Цена популизма

В последнее время все чаще ловлю себя на мысли: экономический кризис позади, денег в стране становится все больше, однако новые контуры посткризисной экономики не вселяют оптимизма. Взять, к примеру, бюджетную систему России: складывается впечатление, что в казне по-прежнему не хватает средств на все заявленные проекты. И это уже становится опасной тенденцией. При этом на «латание дыры» правительство бросает все больше ресурсов: заявлено и о возможной массовой приватизации бюджетообразующих компаний, и о повышении налогов, и о привлечении займов. Вот только снижение госрасходов как было, так и остается мечтой либеральных экономистов.

В последних числах июля федеральное правительство одобрило основные направления бюджетной политики на 2011 – 2013 годы. Планируется, что в 2011 году доходы достигнут 8,6 трлн рублей, расходы – 10,4 трлн рублей. Дефицит бюджета при этом должен составить 3,6% ВВП (1,8 трлн рублей).

Если даже нефть будет дорожать, дефицит федеральной казны все равно удастся ликвидировать не ранее 2015 года. При этом «черное золото» должно подорожать с нынешних 75 долларов за баррель до 82 долларов. Согласно пессимистичному варианту (Минфин РФ и такой держит в запасе), нефть будет стоить около 50 долларов за «бочку». Тогда дефицит бюджета сохранится и после 2015 года – на уровне 2% ВВП.

Латание «бюджетной дыры» – процесс двунаправленный: с одной стороны, надо уменьшать расходы, с другой – наращивать доходы. По части расходования казенных средств наши чиновники дадут фору любому. Хотя даже они понимают необходимость секвестров. Но заложена экономия и на плановую «трехлетку» – весьма, скажем так, странная. Уменьшатся госрасходы только в процентах по отношению к ВВП, а в натуральных величинах вырастут.

Впрочем, «карающий меч» секвестра все же коснется некоторых сфер – например, ЖКХ, образования и здравоохранения. В отсутствии достоверной информации злые языки утверждают, что в этих областях человеческой деятельности будут апробированы «новые принципы их организации». Например, говорят, что больницы перейдут главным образом на платное обслуживание населения, а множество малонаполняемых сельских школ попросту закроют. Детям в таком случае предложат учиться в райцентре и жить в интернате.

Расходы на федеральные целевые программы (вроде нашумевшей «Чистой воды» с фильтрами Грызлова – Петрика) тоже сократятся на 5 – 8%. Впрочем, это после 19-процентного их роста в текущем году.

Не жалеют правительственные чиновники денег и на оборону, куда ежегодно будут направляться по 2 трлн рублей. Расходы на вооруженные силы, таким образом, достигнут 17,2% ВВП. Для сравнения: социальные расходы в 2013 году потянут лишь на 5,7% против 7,5% ВВП в 2010 году.

И в ближайшие годы Россия будет активно брать в долг. Только на внешнем финансовом рынке федеральное правительство собирается брать по 7 млрд долларов в год. Дорого обойдется налогоплательщикам и обслуживание госдолга: если в 2010 году на это уйдет 280,3 млрд рублей, то в 2013 году – уже 584,8 млрд рублей. Плюс покрытие дефицита Пенсионного фонда, который возник даже на фоне роста среднероссийской зарплаты. В течение ближайших трех лет фонд должен получать из казны по 1,8 – 2,2 трлн рублей ежегодно.

А что с доходами бюджета? Они будут планово снижаться: если в 2011 году поступления в казну составят 17,3% от ВВП (8,6 трлн рублей), то в 2013 году упадут до 16,1% ВВП (10 трлн рублей).

Изыскать средства планируется так: 1,3 трлн рублей в год должно поступить от увеличения налогов, 300 млрд – от продажи предприятий, остальное придется занять или снова «залезть в кубышку» (например, в Фонд национального благосостояния, в котором еще есть средства).

Рост налогового бремени пугает не только обывателей, но и промышленников. Увеличатся ставки налога на полезные ископаемые (это один из основных видов поступлений в федеральную казну), что увеличит доходную часть бюджета на 406 млрд рублей в год. Рост акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты добавит еще 414 млрд, а введение пошлины на экспорт меди в размере 10% – 22,8 млрд рублей.

Российскому правительству можно посочувствовать: экономика растет, но даже это не делает федеральный бюджет бездефицитным. Практика «огосударствления» экономики привела к тому, что от казны теперь зависит жизнь почти всех россиян. Бюджетная система России не сбалансированна, региональным и муниципальным уровням хронически не хватает собственной доходной базы. Следовательно, города и веси в предстоящие три года будут по-прежнему посылать за субсидиями своих «ходоков» в Кремль.

А тут еще 2012 год не за горами – выборы. Отказываться от практики социальных обещаний всем и вся уж точно никто не решится. И на этом фоне, возможно, Россия преподнесет миру новое «экономическое чудо»: при росте цен на сырье и формальном оздоровлении народного хозяйства бюджет страны будет все больше зависеть от иностранных кредиторов.