Как ученый-методолог с большим стажем всегда болезненно отношусь к антинаучным и лженаучным утверждениям, к профанации или забалтыванию любой проблемы. Примитивизм противен науке – правило старое, избитое, но верное.
Недавно Уфа наша украсилась многочисленными граффити местной «антифы»: «НЕТ РАСИЗМА — НЕТ ПРОБЛЕМ!» Странно, сказали мы друг другу, прогуливаясь в полном составе уфимской аналитической группы; вот у нас нет расизма в кружке русского, немца, армянина и чувашина. Расизма нет, а проблем – куча. Неправильные мы какие-то люди…
В последнее время расовый разговор все больше превращается в примитивное кликушество, в бесплодное аннулирование темы. Вот, например, точка зрения, прозвучавшая на радио «Свобода»: «Расизм — это иррациональное чувство, и никакими аргументами рациональными его невозможно снять»(1).
Аналогичное высказывание: «Галина Кожевникова: Они чувствуют (ксенофобию – Г.С.). И это самое ужасное, потому что это иррационально, к этому нельзя обращаться…
Виктор Шендерович: С доводами.
Галина Кожевникова: Да, с какими-то доводами.
Виктор Шендерович: А как лечится иррациональное?
Галина Кожевникова: Не знаю, честное слово, не знаю…» (2).
«Иррациональность предубеждения состоит не только в том, что оно может существовать независимо от личного опыта — никогда не видел цыган, но знаю, что они плохие, — оно даже противоречит ему» (3).
Столкнувшись с таким отчаянием людским, я немедля решил, что, как говорили у нас на кафедре марксизма-ленинизма, «нужно помочь товарищам». Нужно предложить им научную методику воздействия на иррациональное, чтобы не мучились. Как лечится иррациональный страх?
Учебное пособие, рекомендованное ООН, рассказывает о расизме так: «Обычно люди, предубежденные против какой-то этнической группы, не сознают своей предвзятости. Они уверены, что их враждебное отношение к этой группе — вполне естественно, так как вызвано ее дурными качествами или плохим поведением. Свои рассуждения они нередко подкрепляют фактами из личного общения с людьми определенной национальности: «Знаю я этих мексиканцев! Был у нас один такой, никакого сладу с ним!..» Конечно, рассуждение это лишено логики: каким бы неприятным ни был знакомый мексиканец, нет никакого основания думать, что все остальные — такие же» (3).
От болезни – подбираем и лекарство. Прежде всего, это активная публикация и продвижение статистики. Необходимо доказать, что в среде подвергаемых неприязни народов ничуть не выше процент воров, разбойников, убийц, бродяг, маньяков и т.п. Если с конкретной статистикой на руках доказать, что цыгане, например, не больше русских в расчете на 1 000 представителей этноса воруют и торгуют наркотиками, то исчезнет ксенофобия в отношении цыган. Если доказать, что евреи в расчете на 1000 представителей этноса ничуть не больше русских делают деньги, открывают фирмы и банки – то исчезнет ксенофобия в отношении евреев…
Все это так ясно, просто! Ну, например, если бы в обществе стали бить рыжих – чем бы мы в ответ оперировали? Конечно, доказательствами того, что рыжие ничуть не хуже других! И вот вам моральная статистика, вот вам криминальная статистика – факты, с фактами не поспоришь!
Но правозащитники, «антифа» и враги расизма занимаются чем-то противоположным. Они ликвидируют национальный учет, сняв отовсюду графу о национальности. Они засекречивают расовый состав преступников. Они предлагают принять закон о том, что упоминать национальность преступника в СМИ – запрещено. И при этом они упорно трубят, что у преступника нет национальности.
Ну нет, так нет, прекрасно! Докажите это! Наука доказательства любит, доказательствами жива! Предъявите статистику, чтобы мы все отчетливо увидели (и устыдились) – что действительно количество наркоторговцев из 1000 цыган не больше, чем из 1000 русских! Предъявите статистику, что грабителей и «гоп-стоповцев» из числа народов Кавказа на 1000 их представителей не больше, чем их «коллег» из 1000 русских!
Главное правило науки – в ней ничего нельзя утверждать бездоказательно. Об этом писал ещё у истоков науки нового времени автор «бритвы Оккама» Уильям Оккам: не умножайте сущности без насущной необходимости, не оперируйте сущностями, бытия которых не в силах доказать.
Наша «антифа» выступает с заявлением в высшей степени серьёзным: об отсутствии у преступности национальности. Когда заявляешь что-то важное, будь готов к подтверждениям, будь готов отстаивать свою точку зрения.
Потому что если статистика не даст единое число «х» на 1000 русских и 1000 цыган по части занятий наркоторговлей, то вы, господа, соврамши! И если статистика не даст единое число выдвиженцев-руководителей на 1000 русских и 1000 татарских жителей Татарстана, то вы, господа, опять соврамши! Математику начинают изучать с 1-го класса средней школы, а то и в детском саду. Почему наша «антифа» так пренебрегает математикой?!
Чтобы доказать иррациональность расизма, нужно опровергнуть его не воплями, а убить расизм фактами, погрести расизм под целой горой убедительных аргументов. Привести плеяду великих негритянских ученых-физиков. Сфотографировать для прессы множество евреев у заводских станков и на грядках колхозов. Список отважных азербайджанских борцов с коррупцией…
Но «антифа» все это богатство тщательно скрывает. Упорно замалчивается национальность и расовая принадлежность не только преступников, но и физиков-ядерщиков. Из-за этого многочисленные негры-физики никак не могут явить себя миру, доказав свое интеллектуальное равенство с белой расой. Не менее злостно от демократической прессы сокрыты армии евреев-колхозников, поливающих златую ниву трудовым соленым потом…
В лучшем случае «антифа» даст нам единичный пример в порядке исключения из своей засекреченной картотеки. Но, ребята, для науки единичный пример ничего не стоит. Цифры давай, проценты, замеры социологического среза…
А теперь скажу главное. Если цифр статистики нет, или они не в пользу «толерастов», то все утверждения об «иррациональности расизма» — лживы. И ксенофобия из предрассудка и суеверия переносится в область коллективных наблюдений и народных примет.
«Дети, воспитанные в расистских семьях, обнаруживают высокую степень предубеждения против негров, даже если они никогда в жизни негра не встречали»(3).
Значит – есть настоящая, реальная проблема, которую попытались вместо рассмотрения и обсуждения заменить голословным отрицанием! Но что бывает с болезнью, загнанной вглубь? Что случается с чахоточными, которых подрумянили, чтобы они не казались чересчур бледными?!
«Как ни существенны индивидуально-психологические процессы, ключ к пониманию природы этнических предубеждений лежит не в них, а в истории общества и структуре общественного сознания. Предубеждения иррациональны не в том смысле, что их носители психически ненормальны, а в том, что выраженные в этнических стереотипах групповые интересы и пристрастия не имеют и не могут иметь всеобщего значения. Расшифровка их — дело истории и социологии»(3).
Но именно расшифровкой наши «антифа» заниматься не хотят. Вместо честного и доказательного диалога о проблеме у них налицо желание отрицать сам предмет беседы. Иррационально – и разговор окончен.
Г.П. Садовников (Федотов), специально для НСН «Венед»
(1) — Радиопрограммы / Время Свободы / Время Свободы — Итоговый выпуск Заместитель директора центра «Сова» Галина Кожевникова о деле Тагира Керимова 28.08.2009 г.
(2) — Грани Времени. Радиопрограммы / Все свободны! Правозащитница, заместитель директора Информационно-аналитического центра «СОВА», специалист в области исследований экстремизма Галина Кожевникова и ведущий Виктор Шендерович 22.03.2009 г.
(3) — Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений// Учебное пособие. М., 2008 г. // Внутренний мир расиста.