«Военный совет»: учения «Восток-2010»

Радио «Эхо Москвы»: В гостях у «Военного совета» генерал-полковник, главнокомандующий сухопутными войсками Александр Постников.

С. БУНТМАН — Добрый день, «Военный совет» открывает своё очередное заседание в эфире радиостанции «Эхо Москвы», в прямом эфире всегда по субботам после 12 часов и на следующий день на телеканале «Звезда» телевизионный вариант. У микрофона Сергей Бунтман и перед вами Сергей Бунтман. Анатолий Ермолин, увы, заболел. Бедняга, пусть выздоравливает быстрее, и мы будем дальше вести программы «Военного совета». Сегодня у нас в гостях главнокомандующий сухопутными войсками, генерал-полковник Александр Постников. Александр Николаевич, добрый день.

А. ПОСТНИКОВ — Добрый день. Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.

С. БУНТМАН — Ну и телезрители тоже.

А. ПОСТНИКОВ — Ну и телезрители, конечно.

С. БУНТМАН — Александр Николаевич, давайте мы сразу начнём с актуальных событий. Учения «Восток-2010», и наш корреспондент там был. И я думаю, что мы не преувеличим, если скажем, что это очень крупные учения, очень масштабные. И, наверное, они в чём-то стали очень показательными для нынешнего состояния и сухопутных войск, и вообще Вооруженных сил России.

А. ПОСТНИКОВ — Я бы хотел отметить, что оперативно-стратегические учения «Восток-2010» явились логическим продолжением прошлогодних манёвров, учений «Кавказ-2009» и «Запад-2009», и в ходе этих учений прежде всего оценивались навыки командующих, командиров управлять межвидовыми разнородными группировками войск, проверялись их навыки быстро реагировать на изменения в обстановке, в полной мере воспользоваться предоставлялось каждому из них максимально тем составом войск, той техникой, вооружение, которым располагала каждая группировка, чтобы применить её наиболее эффективно. Кроме того в ходе оперативных стратегических учений изучались возможности и эффективность применения на стратегических направлениях силы и средства противовоздушной обороны, а также вновь созданная система материально-технического обеспечения. Войска должны были в новой организационной штатной структуре показать, насколько они способны совершать марши на большие расстояния, преодолевать водные преграды, участвовать в маневренных действиях, высаживаться, в том числе в качестве десантов. Одним словом, выполнять свои задачи по предназначению.

С. БУНТМАН — Были… разрабатываются перед такими учениями, разрабатываются какие-то цели и нормативы. Что должны показать вот такие учения? С одной стороны разрабатываются, какими они должны быть, ну некий сценарий, говоря простым языком, некий сценарий, и на каждом этапе он должен выполняться и – что здесь главное – чтобы чётко, ясно выполнилось то, что задумано или, например, в ходе учений могут какие-то проблемы возникнуть, которые надо оперативно и точно преодолевать?

А. ПОСТНИКОВ — Ну, тут, как правило, ставится много задач и цели различные, но как правило, одна из этих целей – убедиться в том, чтобы замысел, который определён руководителем учения, выполнялся в целом правильно, решения принимались рациональные, которые позволили бы эффективно выполнить возложенные задачи, и в то же время предоставляется достаточно широкая инициатива каждому командующему, каждому командиру, каждому начальнику, вот в этой обстановке выбрать наиболее рациональное, наиболее правильное, нестандартное решение – это всегда приветствуется.

С. БУНТМАН — То есть оставляется всегда возможность…

А. ПОСТНИКОВ — Конечно.

С. БУНТМАН — Такое пространство для манёвра, причём сейчас очень важно, инициатива командиров, насколько я понимаю всему тому, о чём мы говорим сейчас, очень важна самостоятельность какая-то, уверенность и во взаимодействии с другими частями, между подразделениями, это очень важно, чтобы было чувство, не только прямое выполнение приказа, а было ощущение того, что ты понимаешь и гибко выполняешь всё это дело.

А. ПОСТНИКОВ — Конечно, современный бой, во-первых, требует от каждого командира быть самостоятельным, его часть, его соединение должны быть готовы действовать автономно на различных направлениях, и при этом умелое взаимодействие между родами войск, которые организует командир, является результатом, успехом его задачи. Конечно, естественно, в ходе учений руководство пытается создать такую обстановку, когда вот эти качества каждого командира, его нестандартность мышления может проявиться в полной мере, а войска при этом, естественно, должны в полной мере использовать боевые возможности своей техники, своего вооружения, показать навыки выполнения задачи в сложных погодных в том числе условиях, и надо сказать, что в ходе оперативно-стратегических учений «Восток-2010» в целом вот эти задачи, поставленные руководителем учений, были выполнены.

С. БУНТМАН — Но вот, Александр Николаевич, очень интересно, как долго анализируется… мы это не всегда понимаем. Вот вы говорили – Кавказ, Запад, Восток сейчас. Как долго анализируется, сколько нужно времени, для того чтобы тщательно проанализировать и наметить какие-то пути и для исправления того, что не соответствует, может быть, уровню, или закрепления того, что уже достигнуто. Сколько анализируются такие учения?

А. ПОСТНИКОВ — Ну сейчас очень трудно конкретные сроки определить. Всё зависит от того, что мы хотим исследовать, что мы хотим изучить и что хотим сравнить. В ходе учений «Восток-2010», в отличие от предшествующих учений, исследование вновь созданной организационно-штатной структуры соединений, постоянной готовности, уже осуществлялось на более высоком качественном уровне: у нас уже был опыт, приобретённый на учениях в прошлом году, и поэтому уже несколько другие цели преследовались, несколько другие задачи были сложные, естественно, и я бы не хотел сказать, что мы в полной мере удовлетворены вот тем, что имеем на сегодняшний день, и, естественно, опыт, приобретенный в ходе этих учений, те исследования, которые проведены в ходе этих учений, позволят следующим учениям, уже в следующем году, во-первых, подойти на более высоком качественном уровне, всестороннем, в том числе и подготовки войск, и в этом смысле можно сказать, что это будет измеряться сроком до года, а если мы речь ведём об эффективности применения межвидовых группировок войск, то это, конечно, естественно, более продолжительный срок. Исследования будут продолжаться и в ходе учения будут вырабатываться новые формы, способы, и самое главное: будет прежде всего совершенствоваться система управления, это для нас самая главная задача.

С. БУНТМАН — Ну для это нужен очень честный разговор, очень серьёзный честный разговор после этого, честный, профессиональный. Вот это такое базовое условия, наверное, для того, чтобы идти дальше.

А. ПОСТНИКОВ — Естественно, итоги учений были подведены руководителем учений, начальник Генерального штаба, генерала армии Макаровым в Хабаровске, участниками разбора и подведения итогов были все должностные лица руководства, естественно, начиная от командира бригады и заканчивая руководителями центрального аппарата, где объективно каждый получил свою оценку, где были отмечены и положительные стороны, их было достаточно много, и это объёктивно, но были и указаны те недостатки, те упущения, те недоработки, которые, к сожалению, не в полной мере позволили добиться более эффективных, более умелых действий, и вот это как раз и анализ, который позволил стать базовым для планирования работы при подготовке к следующему учению.

С. БУНТМАН — У нас в гостях Александр Постников, главнокомандующий сухопутными войсками. Александр Николаевич, вот так совпало, что было принято решение перейти на несколько другую систему, отказаться от понятия военный округ, перейти на направления «Север», «Восток», «Запад», «Юг», перейти к командованиям – вот это в структуре, которая сейчас нарабатывалась плюс оперативное командование, бригада. Несколько лет переходили Вооруженные силы к новой организационной структуре, и вот теперь, наверное, это уже такое вот завершение на нынешний момент, что собой представляет переход к вот такому командованию и как выглядит сейчас уже структура перспективная организационная Вооруженных сил?

А. ПОСТНИКОВ — Ну как вы знаете, шестого июля указом Президента Российской Федерации, нашего Верховного главнокомандующего, была определена новая структура управления и, кроме того, введена система единого материально-технического обеспечения. Новая структура управления предполагает объединение шести ранее существовавших округов в 4 объединённых стратегических командования, которые имеют достаточно конкретную задачу в зоне своей ответственности, имеют уже определённую группировку войск и, причём, межвидовую группировку войск, которая находится у каждого командующего непосредственно в подчинении, что в конечном счёте позволит более эффективно, во-первых, применять эти войска, а, во-вторых, ускорить сам управленческий процесс, то есть сократить до минимума время от уяснения задачи каждым до доведения уже принятого решения и задачи, в свою очередь, в нижестоящее звено. Поэтому то, что мы избавились от одного промежуточного звена, имеется в виду — у нас уже нет дивизий, и управлений осуществляется внутри объединённого командования на уровне оперативно-стратегическом, оперативном и тактическом – это, естественно, способствовало тому, чтобы все процессы управленческие решались наиболее эффективно и в ходе учений мы в этом убедились.

С. БУНТМАН — Вот скажите, четыре командования, здесь когда это описывали, когда об этом говорил начальник Генерального штаба, туда ведь, например, что, на Западе там, например, Балтийский флот. Флот тоже входит в эти…

А. ПОСТНИКОВ — Вот я как раз хотел подчеркнуть, что в объединённое командование «Запад» с местом дислокации Санкт-Петербург уже в непосредственное подчинение командующему войдёт и Балтийский, и Северный флот, и командование ВВС и ПО, и все те силы и средства, которые находятся на территории вот этого объединённого командования. Если мы речь ведём о командовании «Юг» с местом дислокации Ростов, то, помимо сухопутной составляющей в состав вот этого объединения войдет Каспийская флотилия, Черноморский флот, а также вот именно структура командования Военно-воздушных сил и Противовоздушной обороны. Если мы речь ведём об объединённом командовании «Центр» с местом дислокации Екатеринбург, то помимо сухопутной составляющей в состав войдёт командование Военно-воздушных Сил, а в случае необходимости будет привлечена та часть группировки Военно-морских сил, которая в случае необходимости будет задействована, то есть это вполне возможно и вполне реально, ну а если вести речь о самом большом объединенном стратегическом командовании «Восток» с местом дислокации управления этого командования в Хабаровске, то помимо части сухопутной группировки, которая ранее дислоцировалась на территории Сибирского военного округа и Дальневосточного военного округа, в состав будет включён и Тихоокеанский флот и группировка Военно-воздушных сил и Противовоздушной обороны. То есть эта межвидовая группировка как раз в непосредственном подчинении находящаяся у командующих, у объединённого командования будет более управляемая на наш взгляд, будет находиться в единой системе материально-технического обеспечения, она будет более гибкой и позволит реагировать на все изменения в обстановке, и мы понимаем прекрасно, что на любом стратегическом направлении может возникнуть необходимость усиления этой группировки за счёт других округов, за счёт других объединенных стратегических командований, и, собственно, в ходе оперативно-стратегических учений «Восток-2010» мы эти вопросы отрабатывали. Одна из бригад Приволжско-Уральского округа в течении суток транспортной авиацией была переброшена на территорию Дальневосточного военного округа, органично вошла в состав одной из армий этого округа ,получила технику там же, подготовила её к применению, в короткие сроки провела слаживание и уже выполняла задачи в составе группировки войск Дальневосточного округа в соответствии с замыслом учений.

С. БУНТМАН — Это была как модель, модель при определённых обстоятельствах, в которых необходимо усиление. Скажите, пожалуйста, что-то меняет изменение структуры такое, что-то меняет для командования видов Вооруженных сил, в том числе и сухопутных войск?

А. ПОСТНИКОВ — Ну, во всяком случае вот это объединение требует от каждого из Главкомов видов вооружённых сил более глубокого осмысливания качества подготовки войск, потому что сейчас все же задачи решаются только межвидовыми и разнородными группировками войск и каждый должен свою составляющую подготовить настолько, чтобы максимально реализовать её возможности, поэтому вот это направление для каждого Главкомата является определяющим – подготовка войск. Во-вторых, мы должны понимать, что современный бой требует современную технику с соответствующими возможностями, требует формы и способы применения войск каждого вида, и вот как раз наша задача и заключается в том, чтобы мы прежде всего делая ставку на межвидовую подготовку войск, в то же время занимались развитием каждый своего вида, подготовкой своего вида и в конечном счёте обеспечили максимально благоприятные условия, для того чтобы межвидовая подготовка была эффективной.

С. БУНТМАН — Для этого нужен постоянный контакт.

А. ПОСТНИКОВ — Безусловно, безусловно, и взаимодействие.

С. БУНТМАН — Постоянный контакт, взаимодействие, взаимоинформирование, потому что каждый из видов может в подготовках пойти в какую-то не ту сторону, если будет изолированно существовать в своей среде.

А. ПОСТНИКОВ — Надо сказать, что руководством Вооружённых сил, Генеральным штабом достаточно много делается, для того чтобы мы двигались в одном направлении, чего бы это ни касалось – развития системы вооружения или создания новой, наиболее эффективной организационно-штатной структуры, подготовки войск, поэтому я большой проблемы в этом не вижу

С. БУНТМАН — Вот ещё здесь если говорить об учениях, что отрабатывалась, действительно, проблема мобилизационной готовности с привлечением из запаса. Как это делалось? Это впервые за некоторое время или это постоянно делается?

А. ПОСТНИКОВ — Надо сказать, что сложилось неправильное мнение о том, что мы отказались от мобилизационной составляющей. Да, только части постоянной готовности и больше другого в наших Вооружённых Силах не предполагается – это неправильно. Конечно, основной боевой состав Вооружённых сил представляют соединения частей постоянной готовности. Это одна из первых задач реформирования войск, и она уже достигнута, но мобилизационная составляющая не исключилась, просто акценты по контролю за её подготовкой, а в конечном счёте этой структуры, в конечном счёте за отмобилизованием тех структур, на которых возложены эти задачи, о последующем применении этих отмобилизованных соединений, частей, акценты переместились на центральные органы управления и так называемое Объединенно-стратегическое командование как межвидовую структуру управления, и от этой задачи отстранены части постоянной готовности, они в этом совершенно никакого участия не принимают и наши объединения. В какой-то степени это способствовало к упорядочиванию этой работы мобилизационной, конкретизации задач и повышению степени ответственности тех должностных лиц, на которых эта задача возложена.

С. БУНТМАН — А как это технически выглядело?

А. ПОСТНИКОВ — И вот технически это выглядело следующим образом: в ходе учений две структуры базы хранения вооружений и техники, одна – в Сибирском, другая – в Дальневосточном военном округе, приняли из запаса в общей сложности около 3 тысяч человек в короткие сроки, которые были отведены руководителем учения, провели боевое слаживание и также принимали участие в ходе выполнения тех задач, которые возложены на группировки войск. В ходе этого отмобилизования, естественно, были выявлены недостатки, в какой-то степени, несоответствие тех сроков, которые ранее были определены, для того чтобы создать эти формирования, они по итогам учений будут уточняться и корректироваться, и мы в этом видим будущее.

С. БУНТМАН — Спасибо, Александр Николаевич, мы сейчас прервёмся, я напоминаю, что главнокомандующий сухопутными войсками Александр Постников у нас на Военном совете, мы встретимся через 5 минут.

НОВОСТИ

С. БУНТМАН — И у нас на «Военном совете» главнокомандующий сухопутными войсками Александр Николаевич Постников, генерал-полковник. Александр Николаевич, давайте сейчас пройдём по подготовке от рядовых до офицеров, служащие по призыву и служащие по контракту. Во-первых, как примерно вы бы считали как главнокомандующий считали соотношение между служащими по призыву и по контракту, вот оптимальное в современных условиях, и по возможности и по идеалу, скажем так.

А. ПОСТНИКОВ — Ну я бы хотел отметить, что каждый из командиров, начальников хотел в своём распоряжении иметь как можно больше военнослужащих по контракту, тех, которые связали свою судьбу, свою жизнь с Вооружёнными силами.

С. БУНТМАН — Профессионально.

А. ПОСТНИКОВ — Они, естественно, более профессионально подготовлены. Но экономические возможности, к сожалению, этого не позволяют, поэтому мы исходим из того, что военнослужащие по контракту должны быть у нас назначены на те должности, которые определяют боеспособность. В перспективе…

С. БУНТМАН — То есть такой структурный расклад.

А. ПОСТНИКОВ — Да, это те должности, где действительно необходимы навыки очень серьёзные, ответственные, от которых зависит выполнение задачи всего коллектива, поэтому в полной мере, конечно, мы сейчас себе этого позволить не можем, но в ходе учений, надо это обязательно отметить, достаточно короткое время военнослужащие по призыву, с которыми целенаправленно была организована боевая подготовка, которые смогли достаточно в быстрое время под руководством офицеров освоить и достаточно сложную военную технику, и способы и формы её применения, в конечном счёте показали, что они тоже на многое способны, и как бы ни тяжело было в течение одного года обучать солдата, если эта работа проводится методически грамотно, с использованием современных учебно-тренировочных средств, современных методик, то она вполне реализуема и выполнима, но всё-таки я хотел бы отметить, что при этом солдат должен быть по максимуму освобождён от всякого рода работ, которые не связаны с непосредственным выполнением…

С. БУНТМАН — Сконцентрироваться на собственной его подготовке.

А. ПОСТНИКОВ — Совершенно верно, да. И это мы сейчас уже практикуем с внедрением аутсортинга за счёт принятия на себя целого ряда обеспечивающих обслуживающих функций сторонних организаций, поэтому командир должен сейчас прежде всего сконцентрироваться на подготовке на слаженности своего подразделения, а каждый солдат на том, чтобы как можно быстрее освоить свою специальность и при этом выполнять эти обязанности достойно. Вот несколько… в этом плане задача службы.

С. БУНТМАН — Как вы относитесь к тому, что сейчас пробуют перейти на другую систему и физической подготовки тоже, как вы относитесь к этому…

А. ПОСТНИКОВ — Я считаю, что вот эти меры, которые приняты прежде всего министром обороны, для того чтобы изменился подход физической подготовки военнослужащих в Вооруженных силах, во-первых, очень оказался эффективным на примере тех испытаний, тех исследований, которые мы провели на одной из бригад Московского военного округа, а, во-вторых, он просто необходим, востребован, мы должны сейчас иметь солдата, который способен выдержать любые нагрузки.

С. БУНТМАН — Угу.

А. ПОСТНИКОВ — И эти нагрузки – просто требование сегодняшнего боя, а для этого он должен быть подготовлен, и, естественно, до того, как он пришёл в армию, на этапе допризывной подготовки, и вот эти навыки должен совершенствовать в ходе прохождения службы в армии.

С. БУНТМАН — При этом он нужен стране и до, и во время службы, и после?

А. ПОСТНИКОВ — Конечно.

С. БУНТМАН — То есть здесь он должен быть подготовлен и может испытывать и выдерживать большие физические нагрузки, но не для того чтобы он вернулся покалеченным, а для того чтобы он действительно мог это сделать физически.

А. ПОСТНИКОВ — Безусловно.

С. БУНТМАН — Другая система совершенно.

А. ПОСТНИКОВ — Я-то ведь рассматриваю только один отрезок его жизни — его службы в армии.

С. БУНТМАН — Правильно, правильно, но здесь я говорю об эксперименте, который направлен именно на это, чтобы его физическую готовность научно и медицински обоснованно и целесообразно повысить.

А. ПОСТНИКОВ — А в последующем реализовать в ходе его гражданской жизни.

С. БУНТМАН — Совершенно верно, чтобы это был человек, который способен выдерживать нужные нагрузки в любой жизни.

А. ПОСТНИКОВ — Мы все заинтересованы, чтобы у нас здоровье нации укреплялось, и во всяком случае свою лепту в этом плане, естественно, готовы внести, для чего создаются и необходимые учебно-тренировочные средства, для чего вносятся изменения в распорядок дня, и вы знаете о том, чтобы нагрузки в конечном счёте способствовали укреплению организма, а ни в коем случае не мешали, ну и в том числе и рацион питания сейчас определяется…

С. БУНТМАН — Продуманный.

А. ПОСТНИКОВ — Продуманный с таким расчётом, чтобы вот эти возросшие нагрузки в конечном счёте подкреплялись дополнительно.

С. БУНТМАН — Идём дальше, потому что существует рядовой состав, что по призыву, что по контракту. Существует дальше существуют сержанты, и подготовка нового сержанта тоже была одна из главных задач с большими трудностями, но, не отступая от этих задач, насколько я понимаю, подготовка сержантов и ведётся, и будет вестись.

А. ПОСТНИКОВ — Маршалу Жукову принадлежат слова: «Сержанты, цементирующие состав Вооружённых сил». Я по меньшей мере полностью его точку зрения в этом плане разделяю, потому что сержанты – это, действительно, фундамент, основа и подготовки войск, и укрепления воинской дисциплины, и создания благоприятной обстановки в коллективе, потому что они с солдатом находятся больше по времени, чем любой офицер, и если сержант при этом профессионально подготовлен, если он свой авторитет не кулаком насаждает, а прежде всего пользуется этим авторитетом благодаря своим навыкам, своим знаниям, своим способностям лидера, я понимаю, что именно такой сержант нам нужен, в конечном счёте он в полной мере сможет выполнить обязанности командира младшего звена не только в мирное время, но и в боевой обстановке, поэтому сейчас и закладываются несколько другие подходы к подготовке сержантского состава. Вы знаете .что с прошлого года впервые был осуществлён набор сержантского состава в Рязанское общевойсковое десантное училище, на базе которого создан центр для подготовки сержантов, в котором в течении двух лет и десяти месяцев должны быть подготовлены сержанты, которые в конечном счёте, во-первых, получат среднее профессиональное образование, а, во-вторых, тот уровень подготовки, который позволит их назначать на те должности в Вооружённых силах, которые ранее замещались офицерами. Вот именно такие сержанты нам нужны, и поэтому требования к каждому кандидату, а кандидат может быть определён из числа военнослужащих по контракту или военнослужащих по призыву, прослуживших не менее 6 месяцев при условии, если он имеет среднее образование, физически подготовлен, а самое главное – понимает, что от него требует военная служба.

С. БУНТМАН — Далеко не всякий оказался способным на это. Отбор был достаточно серьёзный, чтоб мы об этом говорили, что, на мой взгляд, очень разумно, потому что не стали гнать цифирь. Вот мы сейчас обучим миллионы человек, и что, это действительно был конкурс?

А. ПОСТНИКОВ — Вот я вам хочу некоторые цифры привести: уже после предварительного отбора в округах в качестве кандидатов вот в этот центр подготовки сержантов было отправлено более 800 человек, поступило около 300 человек, а на сегодняшний день продолжают учёбу 203 человека. Вот можете себе представить, какой был отсев и, прежде всего, естественно, направленность этого отсева никем не определена. Это те, кто разочаровался, и такие есть, а самое главное те, которые по целому ряду параметров нам не подходят. Нам не нужны такие сержанты и вот, чтобы просто не вал гнать, а подготовить штучного специалиста, как раз вот и приходится предъявлять эти жёсткие требования.

С. БУНТМАН — Но это будет не так быстро.

А. ПОСТНИКОВ — Это будет не так быстро, мы понимаем, что это наш первый опыт, но мы в любом случае его стараемся использовать, и в этом году уже на базе этого центра подготовки и тех центров, которые дополнительно созданы в военно-учебных заведениях других, в общей сложности будет обучаться около 2000… Мы планируем отобрать около 2000 вот этих будущих сержантов.

С. БУНТМАН — То есть планомерно пойдёт увеличение, и желательно без потери качества, естественно.

А. ПОСТНИКОВ — Только при этом условии, и оно определяющее.

С. БУНТМАН — Только при этом непременном условии. Вот вы сказали, что настоящие сержанты, которые способны занимать ранее занимаемые офицерами должности. С другой стороны, выпускают молодых офицеров. Вот сейчас очередной выпуск весной лейтенантов. Здесь всем ли хватает должностей, все ли способны это сделать, а как вы принимаете уже, уже армия достаточно изменившаяся, принимает выпуск бывших курсантов, а ныне молодых совсем офицеров, вот как сейчас происходит?

А. ПОСТНИКОВ — Надо понимать, что набор курсантов в военное учебное заведение ранее осуществлялось, естественно, с учётом организационно-штатной структуры прежней, и, учитывая то, что сейчас в сухопутных войсках численность офицерского состава составляет всего лишь 9 процентов от общей численности сухопутных войск, естественно, количество тех должностей, которые ранее занимались офицерами, сократилось. Ну если точнее, на 45 процентов. Поэтому в этом году 4000 выпускников наших учебных заведений, конечно, не в полной мере востребованы. На сегодняшний день размещено 75 % из этих 4000, а все остальные находятся в распоряжении командующих войсками округов, в перспективе объединённых стратегических командований, и по мере того как будут освобождаться вакантные должности, будут появляться, они будут назначаться, и при этом мы будем стремиться отобрать из числа выпускников самых лучших. Так же как и сейчас в ходе формирования новой организационно-штатной структуры, в том числе и численности, в аттестационном порядке стараемся оставить только тех офицеров, которые соответствуют требованиям сегодняшнего дня, которые имеют перспективу своей служебной деятельности, поэтому, конечно, непростое время, но мы и закладку курсантов в военно-учебные заведения, если так выразиться, сама по себе разнарядка формируется с учётом уже перспективной потребности, она будет сокращена, минимально сокращена, и в последующем, когда эта потребность возрастёт, естественно, возрастёт и квота на каждое военное учебное заведение.

С. БУНТМАН — Очень серьёзно изменилась и структура, и численности офицеров разного уровня, из такой разбухшей неустойчивой конструкции, вот это демонстрировал и начальник Генерального штаба, и министр обороны, что такая как и должна быть в армии, устойчивая пирамидообразная конструкция, где и по твоим способностям, и по качеству твоей службы будет продвижение по должности, во всяком случае таково направление, если я правильно понимаю.

А. ПОСТНИКОВ — Одна из задач военной реформы как раз и состояла в том, чтобы оптимизировать численность офицерского состава и самое главное, вот, именно как вы выразились, эту пирамиду выстроить таким образом, чтобы у нас управленческий аппарат был минимальным и имел нагрузку, адекватную той, которая возлагается на офицеров низшего звена, и поэтому, вот сейчас эта пирамида практически уже сформирована, идёт совершенствование, создана оболочка, теперь нужно на каждую полочку всё разложить правильно.

С. БУНТМАН — При этом существует очень много офицеров, которые способны и хотят служить, но необходима очень серьёзная переподготовка. Как идёт переподготовка офицеров сейчас?

А. ПОСТНИКОВ — Создана целая сеть факультетов при учебных наших военных заведениях, где осуществляется переподготовка желающих именно пройти эту переподготовку офицеров на другие специальности, в том числе гражданские специальности. Мы понимаем, что это вынужденная мера, и, естественно, мы хотели бы, чтобы самые лучшие, самые подготовленные, заинтересованные в дальнейшей служебной карьере офицеры сохранились в наших рядах и поэтому с каждым работа ведётся индивидуально, а те, кто всё-таки изъявил желание распрощаться со своей службой, в том числе в силу этих обстоятельств, имеют возможность выбора, и такой выбор им предоставлен.

С. БУНТМАН — Но это самая главная и самая такая сложная, неоднозначная проблема: сделать социальное обеспечение, профессиональное обеспечение, обеспечение жильём тех, кто уходит. Это вот такой вот сложный момент, который необходимо пройти и пройти хорошо, иначе может не получиться реформа. Ну, во всяком случае, здесь этим должна заниматься не только армия, так скажем в скобках, это задача всего общества, всего государства, прежде всего. Скажите пожалуйста, мы не говорили ещё… у нас осталось не так много времени, мне бы очень хотелось об оснащённости сухопутных войск и новой военной техникой, и адекватной сегодняшнему времени военной техникой. Как сейчас обстоят дела и в перспективе как обстоят дела, Александр Николаевич?

А. ПОСТНИКОВ — В ходе оперативно-стратегических учений «Восток-2010» мы ощутили, в том числе, то, что у нас не в полной мере достаточно техники современных образцов. Если говорить о вооружённых силах, вернее о сухопутных войсках в составе Вооружённых сил, то у нас в общей сложности только 12 процентов той техники, которую можно без оглядки отнести к современным образцам. Это наша проблема.

С. БУНТМАН — Современные образцы – это современные… морально современные, а не те, выпуска там 2005-9.

А. ПОСТНИКОВ — Да, мы говорим не о новых образцах, но которые уже морально устарели по своим конструктивным особенностям, а именно о тех, которые соответствуют требованиям современного боя и соответствуют тем параметрам, которые имеются у аналогичных систем вероятного противника. Поэтому, конечно, это одно из наиболее сложных, наиболее важных направлений реформы Вооружённых сил – добиться соотношения между современными перспективными образцами в том числе и теми, которые уже устарели, не менее пропорции 70 к 30. Сейчас, конечно, мы такого себе позволить не можем, но такая задача поставлена Президентом до 2020 года, и мы уверенно, пусть и не такими уж широкими шагами, как хотелось бы, к этой цели движемся, поэтому мы понимаем, что сейчас приоритет должен быть отдан прежде всего Северо-Кавказскому военному округу, и поэтому те новые образцы вооружений и техники, которые мы на сегодняшний день имеем, в том числе танки Т-90А, бронетранспортёры, в том числе системы усовершенствованного артиллерийского огня, системы противовоздушной обороны, и прежде всего Бук, мы прежде всего отправляем в Северо-Кавказский военный округ и понимаем значимость этого округа, хотя развитие вооружений, техники, всей системы вооружения сухопутных войск продолжается, и мы прекрасно понимаем, что только Северный Кавказ оснащать этой техникой нельзя. Поэтому перспективный и достаточно эффективный ракетный комплекс «Искандер» поступил на вооружение Ленинградского военного округа, но, я хотел бы отметить, что сам по себе этот комплекс, во-первых, не имеет аналогов за рубежом, и, во-вторых, одним из основных его достоинств является то, что он аэротранспортабелен, и если уж появится необходимость, мы сможем его перебросить на другое угрожаемое направление, ну а на сегодняшний день пока, в первую очередь, комплектуется Ленинградский военный округ. Сейчас достаточно эффективно проявила себя система автомобилей из семейства КАМАЗ, и они тоже в полной мере себя оправдывают и на Северном Кавказе, но и в других регионах, хотя мы понимаем, что этого недостаточно и потребности наши значительно больше, в том числе, прежде всего, в технической составляющей, системы управления разведки, радиоэлектронной борьбы. Заделы есть, ведутся исследования, мы сейчас большое внимание уделяем и разработке в том числе систем управления в тактическом звене и в ближайшее время осенью будут проведены исследовательские учения на одной из бригад Московского округа, в ходе которой будет осуществлена апробация этой системы, то есть на месте мы не стоим, знаем, куда нам двигаться и последовательно эту задачу решаем.

С. БУНТМАН — Рассматриваете ли вы всё-таки, как в некоторых других направлениях, необходимость закупок определённого числа военной техники и закупок технологий, для того чтобы не отстать в оснащённости?

А. ПОСТНИКОВ — Ну у Министерства обороны достаточно чётко выработана позиция: закупать только те образцы вооружения и техники, которым соответствуют наши требования независимо от того, чьё это производство.

С. БУНТМАН — У кого закупаем.

А. ПОСТНИКОВ — Да. Хотя, естественно, у своих производителей мы, конечно, закупали бы с большим удовольствием, но…

С. БУНТМАН — Если б было.

А. ПОСТНИКОВ — Если бы было что, это во-первых, а если нет того, что хотелось бы закупать у нас, в таком случае есть направленность, и она, я думаю, оправдана, приобретать технологии, осваивать эти технологии, и в конечном счёте, конечно, их использовать уже на предприятиях нашего Военно-промышленного комплекса. Поэтому здесь подход очень серьёзный и, на мой взгляд, очень правильный: мы должны обладать той техникой, тем вооружением, которое требует современный, а не вчерашний бой.

С. БУНТМАН — Да, и при этом важное направление, идеологическое направление на сохранение солдат, сохранение его жизни. Это совершенно необходимые вещи, это очень важно и это важно в очередной раз подчеркнуть, потому и военная техника должна тоже этому соответствовать.

А. ПОСТНИКОВ — Вы правы. Сейчас одним из основных требований, которые мы предъявляем, формируя государственную программу вооружения, как раз является то, чтобы у каждого образца и, прежде всего, бронетанковой техники, имелась защитная капсула, бронированная капсула и для десанта, и для экипажа, и были созданы те условия, которые позволят этому образцу техники действовать в любой обстановке, при этом сохраняя все требования по защите экипажа и десанта. Это основные требования.

С. БУНТМАН — А оснащение каждого военнослужащего, вот его обмундирование, его защитные средства, средства связи, которые он индивидуально должен… вот насколько интенсивно сейчас это происходит изменение, перевооружение в этом отношении?

А. ПОСТНИКОВ — Мы все отдаём себе отчёт в том, что в современном бою преимущество, а в итоге победу, может одержать, будем иметь преимущество в итоге победить может только тот, кто имеет преимущество получения информации, доступ к информации и, для того чтобы в едином информационном пространстве, в единой системе управления центрической можно было эффективно применять все возможности вооружения и техники, мы должны обеспечивать военнослужащего независимо от его воинской специальности той боевой экипировкой, которая в конечном счёте и позволит ему входить в боевую систему, поэтому вот именно боевой экипировке со всеми её элементами, в том числе и защитными, мы уделяем сейчас большое внимание и прекрасно понимаем, что и в боевой экипировке солдата, и в целом по всей боевой системе определяющим звеном является система управления, и вот те требования, которые сейчас заложены, в том числе по переходу на цифровое обеспечение, техническое составляющее управления, для нас являются основными определяющими, и в этом направлении мы движемся, за этим будущее.

С. БУНТМАН — Максимально человек оказался, всё время был в системе, всё время был в сети, никогда не был изолирован от этого.

А. ПОСТНИКОВ — Изолирован, конечно. Он постоянно получает информацию, он постоянно передаёт информацию. Он целеуказания получает в единой информационной сети, а это в конечном счёте, во-первых, повыша