Проект «Хороший миф о победе»

За несколько недель до 65-й годовщины окончания Великой Отечественной войны в Интернете появилась серия роликов на тему о советской победе — очевидно, предназначенная для показа по одному из центральных телеканалов в качестве так называемой социальной рекламы. Это несколько профессионально и с участием известных киноактеров снятых трехминутных видеоклипов, формирующих коллективную память о войне через семейные или личные истории простых людей. Выбор жанра и клиповая стилистика видеороликов свидетельствует об обращении идеологов проекта к молодому поколению россиян – к тем, кто не знает войны даже по рассказам членов своих семей и по воспоминаниям очевидцев. Насколько успешен этот видеопроект? Как нужно передавать молодому поколению память о войне? Насколько эффективна такая попытка патриотического воспитания? Радио Свобода вместе с экспертами продолжает обсуждение видеопроекта.

Мастер фотоателье делает снимки тех, кто один за другим, несмотря на слезы близких, добровольцами уходит на фронт. Юноша оставляет в тылу любимую, она в свою очередь не внемлет уговорам отца, отец не позволяет жене отговорить его от ухода на фронт. Последним ателье покидает – тоже уходя добровольцем на войну – фотограф.

— Вы не можете улыбнуться?
— Нет.
— Почему? Почему ты мне ничего не сказал? У тебя же бронь!
— Так надо.
— У тебя почки.
— Я тебе напишу.
— Ты меня не любишь.
— Я напишу.
. . .
— Вы не можете улыбнуться?
— Нет.
— Я тебе запрещаю!
— Война, папа.
— Ты же у меня одна.
— Именно поэтому!
. . .
— Ну, куда ты собрался? Ну, куда ты собрался? Ты же старик!
— Ты слышала! Все, кто способен держать оружие.
— Ты свое уже отвоевал!

Историк Второй мировой войны Борис Соколов считает, что и в художественных интерпретациях военного времени должна присутствовать не каноническая советская, а настоящая правда о событиях Великой Отечественной:

— Эпизод с фотографией напомнил мне фильм одного талантливого режиссера, Евгения Кузьмина, который был посвящен гражданской войне. Но там была реальная трагедия русского офицерства, уничтоженного в Крыму. А здесь какие-то слабые реминисценции советских фильмов, которые молодому поколению, я думаю, ничего не говорят. Мы-то еще можем опознать эти цитаты, а молодым это непонятно – откуда и что цитируется.

— Трагедии в этих роликах не чувствуется?

— Нет. Может быть, за исключением этого сюжета с фотографиями. Он, кстати, на мой взгляд, относительно удачный. Есть попытка увидеть войну, прежде всего, через жизнь простого маленького человека. Такой подход можно было бы только приветствовать. Но беда в том, что эту жизнь хотят подать вне реалий того, военного, времени. Мне видится здесь попытка не отвечать на политические вопросы — оценка Сталина, оценка советской политики, оценки той цены, которую заплатили за победу.

Скептически оценивает видеоролики военный обозреватель «Комсомольской правды», бывший пресс-секретарь министра обороны России Виктор Баранец.

— Это некий новый вид конъюнктурной театрализованной пропаганды. Мне показался достаточно оригинальным ход в ролике, где фотограф снимает уходящих на фронт. Это более или менее удачный публицистический ход, который что-то может промыть в мозгах нынешнего забывчивого поколения.

Декан факультета антропологии Европейского университета в Петербурге Илья Утехин считает идеологические усилия с целью рассказа о войне полезными и размышляет о том, кто в этом заинтересован и как такая деятельность связана с российской национальной идеей:

— Эти ролики одним штрихом воспроизводят стереотипы. Артикулирование стереотипов в наглядном виде, в виде мифа, конечно, вписывается в линию строительства национальной идеи. И соприкасается с линией современного кино, которое делает из войны, с одной стороны, просто приключенческое кино, а с другой, смыкается с акциями типа «Георгиевская ленточка». Память о войне нужна как попытка заставить массового зрителя как-то отрефлексировать историю страны и не быть человеком беспамятным. Другое дело, что у кого-то помимо таких мифов есть что-то еще – семейная память, исторические знания, интерес к тому, как оно было на самом деле. Но на поверхностном уровне обычно существуют только стереотипы и рожденные ими мифы. Но пусть хотя бы это мотивирует наши праздники. Мне кажется, что в этом много позитивного.