Реализация прав граждан на достоверную информацию

В Совете Федерации прошло заседание «круглого стола» на тему «Взаимодействие институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами при реализации прав граждан на получение достоверной информации».

В нем приняли участие заместитель Председателя СФ Юрий Воробьев, Председатель Комиссии СФ по вопросам развития институтов гражданского общества Борис Шпигель, парламентарии, представители органов государственной власти, общественных и научных организаций, СМИ.

На заседании выступил Председатель МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» Анатолий Голубев. В своем выступлении он сказал:
«Само по себе проведение этого «круглого стола» в Совете Федерации означает признание того, что российское общество сталкивается с серьезнейшими проблемами при получении достоверной информации.

Решение сложнейших задач, стоящих сегодня перед нашей страной и, в первую очередь, задачи преодоления коррупции, достигшей настолько катастрофического масштаба, что она уже угрожает самому существованию России, невозможно без сознательной консолидации гражданского общества и государства, без системы всеобъемлющего гражданского контроля.

Необходимо, наконец, открыто признать, что любые попытки государства доступными ему средствами противостоять коррупции без участия гражданского общества принципиально бесплодны. Путем государственного регулирования и принуждения этой проблемы не решить. Снизить уровень коррупции до социально терпимого уровня и стабильно его удерживать удается только там, где главную антикоррупционную работу осуществляет не власть, а независимые от власти институты гражданского общества, где выстроена всеобъемлющая система непрерывного общественного контроля за действиями чиновников.

Но в условиях отсутствия эффективного информационного обмена между органами государственной власти и обществом, когда поступающая и власти, и обществу информация о происходящем в стране неоднозначна, обрывочна, а часто и просто недостоверна, когда действительно важные данные теряются в мощном потоке бессмысленного и бесполезного информационного шума, в условиях целенаправленного манипулирования общественным мнением ни о каком общественном контроле, а значит, и о реальной борьбе с коррупцией и речи быть не может.

И здесь мы должны ясно отдавать себе отчет, что средства массовой информации являются единственным инструментом, который может обеспечить необходимый обмен информацией между обществом и властью.

Но для того, чтобы СМИ были таким инструментом, необходимо соблюдение нескольких условий.

Прежде всего, деятельность органов власти должна быть полностью открыта и прозрачна для общества. Речь, конечно, не идет при этом о сведениях, составляющих государственную или коммерческую тайну, или, тем более, относящихся к частной жизни рядовых граждан.

Но сегодня органы власти зачастую превратились в какую-то «занявшую оборону крепость», получить конкретный и исчерпывающий ответ на заданный им вопрос часто бывает невозможно, а ведомственные пресс-службы зачастую занимаются исключительно защитой частных интересов своего руководства, а вовсе не информированием общества о реальных проблемах, об успехах и неудачах в их решении. Сплошь и рядом ведомственные пресс-службы на волнующие общество вопросы тупо отвечают: «без комментариев». А ведь эти пресс-службы финансируются налогоплательщиками, то есть, обществом. Отказываясь отвечать обществу на его вопросы, давая пустые отписки, предоставляя недостоверную информацию, они просто воруют деньги граждан. Но разве кто-то понес ответственность за это? Я лично таких примеров не знаю.

Необходимо признать, что, скрывая от общества сведения о деятельности своих ведомств, замалчивая события, происходящие в этих ведомствах, покрывая такое замалчивание, и, тем более, предоставляя обществу неверную, искаженную информацию, должностные лица органов власти совершают опасное государственное преступление. Именно преступление, причем коррупционное, а не просто какой-то «должностной проступок». И за такое преступление все его соучастники без исключения должны неотвратимо нести суровую ответственность. Соответствующие изменения должны быть внесены в законодательство, в том числе, уголовное, как можно быстрее.

Не менее важный вопрос – доступность обществу информации о людях во власти, которые готовят, согласуют и принимают те или иные конкретные решения, в том числе, нормативные акты. В ходе проверок, проводимых прокуратурой в последние годы, выявлены тысячи содержащих коррупционную составляющую актов различных федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления. Народ имеет право знать, кто персонально готовил, согласовывал и принимал эти преступные решения, какую ответственность понесли эти люди за свои действия. Нужно отдавать себе отчет, что преодоление коррупции невозможно при сохранении системы коллективной безответственности власти, которую когда-то высмеивал Райкин, «Кто шил костюм? – Мы!».

Недопустимо позволять коррупционерам прятаться за спинами достойных, порядочных и компетентных работников, создавать у общества впечатление, что «все они там жулики…», и, таким образом, вбивать клин между народом и государством.

При этом важно понимать, что коррумпированная часть государственного аппарата великолепно маскируется и умеет представлять начальству превосходные «отчеты о проделанной работе», независимо от того, что это за работа, и сделано ли реально хоть что-то. Получат указание бороться с коррупцией и усилить взаимодействие с общественными организациями – отчитаются, будет дано указание погасить исландский вулкан – тоже отчитаются. При этом коррупция будет только расти, вместо взаимодействия с компетентными общественными организациями создадут очередной карманный и беззубый общественный антикоррупционный совет из артистов, певцов и писателей, а вулкан – как извергался, так и будет дымить дальше. Ну подумаешь, не получилась борьба с коррупцией, зато хор хороший.

И в борьбе общества с этой разложившейся частью аппарата власти главная роль также принадлежит СМИ.

При этом все мы прекрасно понимаем, что едва ли не нормой для многих СМИ стали заказные публикации, в том числе, «черный пиар». Учитывая, что общество не имеет иных, кроме СМИ, способов получения информации о деятельности органов власти, такие материалы подрывают доверие граждан к государству, способствуют росту социальной напряженности. Можно сколько угодно призывать журналистов к гражданской ответственности, но работа СМИ требует больших денег и коррупции в них – ничуть не меньше, чем в других сферах деятельности. Поэтому любые публикации, в которых сообщается о правонарушениях, должны во всех случаях, безусловно, стать предметом расследования прокуратуры. В таких ситуациях не может не быть виноватого, кто-то должен быть привлечен к ответственности – или тот, о ком написано, если написана правда, или тот журналист, то СМИ, кто оклеветал невиновного. А если ни того, ни другого не сделано, отвечать по закону должны конкретные работники правоохранительных органов, которые не исполнили своего долга. И такое правило о безусловной прокурорской проверке и ответственности также должно быть закреплено в законе.

Все изменения в законодательстве, о которых я говорил, должны включать суровую санкцию за их нарушение. Потому что там, где нет санкции, нет закона. Декларативных законов у нас и так хватает, новые нам не нужны.

И последнее. Большинство институтов гражданского общества не имеет своих СМИ. Для СМИ же, в большинстве, деятельность институтов гражданского общества – не является «информационным поводом». О деятельности общественных организаций СМИ чаще всего сообщают лишь тогда, когда можно придать такой информации скандальный оттенок. Однако руководители СМИ не должны забывать, что их издания и каналы служат не только для зарабатывания денег. Смысл журналистики, прежде всего, в выполнении важнейшей социальной и политической миссии – информирования населения о том, что реально происходит в обществе, во власти, в мире. СМИ ежедневно формируют и уточняют образ власти в глазах общества и образ общества перед властью. И эти образы должны соответствовать действительности, если мы хотим не очередных «великих потрясений», а действительно великой и уважаемой в мире России.

Только при объединении усилий СМИ и институтов гражданского общества в деле информирования граждан о реальной ситуации в стране и при активном, в том числе, информационном сотрудничестве со здоровой частью государственного аппарата возможно сформировать систему реального общественного контроля за властью, и, тем самым, обеспечить главное необходимое условие для преодоления коррупции в России».