Наших детей учат так, будто завтра война

Интересно посмотреть, как менялось отношение к образованию детей. Сначала гимназии — просто место для упражнений, потом они, постепенно, превращаются в общеобразовательные школы. В средние века предметами преподавания становятся artes liberales: грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, и три философских предмета — логика, физика и этика. И, конечно же, Закон Божий плюс языки — латинский и греческий

Недельное распределение уроков в гимназии по плану 1890 года

Не являясь специалистом в педагогике хочу, тем не менее, сказать, что в современной школе можно изменить.

Почти все самое важное в жизни — умение дружить и любить, способность работать сообща, желание узнавать новое и умение отстаивать свою точку зрения… почти все это ребенок узнает не в школе.

Дети приходят в первый класс с горящими глазами, а потом, постепенно им там становится скучно. Родители жалуются, что дети перегружены предметами, а дети могут впитывать в десять раз больше. Нужно отказаться от концепции «один класс изучает одну тему». Учитель рассказывает, ученики слушают.

Школьники разбиваются на группы по 5-6 человек и они учатся вместе. Школа отвечает только за нижний уровень знаний — верхний никак не ограничивается. Прошли одну тему — идут дальше. Ребенок гораздо лучше начинает разбираться в вопросе, когда сам начинает объяснять его друзьям. Сильно отставших не ждут — они переводятся в более слабую группу (по этому же предмету). Если у кого-то хорошо идет математика — он просто переходит в другой поток. На следующий уровень. Учитель только контролирует процесс.
Можно оставить минимальный набор дисциплин, остальные ребенок выбирает себе сам.

Детей нельзя учить только на примерах «высокой» литературы. Самые интересные книги они читают вне школы, а это в принципе неправильно. Во первом классе надо читать не стихотворения о Родине и о природе — надо читать Муми Тролля, в третьем классе — Трех Мушкетеров, в седьмом — Ремарка и Мопассана, Достоевский в седьмом классе отбивает, а не прививает любовь к великой русской литературе.

Знания, которые считались раньше чуть ли не сакральными, сейчас переходят в разряд «кроссвордных» — открыл интернет и узнал ответ на вопрос.

Детей учат, как будто завтра война — все надо держать в голове. Они черт знает сколько времени занимаются дробями и делением в столбик. Как будто в мире исчезнут калькуляторы. Их заставляют запоминать даты. Как будто в мире исчезнет интернет. Не правда, что зубрежка развивает память — есть гораздо более интересные /а значит и действенные/ методики.

Считается, что школа выполняет очень важную функцию — она, как в последствии и армия, делает унифицированных членов общества. Социально хорошо адаптированных граждан, которыми довольно просто и удобно управлять. Потому что обществу не нужно много поэтов, художников и философов — стране нужны фермеры, рабочие для конвейера и водопроводчики. Ладно… сейчас не буду об этом, а то очень далеко уйду от темы.

И получается очень интересная вещь — школа может научить детей тому, с чем она сейчас борется. Получать удовольствие от учебы. Если ребенку будет интересно узнавать новое — он дальше всему сможет научиться сам. Учить иностранные языки и осваивать новые профессии.

И еще. Мне кажется, что в школе и на уроках обязательно должны быть животные. Они дают незаменимые для ребенка навыки. Учат заботиться о слабых и любить их.