России нужны не белые воротнички, а рабочие

Кризис мировой экономики, а также необходимость модернизации хозяйственного уклада заставляют российские власти снова вспомнить о подготовке кадров для осуществления декларируемого инновационного рывка.

В свою очередь, решение последней задачи упирается в необходимость возрождения системы профтехобразования, которая в 1990-е гг. фактически была принесена в жертву новым и, как оказалось позднее, ложным кумирам рыночной экономики. Ведь на место вчерашних выпускников ПТУ, владеющих рабочими специальностями, которые могли бы встать у станка и способствовать возрождению реального сектора экономики, нынешняя система высшего образования ежегодно производит избыточные массы «офисного планктона» в виде миллионов юристов, маркетологов и прочих «белых воротничков», которые не способны поднять на работе грузы тяжелее компьютерной мышки.Похоже, высшее руководство РФ не только видит это проблему, но и готово предпринять реальные меры для ее устранения. Как сообщает «Интерфакс», сегодня президент Дмитрий Медведев проводет совместное заседание Государственного совета и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое будет посвящено определению приоритетов развития профобразования в нашей стране.

Рабочая группа Госсовета уже подготовила соответствующий доклад. Как отмечают члены Госсовета, рост финансирования высшего образования, происходивший в последние годы, «обеспечил условия для благоприятного развития профобразования». «Однако существенного повышения качества профессионального образования и научно-инновационной активности вузов пока не произошло»,— констатируют эксперты.

В 2006–2010 годах прирост финансирования этих учреждений из средств консолидированного бюджета РФ составил в среднем 17% в год при среднегодовой инфляции в пределах 10,6%. При этом в 2004–2010 годах число бюджетных мест в вузах на «избыточных» специальностях снижалось в среднем на 4% в год (на 9% в 2010 году). Что, тем не менее, пока не дало ощутимых результатов – «дисбаланс структуры приема и выпуска по отношению к структуре спроса на рынке труда пока не преодолен. Процедура формирования контрольных цифр приема не опирается в достаточной степени на перспективные потребности инновационной экономики», отмечают члены Рабочей группы Госсовета.

Докладчики также зафиксировали отрицательный демографический тренд, который уже к 2013 году приведет к тому, что количество студентов в России уменьшится на 2–3 млн человек.

Ситуацию, сложившуюся в сфере профтехобразования оценивает президент Академии творческой педагогики профессор Яков Турбовской:

— Наше правительство напоминает мне человека, у которого дома стоит компьютер, а он на нем может только печатать. То есть они не понимают возможностей этой системы и необходимых знаний у них нет. Дело в том, что система образования моментально ни на что не реагирует. И даже если ты сегодня издашь соответствующий декрет, то завтра ничего не произойдет. Для этого нужны соответствующие программы и понимание того, что изменится и какие условия для этого нужны. Система образования должна реагировать на то, что будет через 10 лет. Для этого мы должны знать, что будет к тому времени в социуме и что мы хотим получить.

А чиновникам кажется, что они отдали приказ — и завтра появится профобразование. Ничего не появится. И дело не в деньгах. Важно понимать, чем мы будем заниматься. Тогда нам действительно понадобиться менять все содержание образования и другие кадры. Фрагментарно и отдельно в образовании нельзя ничего решать. Разрушить-то, конечно, можно все сразу, а вот построить систему заново очень трудно. Мы разрушили то, что было, а планов на будущее никаких не было. А сейчас пытается фрагментарно восстановить разрушенное здание образования.

Вот поехал Путин в одну школу, где не было компьютеров. Ну, разместили здесь компьютеры — и что дальше? Сам по себе компьютер ничего не значит в образовательном процессе, когда он не вписан в контекст культуры формирования личности. Это все сложнейшие вопросы, а их пытаются решить на примитивном уровне. Это как юристы, которые говорят, что закон вводится там, где нравственность не работает. На самом деле, закон — это «времянка», вместо которой нужно поднятие нравственности, культуры и ценности образования. То, что делается сегодня — это действия временщиков, которые не понимают элементарных вещей. И, главное, того, что образование требует системного подхода. Вот сейчас готовится сокращение вузов в связи с демографическим кризисом и сокращением количества абитуриентов. Но, спрашивается, кто наплодил эти вузы и с чьего разрешения они появились?