Рабство под сенью Креста

Днями на сайте Украинской православной церкви был опубликован проект «Концепции развития церковно-государственных отношений в области социальной политики». Сам документ предельно компактен, и состоит из 7 пунктов, помещаясь всего лишь на одной интернет-страничке. В самом начале текста подчеркивается его «родство» с «Социальной концепцией РПЦ», принятой на Юбилейном Соборе 2000 года.

Действительно, большинство тезисов представляют собой очень сжатый «конспект» упомянутой «Социальной концепции», не отличаясь особой оригинальностью. «Борьба с бедностью, поддержка незащищенных слоев, забота о людях пожилого возраста, защита детства, социализация и воспитание молодежи», — и несколько самих по себе вполне благородных и богоугодных задач.

Правда, для осуществление последних Церковь, не надеясь на собственные средства, прозрачно намекает на необходимость государственной помощи. Как в виде прямых дотаций из бюджета под конкретные проекты – так и в виде «альтернативного налогообложения». Что, по сути, мало чем отличается от бюджетных «трансферов» — ведь деньги, которые предприниматели захотят пожертвовать на церковные нужды, должны автоматически вычитаться из суммы положенных для них налогов.
Для лучшего использования вышеописанных средств священнослужители даже готовы учиться сами – «на курсах и семинарах по социальной работе для учащихся духовных школ» и других представителей Церкви. Впрочем, одновременно декларируется заинтересованность и в обратном направлении: «возможности содействовать формированию этических начал социальной работы, воспитанию и духовно-моральной поддержки социальных работников».

Одним словом, рассматриваемый документ вряд-ли обратил на себя какое-то особое внимание – если бы не один-единственный, последний абзац пункта 4, повествующего о совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию и социализации молодежи . «С этой же целью имеет смысл профессиональное рассмотрение и общественное обсуждение вопроса о законодательном введения в Украине обязательной срочной социальной (гражданской) службы для молодежи независимо от пола и социального статуса по образцу военной повинности.»

«Почетная гражданская» …. принудработа

Заметим сразу – гражданская (альтернативная) служба особого распространения в Украине пока не получила. Все дело в том, что специфика военной службы на украинских просторах сильно отличается от, скажем, российской. Украинская армия полуразвалена, а ее бюджет (в 1% ВВП) даже лояльными к власти людьми именуется «бюджетом стагнации и проедания». К тому же, после всех сокращений времен независимости, призывников в нее хватает с огромным избытком – несмотря на общее «постарение» населения и одногодичный срок службы.

Отсюда – сверхлиберальное законодательство к «уклонистам» (до получения «повестки на расчет» им грозит разве что небольшой штраф), жесткие требования к здоровью (медицинские комиссии бракуют юношей по любому поводу) и множество отсрочек с кучей «военных кафедр» в ВУЗах впридачу. И все равно – идет в армию максимум треть от потенциальных «защитников Отечества». Притом – лишь по отдельным призывным участкам. В среднем же по стране годно к призыву аж 8% из потенциальных призывников – остальные имеют те или иные противопоказания по здоровью. Причем, значительная часть из юношей идут служить вполне добровольно – из-за желания иметь армейский стаж ввиду будущей работы в милиции, МЧС, охране и других военизированных структурах.

Ввиду этого, только очень честный и совестливый «отказник» требует для себя «альтернативку». Вместо того, чтобы воспользоваться более, чем многочисленными законными «лазейками» — или, ну худой конец, даже сравнительно небольшой взяткой военкому или врачам. Потому руководящие структуры «альтернативщиков» с момента своего основания работой, мягко говоря, не загружены.

Заметим, что никаких формальных препятствий в украинском законодательстве для введения данной инициативы УПЦ МП нет. Правда, в украинской Конституции есть 43-я статья, которая запрещает принудительный труд. Жаль только, ее создатели, видимо, руководствовались принципом: «Вообще-то нельзя – но если очень хочется, то можно». Потому и записали что «к принудительному труду не относится работа по приговору суда, в условиях военного или чрезвычайного положения… во время военной или альтернативной службы», условия которых конкретизируются отдельными законами.

То есть, принуждать все-таки можно – но если это сделать по закону, то такой труд будет уже как бы и не принудительным. Очень удобный двусмысленный подход. Почти как в заповеди «не убий» в Ветхом Завете — который запрещал «индивидуально-бытовое» убийство, но никак не таковое по приговору суда или инициативе государства во время войны.

Конечно, законодателям теперь надо будет чуть-чуть «подрихтовать» уже имеющийся Закон об альтернативной службе в виду ее предполагаемой «тотальности». Ведь «уважительных причин» по здоровью «альтернативщикам» Церковь признавать не желает. Ну, может быть, за исключением первой группы инвалидности. Так что надо бы рассмотреть «уважительные причины» хотя бы для девушек. То ли выдавать им «белый билет» лишь после рождения ребенка – то ли уже во время беременности (и на каком месяце). Направлять на эту службу сразу после школы – или давать отсрочку до окончания ВУЗа и т.д. Как бороться с «отказниками»? Штрафовать? Вряд-ли поможет. Может, сажать? Что и сказать – очень уместное для Церкви начинание. Главное – человеколюбивое.

«Невольник – не богомольник»

Впрочем, куда интереснее другое – насколько указанная инициатива вообще способна решить задекларированные задачи и к каким может привести последствиям? Конечно, ситуация с «социальной работой» в Украине – «аховая», как, впрочем и с экономикой в целом. Минимальная зарплата – около 100 долларов; и оклады воспитателей в детсадах, нянечек в больницах, сотрудников «собесов» по патронажу инвалидов и стариков ненамного превышают эту смехотворную сумму. Оттого на такую работу и находится очень мало желающих.

На первый взгляд, очень заманчиво «заткнуть дырки» в государственной социальной политике «гражданскими призывниками» — особенно, если православных-волонтеров можно пересчитать по пальцам. Да еще под благороднейшими лозунгами «нравственного воспитания молодежи». Как будто безработных в количестве нескольких миллионов для выполнения таких задач не хватает.
Только каким будет качество такой «принудительной заботы» и «нравственного воспитания по образцу воинской повинности»? Почему-то вдруг вспомнилось, что патриарх Кирилл часто повторяет в своих интервью слова: «Невольник – не богомольник» Вообще, новозаветное выражение «Где Дух Господень – там свобода» – не только красиво звучащая фраза, но и фундамент истинного христианства. Верить можно только свободно, любить – тоже. В противном случае – это будет лишь лицемерие и фарисейство.
В мире Церковь освящает человеческие сердца. А уж потом человек, по зову своего сердца, в котором живет Бог, идет творить в мире Божью Правду. И единственный путь наставить украинскую молодежь «на путь истинный» – привлечь ее вначале к активной церковной и духовной жизни, а уж затем просить выполнять заповеди о любви к ближнему. Требовать того же (а тем более принуждать — да еще де-факто «внешних», невоцерковленных людей) – это «не наш метод». Как говорил один святой 20 века: «Мы, христиане, отличаемся от коммунистов тем, что призываем отдавать свое; а они – отбирать чужое»
Только ж для этого «освящения» надо для начала юношей и девушек хотя бы в храмы привлечь. И не в качестве «захожан», приходящих в церковь «освятить воду, пасху, поставить свечку» – а в качестве настоящих прихожан. А это пока не очень получается. Особенно это заметно, если посетить многие сельские храмы в обычное воскресенье – обнаружив там порой меньше десятка старушек из нескольких сотен, а то и тысяч номинально верующего населения поселка. Куда проще создать видимость «духовно-нравственного роста» с помощью государственного принуждения.

«Тимуровцы» – наши и не наши

А ведь труд не по велению своего сердца (или хотя бы из желания хорошо заработать) по определению – рабский. И именно таковым будет восприниматься и молодыми людьми, и их родителями. Ну, право, ныне ж не советские времена «тимуровцев» и «бригад коммунистического труда» — когда «светлое коммунистическое будущее» хотя бы декларировалось в качестве идеала. Теперь идеалы, увы, другие – и выражаются в первую очередь количеством зарабатываемых дензнаков.

Кстати, уже во второй, малоизвестной широкому зрителю, части фильма «Тимур и его команда», снятого в 1942 году на Алма-Атинской киностудии, с убийственной убедительностью показано, как эксплуатация энтузиазма и «постановка его на поток» приводит к профанации первоначально благородной идеи помощи нуждающимся. В данной серии Тимур превратился в чиновника, отвечающего на письма с мест «по обмену опытом» и раздающего подчиненным «наряды» на помощь старушкам и членам семей красноармейцев. Только желающих оказывать эту помощь, превратившейся из веселой игры с элементами конспирологии в убогую «принудиловку» находится все меньше. Отчего «тимуровская команда» и распадается – смысл их труда возвращает ребятам лишь начавшаяся война. Впрочем, в послевоенное время фильм благополучно спрятали на полку – чтоб не соблазнять пионерию на гомерический смех многочисленными «штабами тимуровского движения» с их бюрократическими отчетами и приписками вполне в духе «Тимура-2».

Конечно, «квази-тимуровские» организации есть и за рубежом. Самый знаменитый из них — «Корпус мира» в США. Юноши и девушки из этой организации работают по всему миру – в гуманитарных миссиях. Помогая местному населению развивающихся стран – а заодно ненавязчиво помогая проводить в сознании этого населения идею о том, что «Pax Americana» – лучший из социальных порядков на земном шаре. Только тут есть вот какие отличия от проекта УПЦ МП. Первый – ВСЕ участники «Корпуса» – ДОБРОВОЛЬЦЫ. Или как это принято говорить в английском стиле – волонтеры.

Во-вторых, их добровольно-почти-бесплатная служба все-таки поощряется – пусть и не прямо. Потому что такой «стаж» – отличная рекомендация и для последующей госслужбы, и для работы в коммерческих организациях. Ведь бывший «корпусник» доказал свою способность жить в некомфортных условиях (нередко – с прямой опасностью для жизни и здоровья), принимать ответственные решения и т.д. Ну и, наконец, ни о какой «тотальности» такой службы речь вообще не идет. Будь это так – день принятия этого решения стал бы последним днем существования правительства США, выдвинувшего такую самоубийственную инициативу.

Печалование наоборот

Уместно вспомнить, что в истории Руси Церковь традиционно выполняла функцию «печалования» – ходатайства перед властью за обиженных. Яркий пример тому – священномученик митрополит Филипп (Колычев), павший от руки опричников Ивана Грозного из-за заступничества соотечественников, ставших жертвами царского гнева. Да и несколько лет назад РПЦ недвусмысленно выступила против слишком уж радикальной «монетизации льгот» для россиян, граничащей с фактической их отменой.

И у украинской Церкви есть широчайшее поле деятельности для реального улучшения помощи «сирым и убогим» — через влияние на государство и бизнес. Ну, например, вместо предложений вычитать помощь бизнесменов «на храмы» из суммы положенных для них налогов – призвать тех же бизнесменов платить действительно ВСЕ положенные сборы в госказну. Объяснив, что «уход от налогов», обворовывание государства ничем принципиально не отличается от общепризнанно-греховного грабежа или примитивного «гоп-стопа».

А у государства попросить расходовать эти дополнительные деньги повышение нищенской зарплаты в социальной сфере. Или, хотя бы, на повышение до уровня «минималки» (с нынешних 120 гривен) сумму помощи людям, несущим тяжкий крест ухода за инвалидами первой группы и престарелыми, не имеющим из-за этого возможности работать. В том числе – и молодым людям, которых для начала неплохо бы было привлечь к помощи собственным немощным членам семьи – прежде чем заставлять помогать чужим людям.

А самое лучшее – прежде, чем заставлять государство вводить тотальную «трудовую повинность» для молодежи – продемонстрировать собственную готовность и способность к социальной работе. На манер хотя бы организации чисто церковных благотворительных организаций – как у католиков с их «Орденами». Ну, право – какая из украинских больниц отказалась бы от работающих по велению своего сердца достаточного количества монахинь-санитарок? Качество их работы, как показывает опыт монастырских госпиталей в Европе, значительно выше наемного медперсонала. А уже если такому «персоналу» не будут платить даже жалких украинских восьмисот гривен, вместо этого грозя Уголовным Кодексом – о каком качестве «заботы» можно вообще вести речь?!

В рассматриваемой же ситуации УПЦ МП, наоборот, призывает государство «закрутить гайки» по отношению к значительной части собственной паствы. Даже если сама власть ее об этом неофициально попросила, в обмен на некие преференции – дела это не меняет. Ведь Церковь часто подчеркивает, что она «мать». (Крылатое выражение из церковных «листков» и проповедей: «Кому Церковь – не мать, тому Бог – не отец») А матерям больше приличествует нежность, ласка, оберегание своих детей даже от порой заслуженных наказаний – а не требование у «отца», скажем, «порки» нерадивому чаду и прочих строгостей.

Тем более, что Украина, несмотря на победу Виктора Януковича, по прежнему расколота почти на две равные половины. И в «той» половине, которая на президентских выборах голосовала за Тимошенко, УПЦ МП и так не пользуется особой популярностью – там предпочитают «Киевский патриархат» Филарета, «автокефалов» или «греко-католиков». Патриарха Кирилла радикальные националисты во время последних двух визитов и так встречали лозунгами: «Геть московского попа!». Каковы же будут надписи на плакатах во время нового приезда владыки в Киев, намеченного на июль?

Кстати, Тимошенко ранее регулярно повышала свои рейтинги обещанием ввести полностью контактную армию (то есть – полностью отменить даже воинскую «повинность», не говоря о «гражданской»). Сколько же миллионов голосов Партия Регионов, симпатизирующая Московскому патриархату, может потерять на ближайших выборах – с учетом того, что победу на них последние годы решал перевес в считанные проценты? И насколько уютно будет чувствовать себя УПЦ после победы радикальных националистов, спящих и видящих, как бы поскорее избавиться от «московской церкви»?

Так какой же будет реакция населения на попытку «припахать» молодежь «на халяву», пусть даже на год-полтора — вместо того, чтобы дать ей возможность учиться или прилично зарабатывать? И каково будет отношение к главному инициатору этой попытки? Помнится, в смутные времена Гражданской войны дореволюционные «верные чада Церкви» с остервенением разрушали храмы и убивали священников, памятуя и о куда меньших обидах – вроде принудительного изучения «Закона Божьего».

Удивительное дело – на Западе для компрометации Церкви тамошние секулярные круги вынуждены усиленно искать «клубничку», вроде «священников-педофилов». Которые, конечно, есть – но, которых, как минимум, не больше, чем чиновников-взяточников или полицейских-беспредельщиков. Но на этом же основании вроде пока никто не призывает к ликвидации государственных институтов? А тут доморощенные церковные «чиновники» с благословения высшего священноначалия сами «суют голову УПЦ в петлю», нарываясь на очень серьезный скандал.

Конечно, обнародование вышеописанных новаций синодального отдела по благотворительности и социальному служению Украинской Православной Церкви не означает, что они уже завтра станут частью законодательства. Куда более вероятно, что у власти хватит здравого смысла вежливо проигнорировать «ревность не по вере» своих церковных союзников.

Хотя бы, исходя из действительных, а не декларативных отцовских и материнских чувств в отношении собственных детей, коих упомянутый проект тоже обязывает оттрубить на социально-необходимых «принудработах» «без различия пола и социального статуса». Вдруг у депутатов в голове мелькнет мысль, что для их восемнадцатилетних сыновей и дочерей найдутся занятия поважнее (ну там, например, в Кембридж поступить на год раньше) — нежели выносить «утки» из-под стариков, оставшихся без надлежащего ухода в силу депутатской же экономии бюджета на зарплатах санитарок?

Но неприятный «осадочек» у общества все равно останется. Так что, вне зависимости от результата, можно с большой долей уверенности сказать – малопродуманная инициатива сотрудников Киевской митрополии здорово «подставила» и их собственную иерархию, и Церковь в целом.