Миром будут править женщины

Вполне возможно, что историки назовут «великую рецессию» 2007–2008 годов «рецессией с мужским лицом», или попросту «Mancession», этот термин уже употребляется в СМИ. Мужчины составляли диспропорционально большую долю в секторах экономики, которые сильнее всего пострадали от кризиса, — финансово-банковском секторе, промышленности и строительстве, и часто первыми оказывались под ударом, так как зарплата у них была выше. Мужчины составляют две трети из 11 млн человек, которые с 2007 года потеряли работу в США, в августе 2009 года, когда в США уровень безработицы среди мужчин достиг 11% (против 8,3% для женщин) был зарегистрирован наибольший разрыв в гендерных показателях по безработице за всё послевоенное время. За последнее время эти показатели немного улучшились. По последним данным, уровень безработицы в США составляет 9,9% среди мужчин и 7,8% среди женщин, но старший советник президента США по экономике Ларри Саммерс недавно предположил, что и через 5 лет каждый 6-й мужчина в возрасте 25-54 лет будет безработным.

Если этим людям повезёт, о них позаботятся жёны. В настоящее время в двух третях американских домохозяйств женщины уже являются «кормильцами» или одним из кормильцев, в ЕС женщины заняли 75% из 8 млн рабочих мест, созданных с 2000 года. Даже если учесть неравенство зарплат, экономисты предсказывают, что к 2024 году среднестатистическая женщина в США и ряде богатых стран Европы будет зарабатывать больше, чем среднестатистический мужчина… И она будет их тратить, отмечается в книге «Влияние», посвящённой женской экономической мощи. На долю женщин приходится: 83 процента всех потребительских покупок, 89 процентов счетов, открытых в американских банках, 51 процент всего личного благосостояния; их потребительские расходы превышают 5 триллионов долларов, что больше, чем вся японская экономика. На глобальном уровне женщины — самый большой развивающийся рынок в истории планеты, вдвое превосходящий рынок Индии и объединённого Китая. Это — сейсмическое изменение, и, по всем признакам, оно продолжится: в 13 из 15 категорий профессий, которые, как ожидается, будут быстрее всех расти в следующем десятилетии, большинство работников — женщины.

Нетрудно предположить, что такое решительное изменение вынудило транснациональные корпорации обратить внимание и гарантировать обращение их продуктов и услуг к потребителям женского пола. Существуют и более значимые предпосылки, такие, как факт того, что это женщины, а не мужчины, начинают бизнес самостоятельно. Рано или поздно женщины также составят большинство работодателей.

Как и большинство тенденций, касающихся усиления влияния женщин, изменение началось в США, и затем распространилось повсеместно. Между 1997 и 2002 годами возглавляемые женщинами фирмы росли почти на 20 процентов, в то время как средний показатель только 7 процентов. К 2005 году, женщины представляли более трети людей, вовлечённых в предпринимательскую деятельность, и число фирм, находящихся в собственности женщин, продолжает расти вдвое быстрее всех американских фирм. Действительно, не будет преувеличением сказать, что женское предпринимательство может помочь восстановить состояние среднего класса в развитом мире.

В Соединённых Штатах почти все новые рабочие места, созданные с 1980 года, созданы в фирмах, действующих меньше пяти лет. И, вероятно, это число только увеличится, поскольку больше транснациональных корпораций создают свои новые рабочие места в странах с более дешёвой рабочей силой. «Любой экономист скажет Вам, что корпорации не собираются создавать новые рабочие места, они будут созданы малым бизнесом, — говорит профессор Гарвардского университета Нэнси Коэн. — Учитывая это, мы должны начать думать о том, как мы используем для своей выгоды эту обширную сеть предпринимателей-женщин. Как мы лелеем их? Как мы финансируем их? Как мы используем этот национальный актив?»

Это вопрос, который высшие чиновники во всём мире начинают задавать себе. Наиболее ясна эта потребность в талантах в быстрорастущих развивающихся странах, особенно, странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, и Китай), где экономический и деловой рост резко опережает подготовку талантливых служащих, особенно — высококлассных. Здесь повышение женской экономической мощи будет поддающимся трансформации двигателем роста, так как уровни образования среди женщин значительно повысились за последние 10 лет. Это — известный факт, что в Соединённых Штатах среди выпускников колледжей, а также докторантур и юридических школ преобладают женщины — их на 20% больше, чем мужчин; в прошлом году 72 процента выпускников средней школы были женщинами… Менее известно, что та же закономерность действует во многих развивающихся странах: в Бразилии, ОАЭ и России подавляющее большинство выпускников ВУЗов — женщины. В России, например, студентками являются 86% женщин в возрасте 18-23 лет. Между тем, по оценке организации Women’s Learning Partnership, уровень образованности женщин прямо влияет на экономику. На каждый год учёбы девочек после начальной школы средняя зарплата в стране увеличивается на 20%, а уровень детской смертности уменьшается на 10%. И когда средний уровень образования взрослого населения страны женского пола увеличивается на один год, доля женщин в составе рабочей силы увеличивается почти на 1 процент.

В странах БРИК число образованных женщин в составе рабочей силы увеличивается: они составляют от 30 до 50 процентов от числа работающих в целом, с 2007 до 2008 года в трёх из четырёх стран БРИК число работающих женщин увеличилось. Есть основания полагать, что тенденция только ускорится. По данным исследования Центра Политики Продолжительности службы, 85% жительниц Индии и 92% жительниц ОАЭ считают себя очень амбициозными (а в США таких женщин всего 36%), 75% бразильянок, индианок, китаянок и жительниц ОАЭ мечтают когда-нибудь стать высшим начальством. Безусловно, за этим стоит необходимость в большем экономическом равноправии — в бедных странах разница между зарплатой мужчин и женщин всё ещё крайне велика. Но эксперты также считают, что наследие коммунизма преподало на удивление благотворный урок современным капиталистам. Один из китайских HR-менеджеров заявил исследователям: «Коммунизм всегда подчёркивал, что женщины могут и должны делать то, что может сделать любой мужчина. Зачастую мы находим, что кандидатки так же, если не более, конкурентоспособны, как их коллеги — мужчины».

В развивающихся странах дебаты по проблемам работающих женщин всё ещё являются новыми и захватывающими. В Соединённых Штатах, и вообще на Западе, мы достигли того, что Розалинда Хаднелл, отвечающая в корпорации «Интел» за вопросы, связанные с этническим и культурным многообразием и самореализацией персонала, называет состоянием «гендерной усталости». «Эта проблема возникла ещё во времена создания нашей компании», — говорит она. Тем временем, на быстрорастущих рынках в таких странах, как Китай, Индия, и Бразилия, Хаднелл видит осознание происходящего. Когда 18 месяцев назад китайские офисы компании организовывали группы для служащих-женщин, специалистов по компьютерным сетям, результат был столь же взрывным, как и национальный экономический рост. «Если бы два года назад Вы сказали мне, что моим наиболее быстро растущим центром будут женщины в Китае, я сказала бы «Да неужели?»» — говорит Хаднелл.

При сегодняшнем состоянии экономики корпорации начинают понимать, что женщины могут быть их надеждой. Фирмы, подобные «Интел», всё больше времени и денег тратят на программы обучения для служащих-женщин, потому что они считают это ключевым конкурентным преимуществом в глобальных войнах за таланты. Согласно многим исследованиям, компании, где в советах директоров больше женщин, больше преуспевают. Недавний обзор McKinsey выявил, что на быстрорастущих рынках 34 процента компаний, которые предприняли усилия по выдвижению женщин на руководящие посты, сообщили об увеличенной прибыли, 38 процентов сказали, что они ожидали увидеть прибыль как прямой результат этих усилий. Было много теорий относительно того, почему женщины улучшают бизнес. Недавнее исследование Лондонской Школы бизнеса предполагает, что уровни производительности повысились, когда мужчины и женщины стали сотрудничать в тандеме. Безотносительно причины, ценность равноправия на работе подтверждается практикой, и у этого эффекта есть потенциал, чтобы преобразовать народные хозяйства развивающихся стран.

Мировой Экономический Форум оценил, что преодоление остающегося гендерного разрыва среди работающих в Соединённых Штатах увеличило бы американский ВВП на 9 процентов. По оценкам Центра Политики Продолжительности службы, использование женщин в странах БРИК, а также в странах N-11 (Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран, Мексика, Нигерия, Пакистан, Филиппины, Южная Корея, Турция и Вьетнам) могло бы увеличить доход на душу населения на 14 процентов к 2020-му и на 20 процентов к 2030 году. «Исследование за исследованием показывает, что увеличение уровня образования и процветания женщин и девочек способствует социальной стабильности и экономическому прогрессу, — заявила Кристина Чен, директор Белого Дома по вовлечению общественности. — В развивающихся странах социальные последствия укрепления экономической мощи женщин особенно очевидны, так как женщины реинвестируют 90% своего дохода в общество и семью, а мужчины — 30–40%».

Ясно, что проблемы остаются — не только в стране, но и во всём мире. Женщины в США могут работать больше, тем не менее, среди глав компаний из списка Fortune-500 женщин до сих пор лишь 3%, их зарплата составляет 77% от зарплаты мужчин. Несмотря на рост числа женщин на руководящих постах, гендерная дискриминация всё ещё распространена в развивающихся странах, В Бразилии, Индии, Китае и ОАЭ более четверти мужчин и женщин считают, что на работе с женщинами обходятся несправедливо. В Индии, где подобное мнение высказывают 45 процентов респондентов, есть также культурные барьеры, которые ограничивают продвижение женщин по карьерной лестнице. В Китае и России профессии, требующие работать 71–73 часа в неделю, создают большие сложности для воспитания детей и вообще быта, а в Индии и Бразилии женщинам просто небезопасно в одиночку добираться на работу и с работы.

Но у этих женщин есть и неожиданные преимущества: например, семьи из нескольких поколений часто снимают проблему ухода за детьми, что делает их более свободными в выборе рабочего графика, нежели семьи на Западе. Эта незамеченная свобода развивающихся стран могла помочь изменить стандартную корпоративную культуру поведения, которая была сформирована главным образом белыми мужчинами с Запада.

«Очевидно, что страна не может быть высокопроизводительной и конкурентоспособной, если не использует свою рабочую силу полностью, — говорит Лора Лисвуд, старший советник в «Голдман Сакс». — Есть реальная возможность, что эти новые компании перешагнут через культурные нормы и структуры, присущие в настоящее время западным нациям. У них есть возможность начать с чистого листа». Кроме того, в то время как гендерные проблемы на Западе могут казаться и спорными и устаревшими (CWLP нашёл, что американские женщины озабочены ими намного больше чем мужчины), в странах БРИК и женщины, и мужчины полагают, что работающие женщины страдают от гендерной дискриминации. Дискриминация в этих странах более откровенна, в то же время, согласно исследованию центра, есть также большая готовность признать это.

Однако самые важные изменения произойдут не в результате действия программ по вовлечению женщин в экономику, которыми управляют боссы обоих полов. Они станут результатом экономических реалий, благоволящих женщинам, особенно на наиболее преуспевающих рынках. «Темп роста в Бразилии в последнем квартале составил 9 процентов, и 60 процентов выпускников колледжей в Бразилии были женщинами, — говорит Сильвия Энн Хюлетт из CWLP, — Сопоставьте эти два числа, и догадайтесь, что вы получите в результате. Возможно, это революция».

Исторические данные подтверждают эти выводы. В 1880-х и 1890-х американские женщины массово пришли на фабрики, в больницы и розничные магазины в качестве рабочих или клерков, что повышало их самооценку и расширяло сферы влияния. Конечно, это никакое не совпадение, что примерно в это же время женщины отстояли своё право голосовать, говорит госпожа Коэн, историк из Гарварда. Аналогичная ситуация прослеживается во время Второй Мировой войны, тогда к 1945 году женщины составляли почти 30 процентов от числа работающих. В Индии впервые в истории растёт число женщин, живущих самостоятельно, поскольку больше женщин начало работать в телефонных информационных центрах и в офисах фирм. Возможно, в культуре офиса произойдёт настоящая революция. «Я думаю, что женщины действительно собираются существенно изменить офисную культуру в течение следующих 15 лет, — говорит Нэнси Коэн, — это — только начало цунами изменения, и оно намного больше, чем любая организация, или любая нация.