Россия. Школу — в свободное плавание?

Я не поверила ни единому слову, когда мне рассказали о новой государственной реформе, успевшей уже наделать так много шума. Платное среднее образование – да быть такого не может! И почему об этом почти не говорят по телевидению, не пишут во всех газетах? Сразу вспомнились уроки обществознания, на которых мы изучали, что государство гарантирует бесплатное начальное и среднее образование. А это так важно для нашего будущего!

ШКОЛУ – В СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ?

Поясняю: речь идёт о законе с длинным и замысловатым названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он уже принят 8 мая 2010 года. Согласно закону бюджетные учреждения теперь не будут бюджетными, предоставляется большая самостоятельность. При этом законопроект не затрагивает вопросы реализации образовательных программ и контроля качества образования. Текст этого документа, как вы уже догадались по названию, крайне сложен для восприятия. Но ведь мы, школьники, тоже нуждаемся в этой информации. Как же отразится на нас, учёбе, родителях эта реформа?

Из-за недостатка официальных разъяснений этот таинственный закон с каждым днём обрастает слухами. Иногда доходит до нелепостей: «В месяц родителям надо будет платить 5-6 тысяч», «Бесплатными будут только по 2 часа русского языка и математики, по 3 часа физкультуры и религии в неделю». Кому же верить: властям, которые ссылаются на Конституцию и гарантируют бесплатное образование, или же волнующейся общественности и СМИ?

И я решила узнать разные мнения.

Нет денег – копай картошку!

Обратилась с вопросом к Д. Воронину, студенту МИФИ.

– Дима, где и когда ты узнал о новой реформе?

– Услышал я о ней в конце апреля – начале мая. Узнал из газеты, причем случайно.

– Как ты относишься к этому закону и к чему, по твоему мнению, он может привести?

– Я скорее консерватор: то, что было в СССР, было гораздо лучше. Да, ставить сегодня все на капиталистические рельсы выгодно и, главное, популярно: деньги из бюджета можно направить на что-то более нужное. Что там школа! А как же доступность образования? Пусть тетя Валя из деревни трудится с утра до ночи, дядя Вася вскапывает участки, а их сынок Федя учится. Доход семьи, скажем, 8000 рублей в месяц. Кормить, обувать, учебники покупать, еще и за уроки платить? Да пусть он лучше идет картошку копать – образования не надо!

Как нам обещают, все будет. Но кто хочет дополнительных знаний – учись за деньги. Эта реформа посадит нас в такую лужу, что все наши показатели роста населения вдруг «совсем случайно» упадут до минимума. Потенциальные родители зададут себе вопрос: а нужен ли вообще им ребенок? И если нужен, то где взять деньги на его образование. Ну а если в семье два ребенка, то родители будут трудиться на двух-трех работах, дабы обеспечить своим чадам дополнительные занятия, скажем, по физике.

Школу отделяют от государства?

Ольга Викторовна Журина, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы КГПА, тоже поделилась своими размышлениями:

– В статье 7 нашей Конституции сказано: «Российская Федерация — социальное государство», это значит, что государство берет на себя ряд социальных обязательств по отношению к гражданам. Что же демонстрирует новый закон? Школа теряет свой государственный статус и становится «автономным учреждением», переходит на самоокупаемость. Вместо сметного финансирования школа получает деньги на выполнение конкретного государственного заказа. Государство снимает с себя всю полноту ответственности за образование и становится всего лишь одним из заказчиков «образовательных услуг». Иными словами, происходит своего рода отделение школы от государства, а поскольку закон затрагивает практически все бюджетные учреждения, то можно говорить об отделении социальной сферы от нашего «социального» государства. Чиновники всячески уверяют нас, что объем бесплатного образования ни в коей мере не уменьшится, будет соответствовать госстандарту. Кроме того, у школ появится финансовая свобода и новые перспективы развития, наконец, что объем и характер образования будет формироваться с учетом общественного мнения. Остановимся подробнее на каждом из этих обещаний.

Первое обещание совершенно беспочвенно уже потому, что госстандарт, на который ссылаются чиновники, просто-напросто отсутствует, он принят только по отношению к начальной школе. Но госстандарт сам по себе ничего не гарантирует, он постоянно меняется. Работая в вузе, я вижу, как из года в год сокращаются часы на базовые предметы, то же происходит и в школе.

Что касается финансовой свободы, то ее можно было предоставить, не отнимая у школы государственный статус, не лишая ее прежних гарантий. Директор школы в первую очередь должен думать об организации и качестве учебного процесса, а не о том, как выжить в условиях жесткого рынка при постоянно растущих ценах на коммунальные услуги и прочее.

Наша страна – не самое комфортное место для бизнеса, а уж для бизнеса в сфере образовательных услуг и подавно. Опыт с коммерческими вузами показал, что доходность здесь вовсе не обязательно связана с качеством. Где школа сможет брать деньги? Только из кармана родителей. В условиях повальной бедности это означает фактически введение денежного ценза на среднее образование, что ведет к усилению и без того жесткого социального расслоения.

Наконец обещания советоваться с обществом по ходу реформы кажутся наиболее уязвимыми. Они опровергаются всем предшествующим «историческим опытом»: государство показало себя не самым коммуникабельным партнером по диалогу, оно привыкло говорить с народом, заткнув уши. Яркий пример тому – ЕГЭ, который вызвал массовый протест, до сих пор не утихающий. Результаты его оказались прямо противоположны поставленным целям: коррупция возросла, качество знаний упало. И что же? Вопрос о его отмене даже не ставится!

Нынешний закон затрагивает интересы буквально всех россиян, он готовился, как оказалось, на протяжении 10 лет, но за это время ни разу не выносился на суд общественности, о нем даже сейчас не многие знают! Наводит на размышление и то, каким образом он принимался. На рассмотрение в Думу закон был внесен 31 декабря 2009, когда, ясное дело, было не до широких обсуждений. Подписан президентом он тоже был в предпраздничный день – 8 мая. Видимо, праздники должны были сыграть роль яркой ширмы, отвлекающей внимание людей от опасного – убеждена в этом! – закона.

Напоследок хочется задать вопрос: если социальная сфера переводится на коммерческие рельсы, то на что идут наши налоги? Вероятно, главным образом на содержание нашего «социального государства»?

Мифы и реальность

За комментарием я обратилась к А.А.Селянину, министру образования Республики Карелия.

– Александр Александрович, сейчас ходит множество слухов о новой реформе бюджетной сферы. Правда ли, что ее последствием может быть фактическая отмена бесплатного образования или это только миф?

– Безусловно, большая часть информации о новом законе мифологизирована. И я могу с уверенностью сказать, что никакого уменьшения учебных часов по предметам, определенным государственным стандартом, не предвидится. Я понимаю, что и школьников, и родителей серьезно пугают слухи о том, что бесплатными останутся только два-три предмета, а за остальные придется платить немалые деньги. Ничего подобного из данного закона не вытекает, и я могу доказать это следующим.

Во-первых, в Конституции РФ существует статья 43, гарантирующая гражданам бесплатное и доступное школьное образование в рамках государственного стандарта. И проблема для многих заключается именно в этом стандарте, а его нужно искать не в 83 ФЗ. Данный закон не говорит о школьной программе, не затрагивает вопросы качества образования. Он говорит о системе управления бюджетными учреждениями и способе их финансирования. Образование – важнейший приоритет государственной политики, а право граждан на бесплатное образование было и остается гарантированным.

Во-вторых, нужно сказать о федеральном стандарте. Для начальной школы он уже утвержден (показывает таблицу с предметами и часами, на них отведенными. — Прим. авт.). Как видите, здесь есть количество часов по каждому предмету, которое было раньше, и то, что будет сейчас. И ни по одному из предметов уменьшения этих часов нет. Более того, добавлен новый предмет, которого ранее не было в программе, – основы духовной и нравственной культуры народов России. Также в этот список вошла внеурочная деятельность, это разнообразные кружки, дополнительные занятия, которые раньше не учитывались. Что касается среднего звена, то проект уже разработан и готовится к утверждению (показывает другую таблицу. – Прим.авт.). И здесь серьезных изменений в школьной программе не произошло: прибавилось несколько часов литературы, а количество часов технологии немного уменьшилось. Проект по старшему звену сейчас находится в разработке, и к сентябрю должна появиться исчерпывающая информация по этому вопросу. Я понимаю, что многих беспокоит этот вопрос. Если возникли сомнения, то можно зайти на сайт standart.edu.ru и получить там нужные сведения.

– Что же изменится в нашей обычной школьной жизни в связи с этой реформой?

– Для школьников и родителей все будет по-прежнему. То, что в данный момент является бесплатным, бесплатным и останется. Но есть в этой реформе и принципиально новое – предоставление большей самостоятельности школам, возможности более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами. Например, школа смогла сэкономить определенные деньги, может быть, на электричестве или отоплении в связи с теплой осенью. Раньше эти оставшиеся средства возвращались государству, а теперь директор сможет распоряжаться ими самостоятельно. Таким образом, проводя данную реформу, государство ни в коем случае не ставит себе задачу сделать среднее образование платным.

– Получается, что все сомнения в этом законе и вся та паника, уже успевшая заполонить Интернет, беспочвенны?

– Я не думаю, что беспочвенны. Ведь это кому-то нужно. Все мы знаем, что самостоятельность подразумевает за собой и возложение ответственности на того, кому эта самостоятельность дается. И, возможно, все это – страх ответственности или неготовность принять на себя определенные обязанности.

Таковы мнения. Каждый может разделять или нет эти точки зрения. Но, уверена, нужно помнить: если мы хотим построить гражданское общество, хотим справедливости и порядка, то нужно следить за тем, что происходит в государстве, обсуждать и решать вопросы общими усилиями.

Валерия ЛЕБЕДЕВА,

11 класс, гимназия № 30

Школа журналистики при

республиканской газете детей и подростков

«Моя газета+», г. Петрозаводск Республика Карелия