Россия хочет перемен, но не знает каких

Ситуация в общественном устройстве России уникальна. Большинство населения негативно настроены к существующей системе управления. И это не просто хмурое ворчание на тему «раньше жили хорошо, а сейчас плохо». Нынешнее недовольство властью настолько глубоко и эмоционально, что любой разговор о власти неизбежно переходит в плоскость матерных идиоматических выражений. Почему же тогда гражданское общество глубоко атомизировано и находится в состоянии лёгкой комы? Почему народ не может просто поменять власть? Ведь в России на данный момент, пусть номинально, но существуют свободные выборы. Что мешает россиянам изменить структуру и состав государственной власти в лучшую сторону?

Ответ на этот вопрос очевиден для любого, кто хоть как-то соприкасался с общественной работой. У россиян огромное желание изменить страну, но они не видят той цели, ради которой стоит затевать революционный сыр-бор. И поэтому вся энергия недовольства ситуацией остаётся латентной, неиспользованной.

На самом деле, русским трудно отказать в мудрости. Если хочешь что-то изменить, но не знаешь, к какому результату придёшь – то лучше с переменами подождать. Россия терпит «болотную стабильность» лишь потому, что в стране ещё не сформирована чёткая и реальная цель, достижение которой бы гарантировало улучшение ситуации в стране. Почему у россиян нет чёткой и реально достижимой цели в сфере реформации страны?

Дело в том, что любая реформация основывается на стремлении большинства населения к переменам в морально-нравственных устоях. Что бы ни говорили коммунисты о важности материальных предпосылок для революции, это не так. Мы видим, что арабские революции проходят не только в беднейших странах, но и в самых богатых.

Любая реформация предполагает достижение нового идеала в морально-нравственных устоях населения. Например, большевики использовали в своей пропаганде достижение идеалов свободы, равенства и братства.

Ирония судьбы состоит в том, что достижение новых моральных идеалов в процессе реформации может происходить двумя путями. И русские реформаторы всех времён и народов использовали только один из путей. Этот путь можно назвать принуждением к морали. Его антагонистом является путь пробуждения морали. Оба этих метода имеют одну и ту же цель – перевести общество на новые, более высокие морально-нравственные устои. Но, по своей сути, это полностью противоположные друг другу методы. Более того, путь принуждения к морали, на самом деле, является полностью аморальным способом и ведёт общество к моральному разложению. Россияне, которые веками пытались сделать свою страну лучше и сильнее с помощью принуждения к морали, в действительности уничтожали свою страну. Поэтому сейчас русские, инстинктивно ощущая всю гибельность принуждения к морали, не хотят повторять революции и перевороты прошлого. Но, при этом, мои сограждане не осознают методику реформирования через пробуждение морали. Поэтому Россия спит в глубокой гражданской коме.

Парадигма принуждения к морали проста. Она постулирует достижение человеком высокого уровня морали как важнейшую цель. При этом процесс достижения человеком моральных высот основывается на волевой составляющей. Это дисциплина, работоспособность, сила воли, совершенствование знаний и умений. Инструментом исправления аморальных проявлений является, по большей части, критика и наказание.

Парадигма пробуждения морали на 180 градусов отличается от принуждения к морали. Главной целью пробуждения морали является признание за человеком права на ошибку. Высокий моральный уровень человека достигается через процесс осознания человеком своих ошибок и исправления оных. При этом критика и наказание переходит на второй план, уступая место публичному давлению и предоставление человеку второго шанса. Процесс морального совершенствования руководится не волей, а совестью человека, его сердцем и степенью его открытости и интеграции в окружающее сообщество.

Россияне очень хорошо знают, как принудить человека к совести. Но мы не знаем, как пробудить совесть в человеке. Мы не осознаём того, что критику и наказание можно с лёгкостью заменить публичностью и открытостью. И что наказанный человек становится моральным лишь на время, а человек, чьи поступки всегда публичны и открыты – становится нравственным навсегда.

Мы все жаждем перехода на более высокий моральный уровень. Потому что коррупция и безнравственность в России уже стали фактором государственной небезопасности. Но мы уже не хотим менять Россию методами принуждения к морали. Так давайте изучать методы пробуждения морали!

Первое – необходимо понять, что публичный вынос сора из избы – это огромное благо.

Второе – нужно осознать тот факт, что мы – не великая держава. Мы все люди, которые совершают кучу ошибок. Но мы имеем право на эти ошибки, и если мы в будущем их признаем и будем учиться на них – то мы реально станем великой державой.

Третье – полная прозрачность и открытость – это не источник стыда и убожества, а действенный инструмент воспитания морали в любом человеке.

Исходя из вышесказанного, можно сформировать цель для пребывающего в коме гражданского общества в России. Она состоит в достижении морального обновления страны через создание максимально публичной демонстрации наших ошибок и наших провалов. Государственная власть должна быть поставлена под реальное видеонаблюдение на рабочем месте. Граждане должны быть приведены в состояние максимальной открытости по отношению друг к другу. И всё это должно происходить не на фоне наказаний, критики и тюремной камеры, а в атмосфере признания за человеком права на ошибку и предоставления ему второго шанса на исправление.