В Свердловской области ищут разбившиеся в годы войны самолеты США

Сенсационные факты стали известны на Среднем Урале накануне 65-летия Победы: через глубокий тыл, каким в те годы являлась промышленная Свердловская область, проходила часть секретной авиатрассы АЛСИБ, по которой перегонялись самолеты, поставляемые в СССР в рамках программы военной помощи союзников «ленд-лиз».

По последним данным, на Урале разбились пять американских самолетов — во всех из них находились советские пилоты, причем фамилия и место захоронения одного из них — капитана Фадеева уже известны уральским поисковикам. По словам руководителя Свердловской региональной общественной организации «Экстрим» Владимира Рыкшина, известная ныне авиатрасса АЛСИБ (Аляска — Сибирь) проходила над Свердловской областью с февраля 1943 года — воздушный путь пролегал от Фербенкса на Аляске, через Уэлькаль, Якутск, Красноярск, Свердловск и Казань до Москвы.

«Установлено, что в районе небольшого свердловского города Михайловск потерпели крушение пять самолетов американского производства. Эти машины поставлялись в СССР по программе ленд-лиза, их экипажи погибли. Нами уже получен ответ из ЦАМО (Центральный архив Минобороны), что пилот одного из этих самолетов — капитан Фадеев предположительно погиб в 20 километрах от станции «Завод Михайловск» и может быть захоронен в тайге, хотя точное место его захоронения в архиве неизвестно. Между тем, мы располагаем информацией, где может находиться могила капитана Фадеева», — рассказал «Новому Региону» поисковик.

По словам Рыкшина, в живых остались свидетели, которые видели, как над урочищем Ястребок пролетали девять самолетов, после они слышали взрыв. «Тогда эти люди были детьми. Они рассказывают, что через сутки к ним в деревню пришел радист с разбившегося самолета, а останки погибшего пилота были захоронены. Чуть позже на этом месте нашли обгоревшую руку с часами и орден Красного Звезды, который впоследствии изъяли сотрудники НКВД. Пока разыскать эту награду, к сожалению, не удалось — по номеру ордена можно было бы сразу установить его владельца», — отмечает Владимир Рыкшин. Тем не менее, он практически уверен, что в этом месте лежит летчик перегоночного полка капитан Фадеев, так как данные ЦАМО и свидетельства очевидцев сходятся географически.

Сегодня в свердловской организации «Экстрим» утверждают, что обладают информацией о четырех предположительных местах падений американских самолетов в районе Михайловска. Это хребет Коноваловский увал в районе Верхних Серег, Хребет Бардык, Артинский район, где предположительно упал истребитель P-39 «Аэрокобра» и Киргисанский хребет в районе Бисерти. Что касается погибшего Фадеева, то он предположительно, перегонял транспортный самолет DC-3/С-47 «Дуглас» — обломки этой машины также могут быть обнаружены поисковиками. «По нашим данным, все пять самолетов разбились в районе Верхних Серег в 1943 году, их экипажи (за исключением радиста с машины Фадеева, прим. НР) погибли», — говорит Владимир Рыкшина.

Этой информации стало достаточно для того, чтобы приступить к снаряжению поисковой экспедиции, говорят в «Экстриме». Финансовую помощь поисковикам согласились оказать власти Михайловска и администрация Нижнесергинского района, говорит Рыкшин. Экспедиция к местам падения самолетов, предположительно «Аэрокобры», Бостона А-20 и Дугласа стартует 11 мая. Кроме того, с 9 по 16 мая в районе Михайловска пройдут торжественные мероприятия по увековечиванию памяти военных летчиков, погибших на Урале при перегоне самолетов из США. Солидности им добавит приезд известного американского эксперта в области аэронавтики, куратора Смитсоновского института и Национального музея авиации и космонавтики (NASM) в Вашингтоне, доктора Вон Хардести.

Как отмечает корреспондент «Нового Регина», для Свердловской области данные об упавших самолетах и снаряжение поисковой экспедиции на поиск их обломков и останков советских пилотов — бесспорная сенсация. Так получилось, что кроме колоссального вклада уральской оборонной промышленности в Победу, да еще, пожалуй, Уральского добровольческого танкового корпуса в предыдущие годы появлялось крайне немного информации об участии Среднего Урала в войне. На этом фоне данные о разбившихся под Михайловском американских самолетах, заставляют по-новому взглянуть на события, которые разворачивались на Урале в военные годы. К слову сказать, именно на американской «Кобре» сбил 50 из 64-х немецких самолетов советский ас №2, известный свердловчанин, дважды ГСС Григорий Речкалов.

«Новый Регион» будет наблюдать за ходом и результатами этой экспедиции.