Солнцу в России ничего не светит

Россияне опустили Солнце. В прямом смысле слова. Низвели его до уровня спутника Земли. Согласно свежим, с мороза, результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), аж 32% (!) опрошенных уверены в том, что Солнце вращается вокруг Земли. Вот оно как.

Еще в XVI веке Коперник в своем великом труде «Об обращении небесных сфер» сообщил человечеству, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято думать доселе (гипотезу античного ученого Аристарха Самосского к тому времени практически забыли). Галилей, отстаивая коперниканство, на старости лет подвел себя под инквизицию. Джордано Бруно погорел в т. ч. на популяризации учения Коперника… И для чего все это? Для того, чтобы в XXI веке жители некогда самой читающей страны в мире продолжали думать, будто Солнце вращается вокруг Земли?! Причем число адептов геоцентрической системы мира (согласно которой Земля является центром мироздания и Солнце обращается вокруг нее) в России растет: в 2007 году в то, что Солнце – спутник Земли, верили 28% респондентов ВЦИОМ. Т. е. россияне медленно, но верно впадают в первобытное состояние. Первобытные люди верили своим глазам. Они видели, что Солнце появляется на одной стороне равнины и, описав дугу на небосводе, исчезает на другой стороне. Значит, Солнце вращается вокруг Земли, думали первобытные люди. А Земля – плоская. Сколько времени прошло с тех пор, а люди, верящие в это, выходит, не перевелись.

Досталось ясну солнышку и от более просвещенных участников опроса ВЦИОМ. 20% опрошенных признали-таки, канальи, что на самом деле Земля обращается вокруг Солнца, однако заявили, что полный оборот наша планета делает за месяц. Дескать, сколько там этого Солнца, чего там его облетать? За месячишко можно управиться. В 2007 году количество опрошенных россиян, считающих, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за месяц, составило 14%. С такой тенденцией Солнцу ничего не светит в России. Ничего хорошего.

Столь же разочаровывающей для науки (и для Солнца) оказалась статистика и некоторых других ответов участников опроса, который проводился в последних числах января – с тем, чтобы обнародовать результаты к 8 февраля, Дню российской науки. Хотя правильнее было бы обнародовать их ко Дню дурака. Например, 55% опрошенных считают, что всю радиоактивность на Земле создали люди (еще один горячий привет ничтожному Солнцу), а 11% веруют в то, что радиоактивное молоко становится безопасным после кипячения. Видимо, установили это опытным путем в домашних условиях. 20% опрошенных согласились с тем, что пол будущего ребенка определяется генами матери. Может быть, согласились из женской солидарности. Или из женской вредности. В 2007 году, правда, таких «вредных» среди респондентов было 25%. Т. е. здесь научный прогресс присутствует.

Но это – лишь чайная ложечка меда в огромной бадье кипяченого радиоактивного молока, смешанного с дремучей безграмотностью. Можно ли было представить себе такое, скажем, лет 30-40 тому назад? Нет, подобное было немыслимо в стране, где безграмотность ликвидировали на корню к 50-м годам XX века, где образование было всеобщим и бесплатным. Сегодня мы катимся назад, в средневековье, где полноценное образование было доступно лишь самым знатным и обеспеченным слоям общества.

Мощное ускорение этому откату (не путать со взяткой. Хотя, вообще-то, можно путать, основания есть…) придает не только чудовищное расслоение российского общества на очень богатых и очень бедных, но и реформа отечественного образования, больше похожая на добивание еле дышащего. Речь идет в т. ч. о таких добивающих ударах, как игра в угадайку, именуемая «ЕГЭ» (она же – игра «Кто хочет стать студентом?»), с вариантами ответов и призовой суммой баллов, и новый Федеральный государственный образовательный стандарт – плод трудов Министерства образования и науки РФ, вызвавший столь сильное негодование педагогов и общественности, что оно докатилось и до премьер-министра, который тоже высказал министру Фурсенко свое «фу».

Да и кто бы не высказал? Согласно стандартам, обязательными предметами в старших классах школы, начиная с 9-го класса, будут 4 предмета – физкультура, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), предмет под названием «Россия в мире» (видимо, какая-то смесь истории, географии и культурологии), а также т. н. индивидуальный проект. Все прочие изучаемые предметы старшеклассники смогут выбрать по желанию. Такое право им даровано для того, чтобы они не тратили время на то, к чему у них душа не лежит, а тратили лишь на то, к чему лежит, к чему у них есть склонность и способности. Чтобы, грубо говоря, юные гуманитарии посвятили себя гуманитарным дисциплинам, а технари – техническим. Такое разделение, по мысли авторов образовательных стандартов, поможет старшекласснику заблаговременно определиться с выбором будущей профессии, хорошо подготовиться к экзаменам и поступить в вуз на ту специальность, которая ему, старшекласснику, наиболее симпатична. Но, судя по тому, что физкультура внесена в список обязательных предметов, в Минобрнауки решили делать из российских школяров спортсменов. В крайнем случае – физруков.

Впрочем, после того, как творцов новых стандартов накрыл вал общественного возмущения, творцы принялись оправдываться и говорить, что их неправильно поняли. Мол, сроки введения стандартов могут быть сдвинуты, чтобы стандарты прошли все необходимые стадии обсуждения, в т. ч. общественного. Ну, и обязательных предметов в старших классах будет-де не 4, а все 10. Просто пакет этих самых предметов каждый старшеклассник формирует для себя самостоятельно – исходя из своих запросов и устремлений. Но т. к. 4 упомянутых обязательных физкультурно-оздоровительных предмета старшекласснику уже присудили подумавшие за него дяди из Минобрнауки, то отроку остается выбрать еще 6.

Выбирать придется из тех дисциплин, что разбиты авторами стандарта по специальным тематическим группам, или, говоря спортивно-физкультурным языком, корзинам. Группы эти такие: русский язык и литература (родной язык и литература); иностранный язык (второй иностранный язык); математика и информатика, алгебра и начала анализа, геометрия; обществознание, история, география, экономика, право; естествознание, физика, химия, биология, экология. Из всего этого многообразия, повторяю, надо выбрать 6 предметов. Понятно, что как ни выбирай, каким-то из предметов, без которых немыслимо полноценное образование, придется пожертвовать, какой-то из основополагающих предметов неминуемо останется за бортом обязательных – либо литература, либо геометрия, либо история, либо физика, либо химия, либо что-то еще. А может, страшно сказать, русский язык? С таким «одноногим», «одноруким» и «одноглазым» образованием число россиян, верящих в то, что Солнце вращается вокруг Земли, несомненно, будет только увеличиваться.

Кстати, министру образования Фурсенко, выступавшему намедни в Госдуме в рамках правительственного часа, напомнили о печальных результатах упомянутого опроса. На это Фурсенко ответил, что он не относится к числу заблуждающихся. Видимо, министр хотел сказать, что он-то знает, что вокруг чего вращается. В таком случае радостно за г-на Фурсенко. Он учился в советской школе, затем – в советском вузе и получил образование, которое сегодня называет устаревшим. Потому, дескать, и затеваются все эти реформы… Что тут скажешь? Понятно, что образование не должно стоять на месте, что оно должно совершенствоваться и развиваться, отвечая требованиям современного мира. Не надо только путать реформы с изничтожением лучших традиций, а развитие – с деградацией.

Конечно, вопиюще безграмотный ответ про Землю и Солнце дали не 32% всех россиян, а 32% ОПРОШЕННЫХ россиян. А опросили всего лишь 1600 человек в 138 населенных пунктах страны. Но на то они и опросы, чтобы выявлять тенденции в обществе. Судя по результатам данного опроса, тенденции в российском обществе – ужасающие.

Да, на Западе, где проводятся аналогичные процедуры, тоже хватает тупых и шокирующих своей дремучестью откровений. Среди тамошних жителей (в т. ч. юных) тоже немало тех, кто считает, что Марс – это шоколадка, что Эверест находится в Великобритании или в Альпах, а Черчилль был космонавтом. При этом не могут показать на карте крупнейшие города своих стран и даже континенты, на которых эти страны находятся. И насчет Земли и Солнца тоже, бывает, дикую чушь несут. Но мне, честно говоря, нет дела до западных «грамотеев». Их дремучесть – это их забота и проблема. Мне непонятно, почему наши доморощенные деятели в который уже раз обезьянничают и копируют Запад, заимствуя при этом то, от чего Запад уже сам начинает отказываться по причине его бесперспективности, и уничтожая до основанья то лучшее, что было создано в нашей стране предыдущими поколениями мудрых, образованных и порядочных людей. Что за страсть такая к самоуничтожению? Что за мания?