В Париже построят «суперметро»

На создание новой транспортной сети, пронизывающей французскую столицу и пригороды, потратят $25 млрд.

Французские архитекторы проекта Grand Paris нашли решение транспортной проблемы Парижа. Они предлагают создать сеть, соединяющую между собой все пригороды французской столицы. В нее будет включено несколько видов городского транспорта.

Предполагается к 2017 году построить вокруг Парижа 130-километровую систему суперметро на 40 станций, объединяющую город и предместья. Каждая станция с прилежащим к ней районом, застроенным корпорацией Greater Paris, станет экономическим узлом.

Проект подразумевает создание 24 железнодорожных линий, по которым будут ходить скоростные поезда с интервалами от двух до шести минут. Густая транспортная сеть соединит 55 вокзалов и пересадочных станций. Местные СМИ уже окрестили этот проект «суперметро», его стоимость, по предварительным данным составит $25 млрд.

Для того чтобы перенести принцип парижского метро в пригороды, необходимо будет трансформировать существующие системы пригородных поездов RER и Transilien. Так, предполагается открыть новую линию метро до Версаля. На востоке новая линия протянется от Бурже до Шампиньи на базе железнодорожных путей, которые вначале нужно будет отремонтировать. В густонаселенных районах будут организованы подземные линии. До Нантерра железную дорогу проложат над автострадой А86 до Бурже, а затем над трассой А1 до Руасси. На юге транспортное сообщение предполагается организовать с помощью автобусов. «Цель проекта – сделать свободным для всех и каждого перемещение в городе», — заявил архитектор Жан-Мари Дютийе.

Некоторые линии парижского «суперметро» могут быть введены в эксплуатацию быстро, на строительства других может потребоваться 6-7 лет. Впрочем, некоторые специалисты-транспортники сомневаются в эффективности предлагаемого проекта, который соединяет в себе такое большое количество видов транспорта, а прямых маршрутов — очень мало.

Проект уже получил поддержку президента Франции Николя Саркози. Он поздравил архитекторов с разработкой новой транспортной системы. Возможно, проект станет серьезной альтернативой уже имеющимся разработкам в этой области. До сих пор конкурировали два основных конкурирующих проекта. Государство хотело продлить парижское метро, построив новые линии в виде «двойной петли», охватывающей 155 км вокруг французской столицы. А местные транспортные объединения предлагали создать новое метро, соединяющее пригороды в обход Парижа – проект Arc Express.

В планах Саркози — строительство мегаполиса XXI века, единого, динамичного, большого Парижа. Начать предполагается с инфраструктуры, которая должна будет сыграть решающую роль в объединении города.

Инфраструктурный проект призван сыграть объединяющую роль не только с транспортной точки зрения. Президент Франции, представляя концепцию Большого Парижа весной 2009 года, говорил о создании города XXI века, который сможет поспорить с Лондоном, Нью-Йорком, Токио или Шанхаем. «Париж станет настоящим мегаполисом, где будет разрушен принцип пригородов, этаких «спальных районов», — транслировал заявление Саркози телеканал Euronews. — И тогда место жительства, ваш адрес не будет больше фактором социальной дискриминации. Большой Париж станет действительно большим, прекрасным и справедливым».

Задачу по воплощению мечты Саркози о создании первого «посткиотского» мегаполиса будет решать бывший руководитель Air France Кристиан Блан.

Проблема транспортной загруженности мегаполисов сегодня активно обсуждается и в нашей стране. В первую очередь, это касается Москвы и Подмосковья. «У нас тоже можно было бы реализовать проект, связывающий все виды транспорта, но это потребует гигантских финансовых затрат и решения множества технических проблем, — пояснил «Гудку» профессор Финансового университета при правительстве Олег Дунаев. – Французам в этом плане проще, потому что Парижский метрополитен и скоростные пригородные поезда RER уже интегрированы благодаря единой системе оплаты и пересадочных станций. Нам же все это сделать только предстоит».

Между тем первые шаги по решению транспортной проблемы российской столицы уже делаются. Как рассказал «Гудку» заместитель начальника управления пригородных пассажирских перевозок департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Владислав Аристов, в компании существует программа развития Московского транспортного узла, которая подразумевает строительство дополнительных линий, электрификацию Малого железнодорожного кольца Москвы и его перевод на обслуживание не только грузовых, но и пассажирских перевозок, и множество других мер. Как уже писал «Гудок», на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным президент РЖД Владимир Якунин заявил о том, что РЖД готово финансировать подготовку проекта реконструкции Малого кольца.

Как сообщил столичный градоначальник, к 2015 году в Москве должно быть построено более 50 километров новых линий метро. По его словам, строительство новых веток позволит разгрузить действующие линии и обеспечит развитие новых микрорайонов. По старым планам власти Москвы в 2011 году должны были построить четыре километра линий, в 2012 году — около четырех километров. А в 2013 году планировалось вообще ничего не прокладывать.