За учебный год будут перепрофилированы или закрыты 65 школ

В течении лета в СМИ попадала информация о планах правительства по закрытию и «реорганизации» школ во многих регионах России. Так в Москве, по заявлению главы департамента образования Ольги Ларионовой, за следующий учебный год будут перепрофилированы либо закрыты 65 школ.

Все они по новым нормам признаны малокомплектными — теперь класс, в котором меньше 25 учеников считается незаполненным. В сентябре 2009 года малокомплектными были признаны около 260 столичных школ, так что есть все основания предполагать, что в дальнейшем «чёрный список» будет лишь пополняться. Слияние школ происходит «в целях совершенствования сети государственных образовательных учреждений и уменьшения неэффективных расходов на содержание малокомплектных образовательных учреждений». Именно под таким же соусом принимался в 2002 году «Приказ о реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности», который предписывал решать проблемы устаревшей материально-технической базы и низкого качества образования сокращением количества школ. Теперь Департамент образования принялся за уплотнение и без того переполненных московских классов. И если раньше существовавший максимум — 25 человек — как-то ограничивал количество учеников в классе, то сейчас максимум превратился в минимум, и количество учеников ограничивает только «здравый смысл» Департамента образования. Ольга Ларионова отдельно оговорила: «Мы будем учитывать специфику и особенности школ при реорганизации». Насколько это обещание соответствует действительным планам правительства продемонстрировало слияние школы для инвалидов № 1321 со школой № 469. В результате детям-инвалидам придётся добираться до школы дальше, чем по градостроительным нормам полагается добираться здоровым детям; а здоровые дети вынуждены будут понизить свой образовательный уровень. Под одной крышей окажутся школа № 287, адаптированная для учеников с ослабленным здоровьем, и школа № 271. При слиянии будут потеряны хорошо оборудованные помещения и богатейший набор семинаров, кружков и студий школы здоровья. При этом, заметим, «школы здоровья» не то что не страдают от недостатка учеников — они в Москве стонут от избытка желающих учиться. Условно, правда, их все можно причислить к «малокомплектным», ведь они подчиняется особым нормативам наполняемости: в классе должно быть не более 20 учеников. Слияние с обычной школой приведёт к перезаполненности классов и резкому снижению уровня образования.

Школа № 27 стала малокомплектной только потому, что количество её учеников сократили с 700 человек (только с 6-го по 11-й класс) приказом сверху. Слившись со школой № 354, эта школа потеряет свою уникальную программу, благодаря которой успешно учатся и дети со слабой мотивацией, и те, кто профессионально занимается спортом или искусством, и дети, которые хотят окончить школу побыстрее. Слиянию подвергнутся и школы № 281 и № 1139, школа № 1213 с углубленным изучением английского языка, потеряет все «незаполненные» классы. Та же участь ждёт многие школы других регионов, правда получить информацию о подготавливаемой реструктуризации в сфере образования становится всё сложнее, многие школы узнают о собственном закрытии в последний момент, а некоторые ВУЗы до сих пор не знают, что внесены в списки на слияние с другими. Родители возвращаются из отпусков и выясняют, что учиться их детям уже негде. Таким образом чиновники лишают преподавателей, учителей, студентов, школьников и родителей возможности объединиться, организоваться и выразить свой протест. В освободившихся зданиях малокомплектных школ планируется размещать дошкольные учреждения. В 2010 году чиновники надеются таким образом выкроить место для 2 тыс. детей, к 2012 году- 4,5 тыс. детей. В 90-х, во время демографического спада, многие детские сады сдали в аренду коммерческим структурам, а теперь чиновники предлагают проблему дошкольников решать за счёт школьников. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, называет «бредом» идеи правительства Москвы о размещении детских садов в малокомплектных школах:

«Здания школ функционально непригодны для дошкольников, это попытка закрыть одну дырку созданием другой». Не надо быть ясновидцем, чтобы понять, чем такое решение обернётся через несколько лет.

Есть и ещё один вариант использования освободившихся зданий — в них будут организованы центры досуга и внешкольного образования, однако даже в случае, если эти обещания будут выполнены, простым москвичам это не принесёт ничего хорошего — дополнительное образование уже давно работает на самоокупаемости и является ещё одним видом коммерческой деятельности. Ещё одна проблема, которую повлечёт за собой сокращение количества школ, — это увольнение учителей, усугублённое ещё и сокращением количества часов на общеобразовательные предметы. Администрация вяло обещает, что для каждого учителя найдут работу, но подобными словами сопровождается практически каждая волна увольнений. По информации ОП РФ, к новому учебному году только из школ Московской области будет уволено 8,5 тыс. учителей, а количество оказавшихся на бирже труда столичных педагогов пока неизвестно.

Сокращение количества школ и уплотнение классов наносит очередной удар по стремительно ухудшающемуся качеству бесплатного образования. Оно лишает учителя возможности качественно преподавать материал, а классного руководителя — проводить интересные внеклассные мероприятия. Весь процесс обучения сведётся к попыткам сохранить дисциплину в переполненных классах. Сокращается количество часов на общеобразовательные предметы; в то же время стремительно разрастаются курсы «патриотизма» и лояльности государственному режиму вроде «Основ православной культуры» и «Основ светской этики»; в том же духе спешно перекраиваются программы гуманитарных предметов; уроки сверх урезанной программы предлагаются уже на платной основе, в качестве «дополнительных» — все это для того, чтобы дать российскому обществу сравнительно хорошо образованную элиту, а остальные будут обречены на второсортное стандартное обучение. Следующий удар будет нанесён по ВУЗам: уже разрабатывается «Программа сети высших учебных заведений, подведомственных Рособразованию, на 2010 — 2011 года» по которому 344 российских ВУЗа предлагается сократить до 250 — 230, причём в большей степени это коснётся педагогических ВУЗов, что с оттяжкой в пять лет ударит снова по школе.

Хотя «бюджетная реформа» официально отложена на 2012 год, мы видим, что на практике она реализуется уже сейчас. Решения о закрытии «лишних» классов и реорганизации школ — это вовсе не инициатива местных чиновников, все подобные решения «принимаются на федеральном уровне» — упомянул замначальника управления образования Северного округа Москвы Владимир Ермаченков Учителя, директора и родители закрываемых школ оказались застигнуты врасплох. Тем не менее уже есть попытки организовать борьбу. Например, педагогический коллектив школы № 469 еще 19 мая провел пресс-конференцию «В Москве началось уничтожение школ», на которой заявили о несогласии с решением главы управления образования Юго-Восточного округа (ЮВАО) Людмилы Митрюк о закрытии их школы. Директор школы № 27 пытается остановить процесс, обращаясь к разным общественным и государственным структурам.

В школе № 1213 пытаются спасти хотя бы некоторые классы, заполняя их детьми из других, подлежащих расформированию. Директор пытается пригласить в школу «недостающих» детей, а родители тем временем решают, чьими детьми пожертвовать в случае чего: расформировывать целые классы, или предложить детям из отдалённых районов сменить школу.

Очевидно, что ни письма чиновникам, ни тем более ссоры родителей детей из разных районов не помогут остановить стремительное разрушение сферы образования. Для этого необходимо уже сейчас собирать имеющиеся силы, организовывать комитеты борьбы учителей, родителей и школьников для координации протестов разных школ. Прежде всего — чтобы учителя и родители выработали собственный альтернативный план развития школ и могли консолидировано предъявлять свои требования чиновникам, распространять информацию в других школах и всем жителям Москвы, проводить акции протеста. Необходимо выступать против уплотнения классов — для нормального обучения класс не должен быть больше 15-ти детей. Нужно выступать против сокращений бюджетов, зарплат и рабочих мест учителей — ни дети, ни учителя не должны платить за кризис, спровоцированный крупным бизнесом. Борьба против «бюджетных реформ» неотделима от требования национализации промышленности и банков под контролем и управлением трудящихся — именно эта мера позволит наполнить исхудавший бюджет. А контроль рабочих всех секторов над бюджетами всех уровней позволит планировать бюджетные расходы не в интересах бизнеса и чиновников, а в интересах большинства. Исход борьбы за всеобщее качественное и бесплатное образование сейчас во многом зависит от самих учителей, родителей и школьников.

Вопрос закрытия школ касается и студентов и преподавателей педагогических ВУЗов: для выпускников 2012-го года не найдётся рабочих мест, а преподавателям, учитывая падение спроса на квалифицированных учителей, скоро некому будет преподавать. Поэтому и они могут проявить солидарность с протестующими учителями.

Вопрос детских садов тоже стоит очень остро, но решаться он должен, конечно, не за счёт школ. Школьные комитеты могли бы участвовать в борьбе воспитателей и родителей дошкольников за новые помещения для детских садов, против их коммерциализации и уплотнения групп, против сокращения рабочих мест.