ВИП-охота: ведение бизнеса по-русски

Как стать миллионером в депрессивном регионе, не имея доступа к ресурсам? Для начала надо построить баню…

5 августа герой наших публикаций, главный налоговик Волгоградской области Василий Фарион, обвиняемый в незаконной охоте, не явился на первое заседание суда. Адвокат предъявил справку о его болезни. Знатный охотник, стыдно сказать, погорел этой весной на зайцах (см. «Новую», № 24 от 11 марта 2009 г. Браконьер охотился «зайцем»).

Прошлой осенью, когда Фарион еще не сидел в Камышине под подпиской о невыезде из-за зайцев, он летал на Камчатку и отдохнул там в компании со своим приятелем — главным налоговиком Камчатского края Семеновым и еще тремя, менее известными людьми. Как рассказывают очевидцы, отдыхая, эти пятеро с вертолета убили лося и снежного барана (см. «Новую», № 17 от 18 февраля 2009 г. — Кто съел шесть мешков мяса?). И несмотря на то что лицензии они не имели и при попытке скрыться от правоохранительных органов были задержаны с шестью мешками мяса, дело так и не возбудили, наоборот, камчатские следователи вымарали фамилию Фариона из списка задержанных.

Можно, конечно, рассуждать о том, что в Волгоградской области егери смелее, чем на Камчатке, и следователи честнее, но причина все-таки в другом. По «заячьему» делу организатором проходит безвестный директор Камышинского завода стеновых материалов Василий Стяжкин. А по делу «о шести мешках мяса» проходил знаменитый среди московских VIP-чиновников «хозяин Камчатки» Александр Иванчей.

Даже алтайский охотугодник Анатолий Банных на его фоне — детсадовец. Камчатские следователи, правда, сумели тогда доказать, что Иванчей вовсе не провожал вертолет с налоговиками на отдых и уж тем более не давал никаких указаний командиру экипажа, куда везти клиентов охотиться, а просто шел по взлетной площадке мимо — глядь: хорошие ребята грузят ружья в вертолет, поздоровался с ними и пошел дальше — «убыл по своим делам», как написано в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.

Организация VIP-охоты — это не бизнес, это условие для ведения бизнеса по-русски. Дальше расследование «Новой» — как лоси, бараны и медведи прикрывают бизнес Александра Иванчея. Бизнес в стиле пылесоса. Это такое умение всасывать денежные знаки и материальные ценности с подведомственной территории, умудряясь не вложить в нее ни копейки.

Вход в Провал

Остап Бендер, выражаясь современным рыночным языком, контролировал вход в Провал. Талантливый менеджер Александр Иванчей контролирует, здесь мы используем газетный штамп советских времен, морские ворота Камчатки — ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт». Напомним читателю, что поезда на Камчатку не ходят, на самолетах летают люди и икра, а все остальное входит и выходит через эти самые морские ворота.

Будущий эффективный менеджер Алек-сандр Иванчей начинал свою карьеру в порту (тогда еще государственном) с завсклада и комсорга и постепенно взобрался по ступенькам на самую верхушку (уже ОАО). Когда были выборы гендиректора, он говорил рабочим: «Ребята, я сам из работяг…» Чуть ли не первый его приказ как гендиректора был о том, что зарплата руководства отныне — коммерческая тайна. А второе его решение — переделать портовую столовую в ресторан, а баню для рабочих — в водно-оздоровительный комплекс для нерабочих (уже тогда он думал об отдыхе больших людей).

Когда порт акционировался, каждому работнику дали по 4 акции. Чтобы чувствовать себя увереннее, Иванчей стал скупать акции у коллектива. Это было не сложно — так совпало, что в то время как раз перестали платить зарплату. Вскоре он стал обладателем контрольного пакета акций.

Теперь Иванчей на каждом углу говорит о том, что порт — банкрот. Сделать банкротом морской торговый порт — субъект естественной монополии, который обрабатывает более 90% необходимых для жизнеобеспечения полуострова грузов и где разгрузка контейнеров, наверное, самая дорогая в мире… Как ему это удалось?

ООО!

На территории порта создана группа ООО, которые занимаются перевалкой и обработкой грузов, поступающих в Петропавловск-Камчатский и отгружаемых из него, — то есть осуществляют функции порта. Учредителем этих фирм является либо он сам, либо его родственники, либо зависимые от него люди.

В 2006 году порт продал одному из ООО лучшую портовую технику, теперь он ее арендует у этого ООО. А ту технику, что осталась в собственности у порта, просто добивают, не ремонтируя. Число погрузчиков сократилось на порядок — еле хватает на нынешний грузопоток. От большущей автобазы (ее упразднили) осталось два трактора — чтобы снег чистить зимой. Основные фонды, по оценке самого Иванчея, изношены на 90%. Три здания в порту тоже проданы ООО.

Иванчей умудрился приватизировать даже подкрановые пути! Получается: причал государственный, а рельсы на нем — нет.

В январе 2008 года порт попал в полную зависимость от коммерческих структур, так или иначе связанных с Иванчеем. В июне этого же года он предусмотрительно ушел с поста гендиректора, поставив вместо себя никому не известного человека по фамилии Светлый. Сейчас Иванчей — председатель совета директоров порта.

Консолидированный оборот порта (с учетом оборота всех этих портовых ООО) приближается к 1 миллиарду рублей, однако почти вся прибыль (а это сотни миллионов рублей) остается в этих структурах. Чистая прибыль порта за 2008 год составила смешные 6 миллионов 645 тысяч рублей.

Камчатка — сейсмоопасный регион. Если случится сильное землетрясение и все взлетно-посадочные полосы будут разрушены, останется только один способ снабжения — морем. Но пароходы не смогут к порту подойти: причальная стенка сейчас в таком состоянии, что при сильном землетрясении она точно рухнет. А даже если не рухнет, то разгрузочной техники не хватит… За все будет отвечать гендиректор Светлый. Кстати, через порт идет снабжение не только гражданского населения, но и Северо-Восточной группировки, включая базу атомных подводных лодок Тихоокеанского флота.

На ремонт у порта нет денег, потому что он банкрот. Этот банкрот, правда, строит 8 жилых домов в Петропавловске. Но только строит, а квартиры продает одно из портовых ООО.

Еще этот банкрот покупает и оплачивает чужие долги. В 2006 году одно из ООО купило на аукционе Камчатский хладокомбинат вместе с долгами. Порт тут же их оплатил — сумма была чуть больше чистой прибыли порта за 2008 год.

Схема простейшая: на порт ложатся все расходы, в ООО идут все доходы.

«Арбатский» мальчик

А дальше работает мощный пылесос.

Тарифы на услуги по обработке грузов в порту Петропавловска-Камчатского завышены в 4-5 раз по сравнению с соседними портами. Некоторые тарифы ставят Камчатку в лидирующее положение в мире. Например, погрузочно-разгрузочные работы для 40-футового контейнера в Петропавловске стоят 23 тысячи рублей. Для сравнения: во Владивостоке аналогичная операция стоит 7,5 тысячи рублей, в Магадане — 3,7, в порту Ванино — 2,1 тысячи.

Зато с Камчатки уплывает в Южную Корею и Китай самый дешевый металлолом в мире. Причем уплывает по фантастической цене: 114-125 долларов за тонну, а приплывает в порт назначения уже по нормальной рыночной цене: 310-320 долларов за тонну. Что с ним происходит в пути?

Весь уголь, которым обогревается Камчатка, идет через морской торговый порт. Кран, который разгружает уголь, на виду у всего города ковшом черпает в бухте воду и поливает его. Так мы тушим самовозгорание, объясняет руководство порта. На самом деле его поливают водой, чтобы он стал тяжелее, а излишки распродают. Мокрый уголь потом плохо горит и замерзает, но это уже проблемы коммунальщиков.

А еще Камчатка — рыбный край. Нелегальная икра на материк улетает. А вот рыбу вывозить самолетами накладно. Поэтому она уплывает по морю. Часть рыбы, понятно, проплывает через порт.

Например, Иванчей был одним из учредителей некоего ООО «Арбат». Эта фирма приобретала рыбу-сырец у предприятия ООО «Камчатснабэкспресс». Лимитов на рыбу у этого предприятия не было, зато был левый адрес регистрации, а в руководителях числился житель другого региона, за несколько лет до этого потерявший паспорт. Это называется «легализация рыбы, добытой преступным путем». Денежные средства перегонялись на счет ООО «Флотсервис», за 4 месяца через это ООО было обналичено более 155 млн рублей.

После развала Советского Союза в Петропавловске осталась одна- единственная на всю Камчатку баржа-водянка. Иванчей сделал из нее рыбный цех. Так что теперь, если кому у берегов Камчатки понадобится пресная вода — иностранному ли круизному пароходу или нашему аварийному судну, — здесь им предложат рыбку.

И последнее на тему пылесоса: войти на территорию порта — режимного вообще-то объекта — легко. Надо заплатить 300 рублей — такова официальная такса.

Кто заказал Путину лом?

Конечно, ситуация в Камчатском морском торговом порту многим не нравится. С каких только сторон не нападали на успешный бизнес Иванчея. Получались, правда, комариные укусы.

Однажды у порта закончилась лицензия на работу с особо опасными грузами (в том числе с углем), и порт целый год работал без лицензии. Но портовые кадровики представили суду приказы, доказывающие, что все это время портом руководил не Иванчей (он тогда еще был в должности гендиректора), а его заместитель, а Иванчей круглый год был то в отпуске, то в командировке. Зам Иванчея на суде раскаялся и признался, что целый год руководил этими грузами, а Иванчей был в неведении. Дело в суде прекратили — за деятельным раскаянием.

Три раза с портом судилось Камчатское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России. Три раза проиграло. Дело по завышенным, с точки зрения УФАС, тарифам до сих пор не закончилось — идет обжалование по инстанциям. По этому поводу Федеральная антимонопольная служба обратилась в Федеральную службу по тарифам (ФСТ). ФСТ поблагодарила ФАС — и все. Ущемление интересов населения продолжается, считают в Камчатском УФАС. А суд считает, что УФАС вмешивается в хозяйственно-экономическую деятельность порта. Тарифы остались прежними.

Индивидуальный предприниматель Ветчинова тоже обращалась в УФАС из-за завышенных тарифов на перевалку грузов. УФАС подтвердила: тарифы завышены и выставила штрафы. В суде порт оспорил эти штрафы. Ветчинова проиграла.

Единственное уголовное дело по факту уплаты около 20 млн рублей из порта за аренду теплых складов по договору с ООО «Материк-Инвест» удалось возбудить СЧ СУ при УВД по ЦАО г. Москвы. Следствие установило, что складов этих в природе нет, а часть денег (около 10 млн) «Материк-Инвест» через однодневку тут же перечислил на счет ООО «Новкам», единственным учредителем которого является Иванчей. Дело закрыли, потому что учредитель фирмы «Материк-Инвест», числившийся работником порта, исчез. Правда, уже будучи в бегах, продолжал получать зарплату в одном из портовых ООО.

А вот дело по выводу из порта и обналичиванию крупной суммы денег (343 млн рублей), которым занялся департамент экономической безопасности России, заглохло. В течение 2006 г. — начала 2007 г. был собран большой доказательный материал. Но позже дело (8 томов), которое так и не возбудили, передано в правоохранительные органы Камчатского края, где и лежит до сих пор без какого-либо движения.

По словам московских следователей, на Камчатку дело передали якобы по устному приказу заместителя министра внутренних дел РФ Олега Сафонова, который по странному стечению обстоятельств сразу же после этого был назначен на должность полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе.

Акционер порта Станислав Белан подавал заявления о нарушениях налогового законодательства в федеральные контролирующие органы — его отправили на Камчатку. Тогда он подал заявления в краевые УФНС, ОБЭП УВД, прокуратуру. В возбуждении уголовных дел было отказано по разным причинам.

Например, и.о. замначальника УВД по Камчатскому краю по экономической безопасности полковник милиции В.Г. Калугин отказал в возбуждении уголовного дела, потому что он разослал всякие запросы и «на момент окончания сроков проведения проверки ответы на запросы не поступили, в связи с чем не представляется возможным документально подтвердить информацию, изложенную в заявлении гр. Белана».

Следователь по особо важным делам СУ СК при прокуратуре Камчатского края, юрист 1-го класса М.А. Карташев отказал, потому что «опросить в ходе дополнительной проверки Иванчея А.Ф. не представилось возможным в связи с его нахождением за пределами Камчатского края в отпуске…»

Но дальше всех пошел следователь СУ СК М.Р. Кашапов. Он привел две причины. Первая: «УВД по Камчатскому краю специалистами в области бухгалтерии, финансов в достаточной мере для проведения документальной проверки такого числа контрагентов Петропавловск-Камчатского морского торгового порта не располагает». Вторая: «Иванчей находится в отпуске с выездом за пределы Камчатского края». И сделал вывод: «При изложенных выше обстоятельствах следствие приходит к выводу об отсутствии в действиях Иванчея А.Ф. состава преступления».

Ладно акционер, даже государству не удалось выбить из порта арендную плату за причалы, которые и принадлежат государству. Государство подало на акционерное общество в суд. Сумма была огромная. Пошли на мировую. Условия мировой порт не выполнил. Государство получило исполнительный лист и наложило арест на деньги порта в банке. Это было в 12.00 в пятницу, за полчаса до закрытия банка. В понедельник утром денег на счету не было. И не будет, видать, никогда. Потому что на защиту коммерсанта Иванчея от государства встает тоже государство.

А иногда государство само перед собой имитирует контроль за деятельностью коммерсанта Иванчея. Например, по поводу самого дешевого в мире металлолома, уплывающего через камчатский порт. В конце концов, местные таможенники, чтобы отвести от себя подозрения в сговоре с « металлистами», подали иск в суд. Конечно, суд решил, что цены нормальные, таможенники проиграли и с чистой совестью успокоились.

И, наконец, еще одна туманная история. «Новая газета» писала о скандальном и совершенно идиотском приказе Федеральной таможенной службы России о том, что с 30 марта весь металлолом с Дальнего Востока можно вывозить только через Петропавловск-Камчатский (слава богу, позже приказ отменили). Был скандал, и глава ФТС публично проговорился, что этот указ готовился не в недрах ФТС, а был спущен из администрации президента. Некоторые считают, что его лоббировали металлурги — чтобы металл не уходил за границу. Может быть. Были и другие версии, но все они были слишком мудреные.

Почему-то никому не пришла в голову мысль, что лоббирование может исходить из самого Петропавловска. А ведь это логичнее всего. Да, возить лом через Камчатку — это бред, и все-таки ведь нашлись фирмы, которые готовы были заключить с камчатским морским портом контракты. Вспомните, какие там мировые цены на металлолом.

Однажды молоденькая следователь СУ при УВД Камчатского края, расследуя дело о злоупотреблениях должностными полномочиями в компании, президентом которой был Иванчей, взяла и провела у него обыск. В течение недели следователя отстранили от дела за то, что она провела обыск в кабинете депутата. А ей и в голову не пришло, что он может быть депутатом. Ведь по закону если человек — депутат, то он не может совмещать это с другими должностями, потому что получает деньги от государства. Но если он Иванчей, то может — несколько лет он успешно работал и гендиректором, и президентом (имеется в виду коммерческой фирмы), и депутатом Законодательного собрания Камчатского края (естественно, он — единоросс).

Банный лист

Камчатка далеко, а известно: чем дальше от Москвы, тем меньше контроля. Да и интереса к Камчатке у наших властей мало: скважин там нет… Короче, не тот уровень пищевой пирамиды. А вот мода на Камчатку у российских топ-топ-чиновников есть: здесь много больших медведей, здесь у лосей ветвистые рога, здесь зараз можно убить трех крупных зайцев: и медведя, и лося, и снежного барана (кстати, Фарион сейчас сидит безвыездно в Камышине как раз из-за трех зайцев, правда, ма-а-аленьких, сереньких). И заодно на Долину гейзеров позырить — она тоже модная.

Почему, например, действующего губернатора Кузьмицкого никто всерьез не воспринимает? Потому, что, если захочет Кузьмицкий отдохнуть своих московских гостей, ему придется за вертолетом идти на поклон к тому, кому принадлежат все камчатские вертолеты (как вы думаете, кому?). А без вертолета на Камчатке не отдохнешь: дорог нет. Без вертолета ты на Камчатке ноль, будь ты, как Кузьмицкий, хоть мужем племянницы самого Сергея Иванова.

Как сказал один большой камчатский начальник: «Иванчей — успешный комбинатор, который пользуется слабостями человека».

Итак, сначала была баня. И это был ключевой момент для успеха его бизнеса. Баня была шикарная. И народ потянулся… За эти годы в бане Иванчея помылись и попарились, кажется, все камчатские начальники. Ну почти все. Прокурорские, судейские, мэрия, ФСБ, налоговики…

«Понравилась вам его баня?» — спросила я в лоб первого встречного на Камчатке начальника какого-то управления, не сомневаясь, что он там мылся. И не ошиблась. «Не люблю посторонних в бане, — угрюмо ответил начальник. — Я сам себе могу водку налить. А тут девушки… Попробуй после такой бани не подпиши то, что ему нужно».

Говорят, камчатская прокуратура в полном составе заправляется на АЗС в порту, а бывший прокурор Камчатки Войтович ездил на портовой машине — вернее, его возили.

Но главное — начальники федеральные. Ну какой российский министр не побывал еще на Камчатке? Какой замминистра? Какой начальник управления, аппарата, отдела? Все они останавливались в гостинице Иванчея «Арбат» (опять Арбат!), потому что это была лучшая гостиница на Камчатке. А у стен есть уши. Он давал им машины со своими водителями. У водителей тоже есть уши.

Чуть позже Иванчей стал президентом «Бел-Кам-Тура» — самой крупной туристической компании Камчатки. «Бел-Кам-Тур» построил 4-звездочную гостиницу, в которой останавливается сам президент, купил комфортабельные вертолеты для VIP-туристов, компанию «Кречет» (три лучших туристических приюта), контрольный пакет акций ООО Авиационная компания «Камчатские авиалинии», построил VIP-турбазу «Тумрок» (именно там Фарион с Семеновым добыли прошлой осенью шесть мешков мяса). Лучшие горячие источники, Долина гейзеров, охотничьи угодья, собственная и единственная на полуострове вертолетная компания… — все это было в руках Иванчея.

«Было», потому что сейчас позиции Иванчея несколько пошатнулись. Он больше не президент «Бел-Кам-Тура». Потому Фарион с Семеновым и засветились с этими злосчастными шестью мешками мяса. Но камчатские правоохранительные органы сделали все, чтобы это недоразумение замять. Так что у Иванчея все пока ничего.

И еще один козырь Иванчея. На Камчатке его особо ничего не держит. У него нет здесь почти никаких активов — ни заводов, ни фабрик, ни земель. Его ведь даже ущипнуть не за что. Чуть что, соберет чемодан и уедет в Геленджик — там у него большой дом, к которому из моря прорыт 150-метровый канал — чтобы яхта заходила. А на Камчатке останется голый порт с ржавыми советскими кранами, чудовищными причалами и гендиректором Светлым.

Шесть мешков мяса: тайна Фариона

Что касается охоты налоговиков Фариона и Семенова, то в ходе прокурорской проверки фамилия Фариона из списка охотников (ой, то есть фигурантов дела) исчезла. Вместо нее появилась фамилия водителя Семенова. А мясо взял на себя некто С.Н. Ахромеев (сын начальника контейнерного терминала порта, гендиректор ООО «Мортэк» — самого главного ООО в порту). Кстати, мясо он взял на себя только на бумаге. А в жизни за шестью мешками мяса в милицию так никто и не явился.

«Новая» тоже провела свой следственный эксперимент. Мы распечатали фотографию Фариона с официального сайта ФНС России и показали ее работникам турбазы, где якобы вместо Фариона отдыхал водитель Семенова. Работники только глянули на фото — единодушно сказали: «Он!» Кроме того, в распоряжении «Новой» имеется документ — заявка на авиационное обслуживание в ООО «Камчатские авиалинии». В списке пассажиров на втором месте стоит фамилия вовсе не водителя, а Фариона В.Н. и рядом — его, Фариона, личная подпись. У камчатских следователей этот документ тоже есть.

Начальник УФНС по Камчатскому краю Семенов свою фамилию не вымарывал. И показания давал: да, мол, отдыхал с приятелями. Ему-то чего бояться? Он часто летает отдыхать. Но суд с подпиской о невыезде, как у Фариона, ему не грозит. Его машина (как и машины судейских) часто стоит у бани Иванчея. Хотя, может, это его водитель любит попариться?

P.S. Так как нет никакой надежды на то, что Фариону инкриминируют убийство лося и снежного барана (дело «о шести мешках мяса», в буквальном смысле бесследно сгинувших в недрах камчатской милиции — ни одной косточки не осталось), «Новая» будет следить за ходом «заячьего» дела — тут хоть надежда есть.

P.P.S. На прошлой неделе «Новая» отправила председателю совета директоров ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» Иванчею А.Ф. запрос с просьбой ответить на наши вопросы о вертолетных VIP-охотах и о работе порта. Ответа мы не получили, но готовы предоставить возможность высказать свою точку зрения на страницах газеты.