Есть время подумать

Главное сделано: мы успели до полной темноты построить укрытие — возвести два односкатных шалаша напротив друг друга с перекинутым между ними легким навесом. Под ним со-орудили нодью. Дождь практически не заливал с трудом разведенный огонь, хотя отдельные капли все же просачивались сквозь плотный каркас и лапник навеса, но бессильно шипели, умирая в пламени.

Итак, мы переоделись в сухое, развесили мокрую одежду на просушку и занялись приготовлением ужина. Об этих двух важнейших элементах выживания в мокром и холодном осеннем лесу — о сменной одежде и рационе питания — мы, если будет возможность, поговорим позже, а пока уляжемся на развернутые коврики, которые сейчас теплее и мягче любой перины, и поведем дружескую беседу под звуки дождя и костра.

У нас есть время расслабиться и подумать, как мы докатились до жизни такой. Шутка шуткой, но мы заблудились, а это может стать одной из основных причин неплановой мокрой ночевки в охотничьем рейде.

 

ПРИРОДНЫЙ НАВИГАТОР.

Зачастую сориентироваться на местности и выйти из дремучего леса к людям, помимо карты и навигатора, нам помогают уши. Так, шум идущего поезда слышен за 5–10 км, выстрел из ружья — за 2–5 км, гудок автомобиля, треск пускача трактора — за 2–3 км, лай собак — за 1–2 км, крик петуха слышен на расстоянии до 2 км. Чтобы усилить слышимость в направлении ветра, нужно подняться на дерево, пригорок.

В пасмурную, дождливую погоду заблудиться можно в любом равнинном ландшафте, не имеющем очевидных ориентиров: в степи, в камышах и тростнике, в речных и озерных протоках, а уж заплутать в лесу, в тайге, как говорится, сам Бог велел. Правда, в современном мире, наполненном всевозможными техническими достижениями, попасть в такую ситуацию возможно разве что по причине собственного легкомыслия и неподготовленности. Или по невнимательности, что с нами не раз и случалось.

Мы уже говорили о том, что дальний охотничий рейд без топорика в рюкзаке — это несерьезно. Так вот, еще одно упущение при подготовке к походу — отсутствие карты, компаса и навигатора, именно этих трех предметов в их совокупности. Давайте по порядку.

Самое банальное знание карты местности — важная предосторожность, помогающая при любых обстоятельствах минимизировать риск заблудиться надолго и всерьез. Совершеннейшее легкомыслие — уходить в рейд, не изучив карту-километровку, а еще лучше — военную пятисотметровку. Ну, во-первых, это просто интересно знать, куда вы идете и где что находится: речки, ручьи и болота, урочища и лесные массивы, поляны и вырубки, населенные пункты и дороги, да и в конце концов границы тех угодий, в которые у вас есть путевка или лицензия. Изучение топографии местности вообще увлекательнейшее занятие.

А во-вторых… Предположим, вы поняли, что заплутали, и смогли определить стороны света. А дальше что? Допустим, вы знаете, что вам надо на восток, но что там, прямо по линии следования? Может, топь? Или река с неизвестными бродами? Обычная карта — старая добрая километровка — позволяет охватить взглядом сразу все подробности ландшафта на огромной площади и моментально наметить путь на километры вперед. Поэтому карта должна быть не просто в зрительной памяти, но и в кармане. Кстати, очень полезно перед выходом в незнакомые угодья еще и спутниковую карту изучить в максимальном разрешении (если, конечно, удастся такую найти).

Однажды осенью 2013 года на закате солнца я, не зная деталей местности и не имея (по халатности) распечаток спутниковой карты, вышел из тайги почти к самой охотничьей базе и… уперся в колоссальнейший вывал леса. Ничего более грандиозного я раньше не видел. Знал, где база, слышал ее, видел по навигатору, что до нее триста с чем-то метров, но не мог пройти. Вывал был такой дремучий, плотный и обширный, что я совершенно выбился из сил и уже готовился искать под стволами местечко для ночевки, чтобы отдохнуть и восстановиться. Но меня вдруг накрыла сильнейшая злость на самого себя, и на этой злости я полез поверх завала, рискуя сломать и ноги, и шею, и вышел-таки к базе.
А потом, уже дома, открыл спутниковую карту в Яндексе и — пожалуйста, вот он, тот самый грандиозный завал. Эх, кабы раньше посмотреть!

 

Помимо детального изучения перед дальним походом обычной печатной карты местности, желательно еще проштудировать спутниковую карту. Ее полезное свойство заключается в том, что она дает полное представление об особенностях ландшафта, что топографическими картами игнорируется.
Данная иллюстрация демонстрирует фото прогала в густом, дремучем лесу, а также спутниковый снимок того же прогала. Благодаря этим данным, мы имели точнейшее представление о том, где находились и что было вокруг нас.

Компас — вещь абсолютно безотказная в походе, служившая нам всем верой и правдой задолго до появления навигаторов, но ведь в лесу, где нет возможности взять предельно четкий азимут по какому-нибудь очевидному ориентиру, с компасом можно идти только «по направлению».

Не далее как пару лет назад на уже известном нам участке местности мой друг выходил к автомобилю из болотистой, невероятно дремучей и путаной поймы маленькой речушки. По компасу. Причем знал, что обязательно придет к заброшенной грунтовой дороге, протянувшейся почти параллельно пойме. Вот только не учел, что на дороге есть несколько развилок, похожих друг на друга, как близнецы.

К дороге он выбрался, но, даже видя выглянувшее к тому времени солнце и держа в руках компас, не смог понять, где очутился: справа или слева от автомобиля. Оказалось, вышел он вообще далеко — даже рация не брала. Теперь представьте себя на его месте: под ногами дорога, но куда по ней идти? Разумеется, мой друг знал, что если пойдет вправо, то, даже не найдя машину, к ночи выйдет к кордону, но это же не вариант!

В общем, очень долго ожидая друга у машины, я услышал только третий его выстрел и дал ответный сигнал. Он потом объяснял, что пытался сориентироваться по следам на дороге: если есть след протектора машины, значит, мы тут проезжали и идти нужно влево. Но лесная, малоезженая, поросшая плотной короткой травкой колея никакой информации на сей счет не сохранила.

Это я к тому, что выйти в лесу на нужную точку по одному только компасу, не зная местности и не видя карты, почти невозможно. Разве что кружить не будешь.
Навигатор… Ходить без него по лесу надо уметь обязательно, но не пользоваться им в лесу сегодня, когда XXI век на дворе, уже невозможно. Только ни в коем случае не забывайте, что навигатор не панацея и очень даже может подвести, хоть и крайне редко, но, как говорится, метко. Приведу два примера.

 

ВЕРИТЬ ЛИ ПРИМЕТАМ?

Что касается исконных способов ориентирования — примет, таких как мох с северной стороны стволов деревьев, муравейники, построенные с южной стороны тех же стволов и т.п., то давайте честно: в лесах средней полосы России эти признаки совершенно не очевидны. Так, к примеру, у отдельно стоящего в поле дерева, действительно, с южной стороны ветви растут мощнее, но в густой чащобе «опушенность» кроны практически одинакова со всех сторон.

Мой друг, толковый и опытный охотник-лесовик, без навигатора не ходит. Но однажды он допустил небрежность в обращении с этим приборчиком — выставил слишком мелкий масштаб — и на несколько часов закрутился на небольшом участке леса. Проблема было в том, что курсор на таком масштабе почти не двигался и закрывал собою трек, который сам же рисовал. Друг шел час, второй в нужном направлении… Что за ерунда?! Давно на развилку дорог должен был выйти, а лес все тот же. Увеличил масштаб — мать честная! Трек такой, как будто паук паутину наплел — круг на круге! Это та самая невнимательность, о которой я в самом начале упомянул.

У меня же навигатор однажды просто глюканул. Прибор вдруг совершенно непостижимым образом перепутал север с югом и повел меня прямиком в болота, а не на дорогу. Может, и не в гаджете было дело, а какой-то сбой произошел в невероятно тонкой системе наземных станций и спутников. Но как бы там ни было, а я пошлепал, как зомби, по данному мне умной машинкой целеуказанию, и, если б не напарник, только бы меня и видели. В отличие от меня, он местность знал и спустя какое-то время удивился, что она понижается: мощный коренной лес постепенно сменялся хилым, низинно-болотным. Напарник спохватился, достал из кармана компас… и много чего интересного я о себе узнал. А заодно и о GPS.
Если с вами случились все беды, которые только могли случиться (не видно солнца, размокла карта, потерян компас, «умер» навигатор), ориентируйтесь по ветру. Осенью ветры у нас, как правило, северные (ощутимо холодные) или северо-западные (помягче, более влажные). Если присмотреться, то видно направление движения даже сплошной и ровной облачности. Вот по направлению ее движения и ориентируйтесь.

Источник: ohotniki.ru