Мобильное мошенничество: ждать ли помощи от операторов?

Согласно официальной информации МВД России, 5 из 100 обладателей сотовых телефонов становились жертвой мошенничества. В нашей стране наиболее распространены 2-а вида мошенничества: лотерея с последующей выдачей «призов» от имени популярных радиостанций и вымогательство денежных средств под видом родственника, оказавшегося в беде.

В первом случае участнику «розыгрыша» предлагают приобрести карты моментальной оплаты определенного сотового оператора и сообщить код приобретенных карт «радио ведущему». Призом в данном случае, как правило, являются сотовые телефоны, кпк, нетбуки, автомобили. Стоит отметить при этом, что мошенники научились точно имитировать прямой эфир и говорить очень хорошо поставленными голосами. Несмотря на большое количество объявлений на радио, информирующих радиослушателей о возможных вариантах мошенничества, звонки от слушателей, ставших жертвой мошенников, продолжают поступать с неизменным постоянством.

Второй способ мошенничества – вымогательство денег под видом родственника, попавшего в беду. В этом случае преступник, как правило, представляется близким родственником (сыном, дочерью, внуком) и сообщает, что попал в больницу, аварию, задержан с наркотиками и так далее. После этого мошенник сообщает, что необходимо отдать 2 000 — 10 000 руб. на лечение, либо откупиться от последствий аварии на месте, либо сотруднику милиции, который готов закрыть дело. Как прокомментировали в правоохранительных органах, мошенники пользуются состоянием аффекта, и действуют стремительно, пока жертва вымогательства не поняла, что звонивший говорил незнакомым голосом и с неизвестного номера.

Так, жертвой вымогателей чуть было не стал популярный музыкант Аркадий Укупник, племянник которого будто бы попал в аварию. А вот известный альтист Юрий Башмет приобрел карты моментальной оплаты на сумму 50 тысяч рублей и продиктовал их коды «сотруднику ГАИ», чтобы тот не заводил дело против его сына, будто бы попавшего в дорожно-транспортное происшествие. Позже, выяснилось, что сын Башмета ни в какую аварию не попадал, и вскоре мошенник был найден. Им оказался заключенный одной из российских колоний, использовавший карты оплаты для телефонных разговоров с оставшимися на свободе знакомыми.

Еще один распространенный вид мошенничества связан с рассылкой СМС-сообщений о необходимости найти редкую группу крови для спасения жизни ребенка. В сообщении указывался номер телефона, звонки на который автоматически тарифицировались до 200 рублей за минуту.

Как признаются в МВД, поймать мошенников очень сложно – способы и методы мошенничества постоянно совершенствуются, а найти владельцев сотовых номеров, оформленных на утерянные паспорта и подставные лица, удается крайне редко.

Сегодня перед сотовыми операторами стоит не простая задача. С одной стороны, доходный и прибыльный рынок дополнительных услуг. С другой стороны, лояльность клиентов и обман абонентов мошенниками.

Естественно, сотовые операторы — это коммерческие предприятия, заинтересованные, прежде всего, в извлечении прибыли. В связи с чем, операторы находятся в постоянном поиске той золотой середины, которая обеспечит максимальную прибыльность и миниминизирует уровень мошенничества.

До тех же пор, пока этот поиск продолжается, ответственность за каждый свершившийся факт мошенничества лежит исключительно на плечах самого абонента.