Всеобщая «головная боль» — это НДС

Являясь бюджетообразующим (в 2009 году он дал бюджету 2,05 трлн. руб., в том числе 873,3 млрд. руб. за импортную продукцию), этот налог одновременно стал воплощением коррупции и произвола. Кто-то может незаконно возмещать миллиарды, кого-то ни за что ни про что могут обвинить в незаконном возмещении НДС с ответственностью, вплоть до уголовной, а кто-то годами не может возместить свой кровный НДС. А ведь эта проблема решаема.

ДЛЯ НАЧАЛА необходимо упростить методику расчета НДС хотя бы для российских предприятий, не имеющих льгот по этому налогу. При расчете НДС за налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, как это предписано сегодня Налоговым кодексом, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги. Она легко может быть определена по данным бухгалтерского учета. Никаких возмещений НДС, из-за которых и происходит весь «сыр-бор», тогда не потребуется. Счета-фактуры сохраняются, но они теряют свою сакральную роль для значительной части российских производителей, работающих на внутреннем рынке. Станет легче и арбитражным судам: более половины налоговых дел связаны с НДС.

Кроме того, целесообразно снизить ставку НДС с 18% до 10%. При этом для импортной продукции следует увеличить таможенную пошлину на величину снижения НДС. Тогда потери бюджета будут определяться снижением НДС только для отечественной продукции, реализуемой в России. Они, как показывают расчеты, не превысят 0,5% нашего ВВП.

Возможными противниками снижения ставки НДС с 18% до 10% будут экспортеры, так как они реально потеряют 468,7 млрд. рублей. При ставке в 18% они возмещают из бюджета 1057 млрд. руб., а при ставке в 10% будут возмещать только 588,3 млрд. руб. Официальным обоснованием нецелесообразности снижения НДС будет объявлена озабоченность потерями бюджета, проблемами ВТО и т.п. Но за подобными мотивами скорее всего будут стоять интересы коррупционеров.

Головная боль НДС

Всеобщая «головная боль» — налог на добавленную стоимость (НДС). Являясь бюджетообразующим (в 2009 году он дал бюджету 2,05 трлн. руб., в том числе 873,3 млрд. руб. за импортную продукцию), этот налог одновременно стал воплощением коррупции и произвола. Кто-то может незаконно возмещать миллиарды, кого-то ни за что ни про что могут обвинить в незаконном возмещении НДС с ответственностью, вплоть до уголовной, а кто-то годами не может возместить свой кровный НДС. А ведь эта проблема решаема.

ДЛЯ НАЧАЛА необходимо упростить методику расчета НДС хотя бы для российских предприятий, не имеющих льгот по этому налогу. При расчете НДС за налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, как это предписано сегодня Налоговым кодексом, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги. Она легко может быть определена по данным бухгалтерского учета. Никаких возмещений НДС, из-за которых и происходит весь «сыр-бор», тогда не потребуется. Счета-фактуры сохраняются, но они теряют свою сакральную роль для значительной части российских производителей, работающих на внутреннем рынке. Станет легче и арбитражным судам: более половины налоговых дел связаны с НДС.

Кроме того, целесообразно снизить ставку НДС с 18% до 10%. При этом для импортной продукции следует увеличить таможенную пошлину на величину снижения НДС. Тогда потери бюджета будут определяться снижением НДС только для отечественной продукции, реализуемой в России. Они, как показывают расчеты, не превысят 0,5% нашего ВВП.

Возможными противниками снижения ставки НДС с 18% до 10% будут экспортеры, так как они реально потеряют 468,7 млрд. рублей. При ставке в 18% они возмещают из бюджета 1057 млрд. руб., а при ставке в 10% будут возмещать только 588,3 млрд. руб. Официальным обоснованием нецелесообразности снижения НДС будет объявлена озабоченность потерями бюджета, проблемами ВТО и т.п. Но за подобными мотивами скорее всего будут стоять интересы коррупционеров.