В Москве продолжают сносить торговые палатки и киоски

В Москве продолжают сносить торговые палатки и киоски, будь то общепит или театральные кассы. Старт этой кампании, имеющей, разумеется, благие цели, дал новый мэр Сергей Собянин в ходе так называемого выездного совещания — прямо у входа в метро «Улица 1905 года». В начале ноября он раскритиковал организацию уличной торговли по соседству с метро. Потом уволил глав управ «Тверская» и «Пресненская», отправил в отставку начальника Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимира Малышкова. Мэр поручил обезглавленному Департаменту провести инвентаризацию мелкорозничной торговли и дал указание (как полагают бизнесмены, пока неофициальное) снести киоски. И нижестоящие чиновники постарались на славу, чтобы отвести от себя дальнейшую критику городского главы.

Особенно пострадали две франчайзинговые сети. Так, в «Крошке-Картошке» вынуждено закрылись 70 киосков из около 280, в «Стардог’s» (компания «Маркон») из 150 точек закрываются 60. Владельцев киосков и вагончиков обязывают убрать их в один день.

По словам директора по маркетингу ГК «Крошка-Картошка» Михаила Кудрявцева, франчайзи обязывают закрывать свои автофургоны не только в центре Москвы, но и в других районах. Об этом же говорит директор по развитию сети компании «Маркон» Сергей Рак. Между тем, ликвидированные киоски были открыты в соответствии с действующим законодательством и имеют разрешение торговать до 31 декабря.

Михаил Кудрявцев заявил журналистам по этому поводу: «Все наши точки расположены согласно установленным правительством Москвы правилам, везде юридически обоснованно проведено электричество, также мы тратим большие деньги на содержание своих автокафе, в том числе для соблюдения необходимых санитарных норм». «Ущерб для нас огромный! — говорит он. — Но катастрофой это не будет, так как у нас все-таки основные кафе находятся в торговых центрах, в стационарных павильонах, высока доля присутствия в других городах. Но это очень больно, ведь мы же начинали с улицы в 1998 году… Нам давали лучшие места, чиновники сами предлагали «давайте, давайте, ставьте еще…».

«НП» связалась с вышеупомянутым Сергеем Раком и Сергеем Лапада, руководителем отдела маркетинга «Маркона». По словам первого собеседника, «мы даём рекомендации франчайзи, которых мы же и обучали, не вступать в острый конфликт с властями, пытаться наладить диалог с ними».

Сергей Лапада рассказал, что компания пытается довести до властей через СМИ, Ассоциацию быстрого питания Москвы и «Опору России» следующую позицию «Маркона». Франчайзинговые сети представляют собой сегмент цивилизованного рынка, и в случае их ухода рынок всё равно постепенно заполнится, но уже хаотически. При радикальном выполнении воли нового мэра по истреблению киосков на улице окажется 20-40 тыс. работников. Лапада надеется, что чиновники придут в себя, но пока начатый курс продолжается.

Упомянутые общественные организации, по-видимому, в ближайшее время проведут соответствующие заседания, а в начале ноября они направили в аппарат городского правительства письма с нерешительной «просьбой о помощи». В частности, они призывают, чтобы управы действовали в соответствии с законом правительства Москвы, который предусматривает в случае досрочного прекращения действия разрешения на право торговли мелкой розницы уведомлять об этом предприятие за две недели.

Кроме того, общественные организации призывают провести оценку правовых оснований размещения стационарных объектов, а также предусмотреть хотя бы какие-то компенсационные меры для малого бизнеса.

Наибольшей же решительностью отличается письмо в Генеральную прокуратуру Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) от 15 ноября с просьбой разобраться в ситуации вокруг массового сноса павильонов, палаток и киосков. Происходящее в Москве названо в нем «произволом столичных властей». ОЗПП просит Генпрокуратуру провести проверку законности действий должностных лиц правительства Москвы, выразившихся в массовом сносе объектов потребительского рынка. В случае установления фактов нарушения закона в действиях должностных лиц ОЗПП требует привлечь их к уголовной ответственности по статьям УК РФ «Превышение должностных полномочий», «Самоуправство» и «Умышленное уничтожение или повреждение имущества».

Многие владельцы снесенных палаток также намерены обратиться в прокуратуру и ФАС.

Страдают от нынешней кампанейщины не только сетевой и мелкий бизнес, но даже театры. Ведь кассы независимых распространителей вытесняют с улиц точно так же, как фастфуд или продуктовую розницу. Зрители теперь стоят в разом вернувшихся, словно из советских времен, очередях у резко сокращенных точек продажи билетов, а театральные залы стоят полупустые. Театральный погром, стартовав в центре, к концу прошлой недели добрался буквально до всех окраин столицы. Кассовые киоски по распоряжению управ отключили от электричества. Их, по крайней мере, пока не ломают, но требуют переместить в глубину дворов или на какие-то соседние маленькие улицы.

В управах владельцам киосков и палаток говорят: знать ничего не знаем, указания остановить процесс закрытия киосков нам сверху не давали. Правда, совершенно сбитый с толку Департамент потребительского рынка и услуг в связи с продолжающимся ликвидационным курсом открыл «горячую линию» для предпринимателей. Объявление на официальном сайте Департамента гласит: «Ждем конкретные предложения по изменению схемы, а также обоснования целесообразности сохранения объектов на прежних местах». Но по указанному телефону 694-48-52 дозвониться почти невозможно, а многоканальный 781-74-38 оказался любезным автоответчиком.

По словам председателя комиссии «Опоры России» по мелкорозничной и ярмарочной торговле Владлена Максимова, главный удар мэрия нанесла по тонарам, которых в столице примерно 5 тыс., и они имеют право не платить арендную плату. Именно префектура определяет число и дислокацию тонаров на своей территории. Право торговать предприниматели получают по итогам конкурса, участие в котором обходится в 3 тыс. рублей за один лот. В «Опоре России» есть мнение о том, что примерно половина тонаров принадлежит фирмам, бенефициарами которых являются сами чиновники. В среднем за 50 тыс. рублей в месяц они сдают тонары в аренду реальным продавцам. Еще две-три тысячи тонаров, по словам Максимова, установлены в городе нелегально и также принадлежат чиновникам.

Сети фастфуда (количество их тонаров «Опора России» оценивает в 400-500 единиц) достаточно сильны, чтобы выигрывать конкурсы, определяющие дислокацию торговой точки, и фактически являются конкурентами за «бесплатные» места бизнесу чиновников. Это объясняет, почему чиновничий погром начался с ликвидации фастфуда.

Сегодня все замерли в напряжении. Совершенно очевидно, что снос палаток и мини-магазинов разрушает и без того слабое доверие бизнес-сообщества к государственным структурам, порождает неверие в их способность и желание действовать сколько-нибудь логично и долговременно.

Можно ожидать, что последствия ликвидации киосков будут долго и нудно разгребать арбитражные судьи. И, в первую очередь, к ним обратятся пострадавшие сетевики общепита: у них и документы в порядке, и опытные юристы есть, и денег достаточно.