Мир — дворцам, война — памятникам

2004 год — сброшен с постамента и уничтожен памятник Ленину в Пушкине.

2006 год — осквернена братская могила советских солдат в Тарту, осквернён памятник Ленину в Кировске Ленинградской области.

2007 год — осквернён «Бронзовый солдат» в Таллине.

2008 год — взорван памятник Ленину в Рязани, разрушена братская могила советских солдат в украинском Комарно, осквернён памятник советским солдатам в Вильнюсе, осквернён памятник Ленину в Полтаве.

2009 год — взорван памятник Ленину в Петербурге на площади у Финляндского вокзала, уничтожен барельеф в Пятигорске, взорван памятник в Луганске, осквернён памятник советским солдатам в Севастополе, демонтирован мемориал 26 бакинским комиссарам в Баку, демонтирован монумент Дружбы народов в Ташкенте, разбит памятник советскому солдату в Вильнюсе. Осквернены памятники Ленину в Казани, Калининграде, Твери, Киеве, Волгограде.

2010 год — взорван памятник воинам-освободителям в Кутаиси, демонтирован памятник Сталину в Гори, телефонные террористы угрожали взорвать памятник Ленину в Луге, демонтирован памятник советским солдатам в Ташкенте, уничтожены памятники Ленину в городе Рени Одесской области и подмосковной Рузе. Осквернены памятники Ленину в Севастополе, посёлке Белые Берега Брянской области.

ЭТО ПОХОЖЕ на сводки боевых действий. Теперь эти сообщения поступают уже не с периодичностью в годы и месяцы, но недели и дни. Попробую разобраться в сути явления, хотя на всеохватность в таком сложном вопросе претендовать непросто.

Проще всего объяснить варварство у наших соседей по СНГ и тем более у бывших восточноевропейских союзников. Экономический коллапс, рост социальной напряженности, фактически состоявшаяся натовская оккупация вынуждают правительства искать внешнего и внутреннего врага.

Его найти совсем несложно — ослабевшая Россия, наследница некогда могущественного СССР, и русский народ (и как национальное меньшинство в ряде бывших советских республик, и как государствообразующая нация во всё той же вечно враждебной России). Там, где, как в Грузии, к экономическому кризису примешивается горечь поражения в развязанной самими же грузинами военной авантюре, ненависть националистов обращается и на памятники своим же соотечественникам.

Жертвами вандалов становятся как мемориалы самим грузинам, погибшим в Великой Отечественной войне (якобы навязанной им некими враждебными силами извне), так и символы былой дружбы и симпатии к народам России.

Переходной является ситуация на братской Украине. Там было наделано немало бед бандеровскими нацистами. Борьба с монументами не ограничивалась осквернением символов советской эпохи. Во Львове дважды уничтожали памятник Пушкину, боролись даже с надгробиями украинских деятелей культуры, осмеливавшихся ставить под сомнение пещерную русофобию,— замечательных артистов Николая Гринько и Виктора Степанова. Но, кажется, наметился перелом. Стряхнув с себя нацистский морок, украинский народ выбрал новую власть.

А что же у нас? У нас картина всё более тревожная. Осквернение памятников советской эпохи идет планомерно, всё более разрастающимися масштабами. Теперь всё чаще с применением оружия, взрывчатки, общеопасными способами. Вспомним хотя бы прошлогодний взрыв памятника В.И. Ленину у Финляндского вокзала в Петербурге.

В сложившейся ситуации прежде всего виновата власть. Слишком долго мы слушаем нападки на советское прошлое, на Компартию, на Советскую власть. Весьма часто критика огульна, деструктивна, оскорбительна. Здесь власти предержащие принимают помощь даже у столь нелюбимой ими «шакалящей у западных посольств» диссидентуры. «Штрафбаты», «шаламовщина», «архипелаги Гулаги» не сходят с телеэкрана.

Идеология отдана на откуп прозападным телемудрецам и церкви, а точнее — многоликой и странной околоцерковной тусовке. Так и кормится электорат мешаниной из примитивно понятых «западных ценностей» (типа «бери от жизни всё») и благоглупостями о «царе-батюшке» и молочных реках с кисельными берегами, половодьем якобы заливавших Русь-матушку каждую весну до 1914 года. Сия сборная солянка густо приправлена отравой антисоветизма, русофобии, антиисторизма.

Осмелюсь дать нашей элите совет. Справиться с коммунистами совсем не сложно. Плохие города построили большевики? Постройте свои города-сады (а то пока видится лишь великое переселение-бегство из освоенных потом и кровью Крайнего Севера и Дальнего Востока). Плохие заводы построили при Советской власти? Постройте свои, с профилакториями и больницами для рабочих, детскими садиками и школами. Да еще, чтобы производилась на этих заводах продукция на уровне мировых стандартов, а не осуществлялась сборка всякого хлама по устаревшим лицензиям.

Не нравится советское образование? Научите лучше, так, чтобы не пришлось строить планы о переселении в Россию десятков тысяч «екатерининских немцев», которые за мультизарплаты будут учить русских неумех уму-разуму. Но что-то я разошелся, решите вопрос хотя бы со здравоохранением, и народ наш будет единогласно голосовать за вас! А то после всех «заградотрядов, лагерей и рабского труда на производстве» российский мужик лет на 10—15 дольше жил, чем в капиталистическом раю.

Пока же вместо реальных дел всё больше разговоров, антисоветских, разумеется. Эти намеки понимаются одними (либеральными интеллигентиками, «мозгом нации») как возможность побазарить у «соловецких камней», а другими — молодыми и злыми — как появившаяся возможность выстрелить в недавнее прошлое из уже не виртуального оружия. Под какими лозунгами в центре Москвы режут гастарбайтеров, взрывают местные администрации на Северном Кавказе? Здесь нет «красной угрозы». Не начитавшись «Апрельских тезисов», а наслушавшись безответственных проповедей, идут осквернять памятники Ильичу.

А что же наши главные идеологические бойцы в рясах? Нет, от их высокопоставленных функционеров мы не дождемся внятных ответов на животрепещущие социальные вопросы. По большей части, борьба ограничивается критикой хеллоуина и дня Валентина, а также «героической» борьбой с Мавзолеем и другими подобного же рода делами. А околоцерковные средства массовой информации переполнены панегириками анонимным вандалам и подстрекательствами.

При этом очевиден крах «новой» идеологии — стяжательства, безразличия, вседозволенности, чудным образом приправленной сусальными благоглупостями и мракобесием. Результаты плачевны. Старшее поколение уходит в могилу в условиях торжества планов (как минимум, территориальных) тех сил, которые этим поколением были разгромлены шестьдесят пять лет назад. Их дети брошены на произвол судьбы в полуразрушенных военных городках, казачьих станицах, вдруг оказавшихся «заграницей», горняцких посёлках с разрушенными шахтами и городах с остановленными градообразующими предприятиями. О селе, науке и культуре говорить уже нечего.

Молодое поколение, в своё время вдохновленное мечтами о светлом будущем менеджерами и «белыми воротничками», усердно таскавшее по улицам трехцветное полотнище, столкнулось с суровыми реалиями дикого капитализма — бандитизмом, безработицей, наркотиками…