Вулкан накрыл российский турбизнес

Российский турбизнес фиксирует миллионные убытки из-за авиационного коллапса. Уже около трети россиян пытаются отказаться от рискованных туров на майские праздники. Однако европейские отели требуют уплаты штрафов. Значительные потери несут и те десятки тысяч россиян, которые уже застряли в иностранных аэропортах и фактически отрезаны от родины. Чтобы избежать будущих войн со своими клиентами, туроператоры требуют ввести дополнительную страховку на случай стихийных бедствий или эпидемий.

Вчера президент РТС Сергей Шпилько на пресс-конференции в Интерфаксе подвел неутешительные и явно неокончательные итоги прекращения пассажирских авиаперевозок в Европе – 63 тыс. авиарейсов отменено, в списке пострадавших 7 млн. человек.

На фоне транспортного коллапса в небе ЕС проблемы России выглядят не столь масштабными: отменено около 650 авиарейсов, не смогли улететь в пункт назначения чуть более 40 тыс. пассажиров.

В разных странах мира застряло около 30 тыс. российских туристов. Примерно треть из них своим ходом так или иначе добрались на родину. В основном – железнодорожным и автомобильным транспортом, вплоть до такси. Поездка от Парижа до Берлина кому-то обошлась в 2 тыс. евро. Но выбирать не приходилось. С наибольшими сложностями россияне столкнулись в Англии. У них не было шенгенских виз, поэтому границы Евросоюза остались для них закрытыми.

Будет странно, если из случившегося не будут извлечены уроки, говорит Шпилько. РСТ уже не впервые предлагает ввести обязательное страхование туров на случай стихийных бедствий и других ЧП. Речь не только об извержениях вулканов и цунами, но эпидемий болезней, подобных прошлогоднему свиному гриппу. «Это не простой страховой продукт», – признает президент РСТ, но для стабильной работы туристического рынка он необходим. В нем нуждаются в первую очередь сами туристы, интересы которых в этом случае будут защищены страховыми полисами, и в форс-мажорных ситуациях они смогут рассчитывать на покрытие убытков.

То, что это так, признают чиновники. «Что касается наших туристов, то они пребывают в нежной постсоветской вере в нашу действительность и вообще не следят за своим договором (с туроператором). Скорее всего у большинства из них шансы получить что-то будут очень маленькими», – заявил накануне глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Впрочем, он пообещал «искать в правовом поле возможности, чтобы эти компенсации получить».

По мнению заведующего кафедры страхования МГИМО Рустема Юлдашева, страховые компании, безусловно, заинтересованы в введении нового вида страхования туристов. Страховать клиентов от стихийных бедствий и компенсировать ущерб, наступивший в результате страхового случая, дело не новое. В пример Юлдашев привел действия американских страховых компаний после урагана «Катрина». Опасения, что введение нового вида страхования приведет к удорожанию турпутевок, эксперт назвал безосновательными. Стоимость страховки для туриста едва ли превысит 0,5% от прописанной в полисе суммы покрытия убытков.

Наличие такой страховки сняло бы многие проблемы, вновь обострившиеся в отношениях между туристами и туроператорами. Сейчас некоторые компании, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, считают себя свободными от исполнения обязательств перед клиентами. Глава правовой комиссии РСТ Георгий Мохов считает это недопустимым. «Форс-мажор не освобождает от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств», – подчеркнул он. Туроператоры обязаны предлагать альтернативные варианты по размещению, доставке в пункт назначения, предоставлению других услуг. Если ничего этого не предпринимается, туристу не составляет труда доказать в суде свою правоту и получить назад свои деньги. Мохов прогнозирует рост судебных исков, связанных с этими конфликтами. Однако, напоминает он, форс-мажор освобождает туроператоров от уплаты штрафов, неустоек, компенсации морального вреда и косвенных издержек туристам.

Аналогичную ответственность несут авиакомпании, которые не вправе, ссылаясь на отмену или полный запрет рейсов в одностороннем порядке, отказывать пассажирам в выполнении обязательств по доставке их в пункты назначения согласно купленным билетам. Зато авиапассажиры сохраняют свои права. И в том случае, когда авиарейс отменен или надолго задержан, каждый может сдать билет, получив его полную стоимость.

Более неопределенная ситуация с отельерами, признают в РСТ. Например, в Германии владельцы отелей категорически отказываются без штрафов аннулировать брони россиянам, которые из-за извержения вулкана в массовом порядке (уже около 30%) отказываются от туров на майские праздники. На этот случай как раз и нужна страховка, чтобы покрыть туристу все издержки.

По данным Евроконтроля на вторник, гражданские самолеты не обслуживаются на большей части воздушного пространства Европы. «Это включает Бельгию, Чехию, Данию, Эстонию, Финляндию, часть Франции, Германию, Венгрию, Ирландию, Голландию, север Италии, Польшу, Румынию, Словению, Швейцарию, часть Украины и Великобритании», – отмечается в пресс-релизе.