Религиозное просвещение — работа с теми, кто верит

Еще великий Николай Лесков заметил, что Русь была крещена, но не была просвещена. Не секрет, что и поныне многие очень многие считают себя православными, не имея понятия даже об азах христианского вероучения

Казалось бы, от таких людей следовало ожидать постоянного большого спроса на православное религиозное просвещение, соизмеримого хотя бы с тем, что было в начале 90-х после краха советской империи. Однако на деле даже в Москве не более трех тысяч взрослых и детей ежегодно изучают основы православной веры. Для сравнения: одну общеобразовательную школу в «спальном» районе крупного города могут посещать до тысячи учеников. Средний вуз может обучать до десяти тысяч студентов.Зачем нужно религиозное просвещение

Под религиозным православным просвещением я понимаю работу с теми людьми, кто так или иначе верит в Бога и имеет доверие к Православной церкви. Его цель — дать базовые знания о христианстве, помочь человеку соотнести свое мировоззрение, свою жизнь с Благой вестью о Христе, помочь сделать первые шаги в христианской жизни.

Думаю, что ответом на вопрос о смысле религиозного просвещения может послужить недоумение, вызванное неприятием такового просвещения. Я уверен, что быть образованным и культурным человеком и ничего не смыслить в основах православия невозможно. Так же, впрочем, как и не знать математику, литературу, географию и иностранный язык в пределах программы седьмого или восьмого классов. Современная жизнь настолько пропитана разного рода религиозностью, что не ориентироваться в ней соизмеримо с неумением отыскать на глобусе Италию или Канаду.

Я далек от мысли, что русский — значит православный. Мне не близко навязывание христианства на основании веры моих предков. Я говорю о другом: об адекватном компетентном подходе к той сфере жизни, что достаточно сильно пропитала собой нашу жизнь. Куда ни глянь — всюду религия, все вперемешку: астрологические прогнозы, реклама йоги, рецепты гаданий, выступления Патриарха, православные праздники, религиозные саммиты, старушки на улицах, раздающие «Сторожевую башню», молебны в честь вступления Президента в должность, популярные романы Дэна Брауна, религиозные мотивы в русской классической литературе, эпизоды истории России, неотъемлемо связанные с христианством, и т.д. и т.п. Неспособность ориентироваться в указанном с религиозной точки зрения, неспособность понять даже разницу между исламом и христианством постоянно приводят к нелепостям, похожим на случай, произошедший со студенткой энергетического вузаа. На вопрос о составе транзистора, она ответила: «Наверное… он из чугуна». Подобные недоумения в религиозной сфере, думаю, могут привести к куда более серьезным последствиям, чем «двойка» на экзамене.Об участии в религиозных культах

И дело не только в том, что элементарная безграмотность, а порой и невежество многих перечеркивает их представления о собственной культурности и образованности. Подавляющее большинство наших сограждан так или иначе, принимают участие в «религиозном культе», хотя бы ставя свечку Николе Угоднику перед экзаменом или заказывая отпевание умершего. Я никак не могу понять, почему у людей нет желания понять, что и зачем они делают?

Я искренне не понимаю, почему и, главное, зачем Православие и другую религиозность воспринимают плоско и примитивно, как сегменты своеобразного рынка. Покупая в супермаркете швейную машинку, человек не хочет знать как электричество из розетки в конечном итоге заставляет двигаться иглу и челнок. Ему нужен результат. Точно так же миллионы россиян, участвуя в культе, не чувствуют необходимости разбираться в религиозности, они воспринимают религии как аналог нетрадиционной медицины, сферы обслуживания. В Православии перестали видеть даже мировоззренческую основу, не говоря об образе жизни. Оценка религий, в том числе нравственная, осмысление культов, понимание происходящего ушло из жизни.

Это, по моему мнению, приводит к тому, что многие готовы продать свою душу кому угодно, лишь бы получить результат. Поверхностное потребительское бездумное отношение к религиозности, причастность к религиозной практике вне ее осмысления могут быть очень пагубны для человека. Религия – не швейная машинка. Если кто-то участвует в религиозном культе, то понимание сути происходящего является обязательным условием действенности культа. Дело не в том, чтобы человек знал тонкости богослужения, а в том, что заказывая молебен, необходимо верить во Христа, знать и понимать, кто Он такой и чем отличается от Магомета и Будды, знать и понимать, что Сам Бог хочет от людей и что значит быть членом Церкви. Достигнуть такого понимания без религиозного просвещения невозможно.О православном мировоззрении

Православие – это образ жизни человека, в основе которого лежит личная встреча с Богом. Однако формально оно предстает прежде всего как система жизненных ценностей, определяющих мировоззрение. Оформленное мировоззрение — это не что иное, как философия. Как ни подойди, а Православие — это религия мысли, религия критического анализа, религия размышлений и оценок. Будучи православным, невозможно плыть по течению и просто потреблять информацию; надо быть хоть чуть-чуть философом.

Это очень весомый аргумент в пользу религиозного православного просвещения, которое способно дать человеку некоторую философскую закваску. В наши дни весьма важно уметь смотреть на мир как бы со стороны, смотреть с непреходящих ценностных позиций. Слишком уж популярны стали различного рода манипуляции и обманы не только в экономической сфере, но и в политической, и в социальной, и в религиозной. Для христиан, в свою очередь, их вера помогает осмыслять жизнь в свете евангельского откровения.

Философии надо учиться, нужен труд. Трудны не истины и факты, а неизбежность их личного осмысления и осмысления своей собственной жизни. Весь смысл просвещения в том, чтобы открыть человеку, помочь ему понять то главное в христианстве, от чего он должен будет оттолкнуться и начать собственный путь.Можно ли с православием познакомиться без сторонней помощи?

Кто-то может сказать, что и так вполне достаточно информации о православии, чтобы познакомиться с ним самому. Есть множество сайтов, книг, радио- и телепередач. Все это так, но нельзя забывать о двух вещах. Во-первых, христианство личностно. Оно обязательно предполагает разговор лицом к лицу. Не случайно Господь Иисус Христос не написал ни строчки. Узнавать о христианстве нужно не только из печатных свидетельств, но и из личного общения, из наблюдения за людьми. Не обязательно становиться христианином, но хоть раз услышать живых христиан, задать им вопросы, увидеть, хоть и мимолетно, их жизнь, думаю, важно для знакомства с религиозной традицией и понимания ее отличия от чего бы то ни было.

Во-вторых, важна системность обучения. Уже не раз говорилось, что Православие — сложное религиозно-культурное явление. Оно, являясь культурным обрамлением веры во Христа Спасителя, в своей истории прошло целые эпохи, впитало многое от разных культур и народов. Православие – это не только богословие, религиозная философия, но и живопись, и музыка, и литература, и история, и мистика. Разобраться в этом, понять, что тут главное, что второстепенное, как все это соотнести с нашим временем, с нашей личной жизнью – самому очень трудно.

Я уверен, что православные просветительские курсы или лектории жизненно необходимы. Смысл их, конечно, не в том, чтобы свысока, с позиции «носителей истины» поучать кого-то, а в том, чтобы дать возможность всем желающим узнать правду о Православии и православных христианах. Что человек будет делать с этой правдой — это его дело, его личный выбор. Понятно, что христианином нельзя стать по принуждению. Главное, что благодаря православному просвещению наши сограждане смогут более ответственно и свободно подойти к религиозной самоидентификации.