Секреты украинского агрессивного ритейла

Не для кого не секрет, что на данный момент тремя крупнейшими продуктовыми сетями в Украине являются АТБ-маркет, Fozzy Group и Фуршет. Пальму первенства во время кризиса удерживает АТБ за счет позиционирования в низком ценовом сегменте, постепенно вытесняя с рынка прочих ритейлеров. В 2009 году обанкротилась компания Реарди (сеть супермаркетов «Большая ложка») в Днепропетровске, где находится максимальное количество магазинов АТБ, а также их главный офис.

АТБ тщательно хранит свои секреты удержания низких цен в магазинах. Низкие цены делаются за счет а)поставщика, б)персонала, в)покупателей.

Секреты работы с поставщиками:

1. Главное и самое хитрое условие: товар должен поставляться по цене меньшей, чем в другие сети. Как выкручивается из этого условия поставщик, уже не является проблемами АТБ.

2. В договоре поставки для производителей прописана система скидок, ретробонусов и штрафов. В установленном договоре АТБ на 2010 год ежемесячная скидка составляет 10% от оборота продукции, также существует годовая скидка 5%, которая выплачивается производителем в конце года в случае годовой реализации свыше определенной суммы. Маркетинговые затраты также составляют 5%, предоплату за маркетинговое продвижение товара необходимо отчислять АТБ заранее, в начале квартала.

3. Существуют также оплата за логистику внутри АТБ, когда нужно заплатить за каждый килограмм товара, который АТБ любезно доставит из своих распределительных центров в магазины.

4. Для удобства поставщиков распределительных центров существует два: в Днепропетровске и Донецке, но скоро добавится еще один, в городе практически столичного значения под названием Цурюпинск (Херсонская область).

5. Штрафы за недопоставку или задержку поставки, или за поставку товаров ненадлежащего качества, как Вы уже догадались, колоссальные.

6. Отсрочка платежей за поставленный товар составляет 120 дней, то есть 4 месяца АТБ еще нагло пользуется денежками поставщика.

7. За каждое изменение цены производитель должен платить. Чаще, чем раз в три месяца, поставщик не имеет права менять цены для АТБ.

Секреты работы с персоналом:

1. Высокий уровень текучести кадров (зачем удерживать старый персонал, если в кризис можно быстренько набрать новых людей).

2. Вычеты из зарплаты за недостачи. Украл что-то покупатель, не усмотрела охрана (или сама прикарманила), весь торговый персонал платит штраф.

3. Стажеров можно нанимать бесплатно, а потом выгонять, не платя ни копейки.

4. Система штрафов для персонала: если отказался выполнять поручение управляющего магазина — штраф. К примеру, бухгалтер в АТБ работает не только бухгалтером, но и кем угодно: от уборщицы до кладовщика/грузчика. Из зарплаты в конвертах очень удобно вычитать штрафы.

5. Переработки. Магазины АТБ работают с 8.00 до 22.00. Персонал официально работает посменно: 4 дня работает, 4 дня отдыхает. Но в действительности получается работа с 7.00 до 23.00, а то и до двух часов ночи. А пересменки приходятся на выходные дни.

6. Нерегулярные выплаты и задержки заработных плат — закономерное для АТБ явление.

Секреты работы с покупателями:

1. Святое дело — на ценнике указана одна цена, на кассе сканером пробивается другая цена, на порядок выше. А попробуешь поспорить — еще и нахамят!
2. Переклеивание дат годности позволяет продолжить срок жизни залежавшимся товарам.

3. На недодаче покупателям 1-2 копеек из чека кассир АТБ зарабатывает в день до 10-15 грн.

4. Правило «Клиент всегда прав» для супермаркетов класса АТБ не действует, поэтому неучтивость и пренебрежительное отношение кассиров и охранников к покупателям руководство данной сети только приветствует. Все равно покупатели никуда не денутся, АТБ играет ва-банк «самыми низкими ценами».

5. АТБ заманивает покупателей своими приватными брендами. Основные private label называются примитивно, но запоминаются: ТМ «Веселая ферма», ТМ «Рыбный день», ТМ «Coffee Strong», TM «Pirate», TM «Sladko». Стараясь создать нужный АТБ дешевенький продукт, производители, на мощностях которых был размещен заказ по private label, до минимума сокращают качество товара. Поэтому, если увидите на товаре красный значок «Специально для АТБ», задумайтесь, стоит ли приобретать такой товар…