Водители готовятся к облавам

Эксперты опасаются, что введение «сухого закона» на дорогах обернется серьезным всплеском коррупции.

В понедельник, 26 июля, был опубликован закон от 23 июля 2010 года № 69-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов», который по сути является законом о полном запрете употребления алкоголя за рулем.

Как сообщается, документом устанавливается запрет на эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Одновременно с этим отменяются прежние нормы, допускающие возможность управления автомобилем при наличии в организме водителя абсолютного алкоголя на уровне 0,3 промилле. В соответствии с принятым в нашей стране порядком закон вступит в силу на 12-й со дня его опубликования день, 6 августа, то есть в следующую пятницу. Об этом сообщили в пресс-службе Департамента ОБДД МВД РФ.

Между тем, водители начали жаловаться на то, что Госавтоинспекция, не дожидаясь вступления закона в силу, начали многочисленные облавы. Сообщениями о том, что автоинспекторы, вооружившись алкотестерами, активно «шерстят» автомобилистов, буквально завалены многие специализированные интернет-форумы.
В частности, можно было увидеть сообщения о том, что в Москве так называемые облавы прошли в нескольких местах на Третьем кольце, на Карамышевской набережной, в районе улицы Свободы, на постах на въезде из области в город. Автомобилисты сообщают, что ими было замечено сразу несколько инспекторов с алкотестерами.

По словам экспертов, сотрудник ГИБДД вправе остановить водителя для принятия решения о проверке на наличие алкоголя в крови с помощью алкотестера. Но необходимо помнить, что эта процедура должна проводиться в присутствии понятых, а алкотестер должен быть сертифицирован. Алкотестер должен выдать номерную распечатку. Эксперты рекомендуют тщательно следить за распечаткой, временем, указанным на ней. При возникновении подозрений водителям рекомендуют повторить тест. Если прибор покажет даже минимальное содержание спиртного в организме человека, то водитель будет вправе потребовать медицинского освидетельствования.
Президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что у Госавтоинпекции следует забрать функцию проведения медицинского освидетельствования. По его мнению, этим должны заниматься профессиональные медики. Причем пункт, где должно проходить освидетельствование, водитель должен выбирать сам, считает эксперт.

Между тем, представители Госавтоинспекции опровергают многочислыенне сообщения о проведении каких-либо «облав» на дорогах.

Как сообщил «Гудку» представитель пресс-службы Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Антон Белан, никаких «облав» или других организованных мероприятий по выявлению нетрезвых водителей ГИБДД не проводит. «Поправки в законодательство на этот момент еще не вступили в силу и все инспекторы об этом информированы. Но необходимо уточнить, что управление автомобилем в нетрезвом виде запрещено. А допустимый уровень содержания спирта — это критерий для медиков, а не для водителей», — подчеркнул собеседник «Гудка».

Глава Московского отделения Федерации автомобилистов России Сергей Канаев уверен, что тотальный запрет усилит уровень коррупции на дорогах. «У 70% водителей есть обычный, природный фон, который исчисляется в промилле, – это может быть сотая или тысячная часть, но прибор её засечёт. После чего инспектор предложит медицинское освидетельствование, и у водителя будет два пути: или пойти и документально подтвердить, что он пьян (пусть даже он и не пил), или договориться с инспектором на дороге. То есть взятка будет практически гарантирована, и инспекторы ГИБДД этим воспользуются», – считает Сергей Канаев.

По мнению заместителя директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, ужесточение алкогольной политики – оправданный шаг власти. «Это неприятно, поскольку подчеркивает: мы не умеем контролировать себя самостоятельно, приходится запрещать. Но, если это конвертируется в спасённые человеческие жизни – это верное решение», – считает Сергей Удалов. Эксперт напомнил, что до ужесточения штрафов за непристегнутый ремень им почти никто не пользовался, но теперь ситуация изменилась. «Если на деле работают только запретительные меры – значит, нужно их применять», – отметил Сергей Удалов.

В конце прошлого года в одном из телеинтервью президент РФ Дмитрий Медведев сказал, что собирается отменить послабление относительно употребления алкоголя за рулем. «Надо запретить употребление алкоголя за рулем, и я внесу соответствующее изменение в законодательство. Мы пока не готовы к тому, чтобы разрешать употребление алкоголя за рулем, даже в небольших, ограниченных количествах, потому что это, к сожалению, провоцирует реальное пьянство перед тем, как человек садится за руль», — сказал он.

Россия находится сейчас на третьем месте в мире по числу ДТП, уступая только Украине и Египту. При этом каждое 14-е дорожно-транспортное происшествие в РФ происходит по вине пьяного водителя. Только в прошлом году по вине пьяных водителей в ДТП погибли более двух тысяч и пострадали более 18 тысяч человек.

В то же время желание вернуться к «нулевому промилле» критикуется многими экспертами. По словам наркологов, 0,01 промилле может быть в крови даже у абсолютно трезвого человека. К тому же не секрет, что алкоголь присутствует естественным образом в крови, например, больных сахарным диабетом.