подозрительно от начала до конца»

Специалисты из разных стран подвергают сомнению официальную информацию российских властей об обстоятельствах исчезновения и поиска сухогруза Arctic Sea.

«Вся эта история выглядит подозрительно от начала до конца», — приводит агентство Рейтер мнение эксперта по морской безопасности издания Lloyd’s List Дэвида Ослера.

Сухогруз Arctic Sea под мальтийским флагом и с российским экипажем 23 июля вышел из Финляндии и взял курс на Алжир. По официальной версии, в водах Швеции на него было совершено нападение, после чего судно исчезло.

Его поиски продолжались до 17 августа, когда глава Минобороны России сообщил, что оно найдено и освобождено. Недоумевает по поводу событий вокруг Arctic Sea и редактор выходящего в России «Морского бюллетеня — Совфрахт» Михаил Войтенко.

«Операция [по розыску судна] стоила больше, чем само судно вместе с грузом. Я полагаю, что к произошедшему имели отношение государственные интересы. Думаю, что заинтересованные стороны нашли какое-то решение и договорились не выносить сор из избы», — приводит его предположения лондонская Times.

«Нетрадиционное» пиратство

Основания подозревать российские власти в укрывательстве видит и Financial Times. «Никаких объяснений по поводу захвата [судна] не представлено. По официальным данным, на судне был груз леса на сумму всего лишь 1,3 млн евро. Следствие по поводу исчезновения судна засекречено. Российское министерство обороны предоставило очень мало подробностей», — отмечает газета.

Эксперты склоняются к мысли, что в случае с Arctic Sea речь идет не о «традиционном» пиратстве, как это пытался представить министр обороны России Анатолий Сердюков.

«В нашем понимании это совершенно уникальный случай, обстоятельства которого когда-нибудь станут материалом для голливудского фильма», — считает представитель Европейской комиссии Мартин Селмайр.

«Случаев пиратства в Балтийском море не было с XVII века, и мы с осторожностью подходим к характеристике этого инцидента как пиратства. Наши головы слишком заняты событиями у берегов Сомали. Но это совершенно иной случай», — сказал агентству Рейтер другой европейский чиновник.

«Странные маневры»

Полиция Швеции, у побережья которой, по официальной версии, было захвачено судно, до сих пор не имеет свидетельских показаний о том, что к сухогрузу подошла надувная лодка.

Вместе с тем, представитель шведской полиции Илва Воксби сообщила, что ими были получены фотографии травм, предположительно нанесенных членам экипажа захватчиками. Картинки предоставила компания-оператор судна, получившая их с сухогруза по электронной почте.

Кроме того, шведская полиция говорит, что располагает данными с радарных установок и других судов, о том, что Arctic Sea совершал странные маневры в тот момент, когда, по официальной версии, его захватывали.

Отсутствие ясности и ажиотаж вокруг ситуации с сухогрузом породили немало предположений о том, что судно перевозило не только лес, но и некий секретный груз: наркотики, вооружения или даже ядерное оружие.

Версия адмирала Кыутса

Одну из версий в интервью эстонской газете Postimees выдвинул докладчик Евросоюза по борьбе с пиратством Тармо Кыутс. Бывший командующий силами обороны Эстонии полагает, что сухогруз был вовлечен в незаконную перевозку высокотехнологичного оружия, возможно — крылатых ракет.

Подозрения адмирала Кыутса вызвал тот факт, что в погоню за судном из Черного моря Россией были направлены три больших военных корабля и фрегат. «Эта команда в несколько раз больше той, что была задействована во время недавнего кризиса с сомалийскими пиратами», — отмечает докладчик ЕС.

«Такое странное поведение России во всей этой истории может объяснить только то, что на борту судна находились крылатые ракеты», — делает вывод Кыутс. По его мнению, «только транспортировка вооружения объясняет противоречивую информацию России о случившемся».

Похожего мнения придерживаются и в финской компании Solchart, владеющей сухогрузом. Слова одного из ее руководителей приводит Financial Times. На условиях анонимности он сказал, что «на борту мог быть секретный груз, который мог быть спрятан на судне, когда оно стояло на якоре в Калининграде», то есть еще до погрузки леса в Финляндии.

Недоверие к официальным заявлениям российского министра обороны высказала и газета Independent. Она выразила сомнения в том, что операция по спасению Arctic Sea вообще имела место.