ЖКХ в России: реформы без платформы

Cегодня государство, говоря, о реформе ЖКХ, в лучшем случае лукавит и искажает действительность. Они нам говорят, что все делается для того, чтобы человек почувствовал себя хозяином. Но, при этом не уточняют, хозяином чего может быть житель почти развалившихся трущоб, то есть, домов, которые строились 50 — 60 лет назад? Говорят, что переход на 100% оплату коммунальных услуг позволит гражданам выбирать себе подрядчика.

Да какой подрядчик? Если в каждом доме шесть труб. Одна труба с холодной водой, другая с горячей, водоотведение, и две на отопление, да плюс газовая. И у каждой трубы есть хозяин, который на сегодняшний день монополист. И к кому пойдет, так называемый хозяин жилья, заключать договор на обслуживание? К тому же монополисту, который и диктует цены. А министры и депутаты сидят, лукавят, врут в глаза, прекрасно понимая, что жителю никуда не деться, как идти к тому же хозяину водоканала, к хозяину тепловых сетей. Вот самый важный пункт ЖКХ, а не в вопросах найма дворника или слесаря, для обслуживания квартир. И здесь не происходит никаких реформ.

Чиновник как сидел на этих трубах, так и сидит, или его представитель. Поэтому и нормативы потребления воды завышены в два-три раза. Поэтому жители уже давно платят более ста процентов стоимости коммунальных услуг. Все это ярко высветилось в вопросе по установки счетчиков индивидуального учета потребления воды. Решение этой проблемы опять переложили на жителей. Что равносильно тому, как заставить покупателей ходить в магазин со своими весами. Компания продает, а потребитель должен измерять. Принимая такое решение, они прекрасно понимали, что не каждая семье может сегодня выложить пять-семь тысяч за установку счетчиков. Тем более что счетчики требуют обслуживания и ежегодной поверки, что тоже стоит денег. А ведь достаточно было общего счетчика на весь дом.

Как видим, сегодня все делается для того, чтобы избавиться от необходимости, за счет государства, сносить эти дома или проводить их капитальный ремонт. В свое время настроили «клетушек», вместо того, чтобы давать людям землю под строительство домов, а теперь хотят, чтобы эти трущобы, народ же сам и ремонтировал или приобретал себе новое жилье, если таковая возможность имеется. И опять в России, для своих же граждан, нет ни земли, ни денег, для строительства жилья.

Но меня больше беспокоит, что произойдёт с жилищным фондом без надлежащей инженерной эксплуатации через 10-15 лет. Не секрет, что все дома ТОСов не будут иметь должного нормированного финансирования для нормального содержания конструкций здания), многие понимают под этим лишь нормальную эксплуатацию инженерного оборудования — коммуникаций здания, упуская из виду несущие конструкции здания, — фундаменты, несущие стены — перегородки, кровлю).

Последние (учащающиеся) аварийные случаи обвалов, провалов, обрушений — торговых, спортивных, жилых зданий — лишний раз дают нам понять, что содержание зданий (в конструктивно — инженерном смысле) в надлежащем порядке и эксплуатация зданий, — не одно и то же. Подумайте, что нас ожидает после 10-15 лет такого реформирования ЖКХ?

Для этого и должны существовать не только госУДАРственные контрольные органы (госархнадзор, госпожнадзор, гос ( ??? ) надзор и др.) но и госУДАРственные органы, содержащие и финансирующие надлежащее содержание. Ибо существующие жилые здания (комплексы) — это результат многолетней госУДАРственной политики в решении жилищной проблемы, если бы решение жилищной проблемы населения решалось государством путём выделения земельных участков под индивидуальную застройку и ведения политики достойной заработной платы, то в этом случае госУДАРство бы могло сложить ответственность в сложившейся ситуации. А поскольку сегодняшнее «плачевое» состояние дел в жилищном хозяйстве (аварийное, ветхое жильё, изношенность коммуникаций, коммунальных объектов — котельных, насосных, очистных, тепло-электро станций) явилось прямым результатом госУДАРственной политики многих десятилетий, то подло, непорядочно, незаконно — сегодня перекладывать ответственность с государства (ежели оно считает себя таковым) на плечи населения.

Поэтому наиболее правильное решение на сегодня, — это продолжение содержания-обслуживания конструкций жилых зданий, капитальный ремонт зданий, отселение ветхого аварийного жилья — предоставление жилья молодым специалистам, молодым семьям, военным, строительство общежитий, домов гостиничного типа, муниципального жилья (для учителей, врачей и др.) должно происходить за счет бюджетных средств.

Одновременно, госУДАРство должно стимулировать путем выделения бесплатно земельных участков (с перспективой для семьи) от 15 до 25 соток, а также использовать экономические рычаги (рост зарплаты, ссуды, местные кредиты, ипотеки) для стимулирования строительства индивидуально-малосемейного домостроения.

Как вариант, например что, мешает госУДАРству, выделить вместо отселения аварийного ветхого дома (разумеется, загодя, а не когда он рухнет) земельный надел, которым они могли войти как долей в строительство. Я думаю, что желающих подрядчиков нашлось бы не мало.

При встречах со строителями на подобные предложения они говорили, что готовы отдавать до 30% вводимого жилья. Но для этого нужна политическая воля государства, а не корыстные интересы чиновника. (А если бы этот надел был подготовлен местными властями коммуникациями, так называемый «нулевой цикл», то проблему жилья (как аварийного, так и очередников) можно было бы решить и дешевле и быстрее.