Сергей Митрохин: государственный экоцид в России

Уничтожение окружающей среды бывает антропогенным, техногенным. Для России впору придумать новый термин. У нас разрушение природы является политогенным. От греческого «полис», т. е. государство.

Все наиболее острые экологические проблемы сегодня созданы либо прямо по инициативе власти, либо по причине ее вопиющего пренебрежения интересами природоохраны.

В числе случаев сознательного экоцида – вырубка Химкинского леса, возобновление работы Байкальского ЦБК, уничтожение уникальных природных ландшафтов в Сочи и множество более мелких экологических преступлений в других регионах России.

К антиэкологическим решениям глобального масштаба и последствий относится заключение с США «Соглашения 123», согласно которому мы будем принимать у себя американские ядерные отходы из ряда стран. Ближайшая угроза – прибытие из Германии ядерного хлама, образовавшегося на исследовательском реакторе в Россендорфе. И переработка и хранение ОЯТ приведут к росту радиоактивного загрязнения в Челябинской и Томской областях, Красноярском крае.

Есть и такие действия государства, которые не направлены сознательно на экоцид, а приводят к нему в силу своей ангажированности коммерческими интересами либо откровенного невежества .

По инициативе партии «ЯБЛОКО» была создана Общественная комиссия по расследованию причин и последствий лесных и торфяных пожаров. В докладе комиссии делается однозначный вывод о том, что главной причиной чудовищных масштабов пожарного бедствия стали изменения лесного законодательства, произошедшие в середине «нулевых».

По Лесному кодексу (ЛК) 2006 г. с 1 января 2007 г. лес перестал быть экосистемой — неразрывным экологическим единством лесной растительности, животного мира и почвы, и стал только древесиной — движимым имуществом. Леса теперь могут продаваться отдельно от земли. Животный и растительный мир леса, вся лесная экосистема при продаже леса не защищены нормами лесного, земельного или гражданского законодательства.

Новый ЛК фактически упразднил государственную лесную охраны — систему лесников, постоянно находящихся в лесу, способных выявлять начинающиеся пожары и быстро приступать к их тушению. До ЛК борьба с пожарами была одной из основных задач государственной лесной охраны. Лесники обходили свои участки леса, круглогодично ведя профилактику предотвращения пожаров. В каждом лесхозе действовали система наблюдательных пунктов и вышек для выявления пожаров на ранних стадиях, когда их можно быстро потушить, был штат сотрудников, специально обученных и экипированных для тушения лесных пожаров, со специальным оборудованием для пожаротушения. В пожароопасные сезоны для своевременного выявления пожаров привлекались временные работники и добровольцы. Новый Лесной кодекс оставляет за государством лишь надзор и контроль — проверочную деятельность. Вместо более чем 70 тысяч лесников-обходчиков, для которых охрана леса хотя бы формально была главной обязанностью (особенно в пожароопасный период), в настоящее время имеется около 12 тысяч административных работников, для которых одной из многочисленных задач является осуществление лесного надзора и контроля.

Функционировавшая ранее в лесхозах сеть пожарно-химических станций (ПХС) и пожарных наблюдательных пунктов (ПНП) сейчас распределена между множеством разобщенных организаций с различной правовой формой.

С 2007 г. нехватка квалифицированных работников с опытом тушения именно лесных пожаров нарастала. В жаркое и сухое лето 2010 г. для тушения многочисленных пожаров просто не хватило людей, имеющих навыки тушения пожаров именно в лесах. Эта нехватка не может быть компенсирована привлечением работников государственной пожарной охраны (МЧС), имеющих опыт тушения пожаров только в населенных пунктах и на промышленных объектах.

Следствием принятия ЛК стала ликвидация 24 филиала ФГУ «Авилесоохрана», чьи самолеты обслуживали 2/3 охраняемой территории лесного фонда. Они заменены на разрозненные учреждения по авиационной охране лесов в менее чем в половине субъектов РФ. Разрушена единая система управления авиационной охраной лесов, а также система подготовки кадров для этой деятельности и исключена возможность быстрой переброски сил и техники между регионами. Если раньше решение о направлении огнеборцев из одного региона в другой могло приниматься в течение часов, то теперь на принятие и выполнение таких решений требуются недели. Опыт и силы прибывших (с запозданием) из восточных регионов страны специалистов часто не использовались эффективно в силу проблем межведомственного взаимодействия.

До первой половины 1990-х гг. до 85% лесных пожаров обнаруживалось с помощью авиации и до 45% пожаров были потушены с применением авиации. в последние годы — с воздуха выявляется не более трети пожаров.

За период 2000 — 2009 гг. реальные бюджетные расходы на тушение лесных пожаров, «произошедших в результате человеческой деятельности», сократились почти втрое. За этот же период площади пожаров на землях, покрытых лесом, по данным дистанционного наблюдения, увеличились втрое. По данным Гринпис, Россия в 2009 г. израсходовала вдвое меньше средств на ведение лесного хозяйства, чем Казахстан и в 13 раз меньше чем Беларусь и более чем в 100 раз меньше, чем США.

Нищета лесохозяйственных организаций стала главной причиной их неготовности к тушению катастрофических лесных пожаров. Пожарная техника в большинстве лесохозяйственных организаций практически не обновлялась на протяжении последних четырех лет, и незначительно обновлялась на протяжении последнего десятилетия. Это привело не только к недостаточной эффективности тушения, но и к массовым нарушениям правил охраны труда и техники безопасности во время катастрофических лесных пожаров 2010 г.

За последние годы профилактическая работа с населением по обеспечению пожарной безопасности (как в лесах, так и в населенных пунктах) практически прекратилась. Нет одного органа государственной власти, отвечающего за такую работу, а потенциал органов лесного хозяйства существенно снижен в результате реформ последнего десятилетия, у органов местного самоуправления на эту работу практически нет сил и средств. В большинстве лесных поселков нет обученных добровольных пожарных команд или инструкторов, нет эффективной системы оповещения, нет достаточных средств пожаротушения и источников воды, окрестности заросли бурьяном и захламлены легковозгораемым мусором.

Причиной принятия разрушительного Кодекса Комиссия считает откровенный лоббизм лесопромышленного комплекса. Приводятся многочисленные цитаты из уст разработчиков документа, из которых ясно, что руководствовались они в первую очередь интересами «доступности лесов для экономического хозяйствования» и презумпцией «доверия к лесопользователю. «Принятие Лесного кодекса создаст условия для улучшения инвестиционных потоков», заявил тогда президент Путин.

Сегодня – после пожаров – все всполошились. Той же партии «Единая Россия», которая несет всю полноту ответственности за принятие ЛК в 2006 году, поручено его переработать. Почему-то мне кажется, что в результате такой переработки он станет еще хуже.

Если власть действительно хочет что-либо изменить в экологической ситуации страны, она должна делать это через голову «Единой России», привлекая независимых экологов и экспертов. Например, тех, которые подготовили доклад о причинах летних пожаров. Там кстати, обширный раздел посвящен тому, что надо делать.

А партия власти пусть как всегда тупо проштампует законопроект экологов кнопками для голосования. Это – единственная польза, которую от нее можно ожидать.