В поисках взаимопонимания

Уже 21 год (со дня принятия Закона «О животном мире») идет реформирование охотничьего хозяйства России и системы управления охотой и охотничьим хозяйством. Но результаты самые удручающие. В понятии властей охота — это блажь, досуг с ружьем, забывая при этом, что на охоту без ружья, пешим, голым и босым не пойдешь.

Для удовлетворения этой «блажи» заняты производством оружия, боеприпасов, высокопроходимой техники и плавсредств целые заводы. А чтобы эти средства ездили и плавали, охотники закупают тысячи тонн ГСМ.
Работают фирмы и компании по производству специального снаряжения, одежды и обуви.

Тысячи людей заняты разведением в вольерах и в полувольных условиях копытных и охотничьих птиц под выстрел.

Работают турфирмы по организации и проведению охоты для иностранных охотников. Не следует забывать работу клубов и секций по охотничьему собаководству и выращиванию подсадных уток.

Проводится скупка, переработка и реализация пушно-меховой продукции и дикоросов. Деятельность некоторых кафе и ресторанов ориентирована на использование мясных деликатесов, приготовленных из охотничьих трофеев. Организуются и проводятся охотничьи выставки оружия и снаряжения, выставки и испытания охотничьих собак.

Трудятся учебные заведения, готовя специалистов, без которых невозможно вести охотничье хозяйство. Сюда следует отнести и граждан, занятых в области охраны и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания. В интересах специалистов и охотников функционируют специализированные и периодические охотничьи издания.

Обслуживанием охотников и членов их семей в стране занято более 4 тыс. охотхозяйств различных форм собственности, за которыми закреплено 724 364,00 тыс. га охотугодий. Функционирование такой огромной охотничьей индустрии обеспечивает работой более 25 млн человек. Как заявляют специалисты, в этой сфере деятельности прямо или косвенно заинтересовано почти 50% населения России.

Встает закономерный вопрос, значит, и налоговые отчисления должны быть миллиардные. Увы… С началом действия Закона «Об охоте…» налоговые поступления в бюджет заметно сократились. Для сравнения: охотничья отрасль только в 11-й советской пятилетке позволяла ежегодно закупать пушнины на сумму более 70 млн руб., поставляла 17 тыс. т. мяса копытных и бурых медведей и 500 тыс. голов пернатой дичи.

Кроме того, на личное потребление охотниками шло 25 млн голов птицы и зайцев, более 10 тыс. т. мяса копытных и бурых медведей. Где все это? По сведениям Росстата, по форме 2 ТП-охота за 2013 г. (за 2014-й — секрет) общие затраты на ведение охотничьего хозяйства (тыс. руб.) составили 6 718 304,2, а выручка от реализации продукции охоты и оказанных услуг по РФ за 2013 г. (тыс. руб.) всего 2 960 460,3. Вот это поработали! Годовой итог — почти 4 млрд. руб. прямых убытков.

Сегодня «неукоснительное» выполнение требований Закона «Об охоте…» будет способствовать разорению охотхозяйств, особенно обществ охотников, сокращению налоговых поступлений в бюджет и потере более 500 тыс. рабочих мест. А это в условиях экономического кризиса недопустимо. Я предлагаю г-ну Будилину более внимательно вчитаться в название Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В самом названии закона есть только понятие — «охота», а «охотничьего хозяйства» — нет. Вы, Сергей Николаевич, не задавались вопросом — почему? Вы заявляете: «Считаю, что охота и охотничье хозяйство страны могут стать отраслью». Смелое заявление! Как вы это мыслите, объединить охоту с охотничьим хозяйством, которого нет, и у вас должна получиться отрасль? Я рекомендую вам заглянуть в такой документ, как «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (ОКВЭД). Там нет такого вида экономической деятельности, как «охотничье хозяйство». «Рыболовство, рыбоводство» есть, а «охотничье хозяйство» — нет.

Если нет охотничьего хозяйства, то нечем и управлять, и не нужен госорган по управлению им. Разработчики закона не такие уж глупые люди, чтобы по недомыслию исключить из названия закона такое понятие, как «охотничье хозяйство», и оставить только «охоту». Они руководствовались ОКВЭД и выполняли заказ. Закон был нужен для того, чтобы прибрать угодья идеологами этого коварного замысла.

По поводу существующего закона С. Будилин считает: «Да, критики много, но мне представляется, что будет неправильным отменять существующий закон. Разумеется, есть отдельные шероховатости, но не нужно забывать, что закон молод, и отношения участников охотпользования не сложились. Считаю, правильнее будет подстраивать закон под новые требования путем внесения поправок». Как мне кажется, эту песню г-н Будилин запел с чужой подачи.

Осмелюсь посоветовать ему прочесть статью своего предшественника А. Берсенева «Закон об охоте исполнять нельзя исправить» («РОГ» № 26, 2012 г.), где он пишет: «…легче написать новый закон, реально отвечающий интересам охотников и сохранению животного мира, чем вносить бесконечные поправки в действующий, в котором фактически понятие самой охоты подменено понятием добыча. Ведь охота — процесс, а добыча — результат».

И он нам самим предлагал выбрать, куда поставить запятую. Чтобы не утомлять Сергея Николаевича, приведу оценку Закона «Об охоте…», данную Н. Краевым, кандидатом юридических наук, и С. Матвейчуком, старшим научным сотрудником ВНИИОЗ им. Б.М. Житкова: «Общий социальный ущерб от введения в действие заведомо недееспособного и, более того, деструктивного Закона «Об охоте …» значительно превысит возможные положительные эффекты немногих содержащихся в нем конструктивных форм» («Охота и охотничье хозяйство» № 1, 2012 г.).

А чтобы окончательно убедить Сергея Николаевича о непригодности этого закона, приведу мнение уважаемого профессора М. Перовского об этом законе: «…власть заложила уши и делает вид, что все нормально, и что можно жить с уродом». А вы, Сергей Николаевич, говорите — какие-то «шероховатости».

С. Будилин заявил, что «…никто не снимал обязанности решения прошлых задач и поручений Правительства Российской Федерации». Это хорошо, что руководство департамента «сосредоточилось» на выполнении этих поручений. А почему департамент с министром С. Донским не «сосредоточился» на выполнении «Докладной» В. Путину помощника президента РФ, начальника Контрольного управления Президента РФ К. Чуйченко, от 04.12.12 г.?

Согласно которой в соответствии с указанием руководителя Администрации Президента РФ от 24.07.12 г. № А4-9713 Контрольным управлением совместно с аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах проведена проверка эффективности действующей системы охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира?

В ней говорится: «В ходе проверки установлено, что к настоящему моменту в Российской Федерации не сложилась соответствующая полноценная система управления данной отраслью. Нормативно-правовое регулирование в указанной сфере недостаточно эффективно. Переданные субъектам Российской Федерации полномочия не обеспечиваются должным финансированием, соответствующий контроль не осуществляется…

В большинстве западных стран охота, как отрасль, управляется соответствующими государственными структурами, что позволяет достигать, в том числе, значительных экономических результатов. Так, если в Российской Федерации в 2011 г. было добыто 157 тыс. копытных животных, то только во Франции и Германии ежегодно добывается более 1,5 млн косуль и 700 тыс. кабанов».

В «Докладной» фактически дана негативная оценка работы МПР и департамента охоты, также поставлен вопрос о необходимости возродить когда-то авторитетную отрасль народного хозяйства России. Президент на «Докладной» 12.12.12 г. наложил резолюцию — «согласен». Ну и что сделали в МПР, чтобы исполнить волю президента?

С. Донской вместе с премьером Д. Медведевым заболтали этот документ. Непродуманное реформирование, отсутствие вразумительного законодательства, концепции развития охотничьего хозяйства способствовали выдавливанию специалистов из отрасли, расцвету махрового браконьерства, что в свою очередь привело к катастрофическому снижению поголовья охотничьих животных. А процесс восстановления их не быстрый. Депутаты ГД и сенаторы СОВФЕД, выполняя чей-то заказ, протащили закон в одно «касание», а вот переработать его считают ниже своего достоинства. Вот и спотыкаемся.

На сегодняшний день в действиях властей я не увидел конкретной заботы о простом охотнике. А жаль. Без этого «простого» охотника все благие намерения властей пустой звук. Хотелось бы услышать, какие конкретные изменения в закон и другие подзаконные акты в МПР готовятся и как они будут способствовать улучшению ведения охотничьего хозяйства и возможности заниматься охотой. И кто тормозит их претворение в жизнь. Поделились бы, Сергей Николаевич, с охотниками, написав об этом в «РОГ». А пока все ваши заявления не что иное, как декларация о намерениях и похожи на танец на перевернутых граблях.

И не уколоться бы, и… Поэтому будьте готовы к критике за размазанность ваших высказываний. Слово — не воробей… Хотелось бы пожелать вам умения слушать ученых, специалистов охотничьего хозяйства и простых охотников.

Когда-то Д. Гранин, писатель, депутат Госдумы, сказал: «Власть всегда глупее народа. Но она не должна быть настолько глупой, чтобы не слушать свой народ». Если внемлите этому, тогда, пожалуй, вам будет легче претворять в жизнь комплекс декларированных намерений.
 

Источник