Михалков: мы замусорили себя мелкими проблемами

В России в свет вышел самый дорогой фильм в истории отечественного кинематографа. В Кремле состоялась премьера картины Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2. Предстояние». Через 16 лет после первой части режиссер представил её продолжение. Работа над лентой длилась 8 лет, из них только 4 ушло на сценарий. Бюджет — десятки миллионов долларов. Сразу после премьеры Никита Михалков дал эксклюзивное интервью телеканалу «Россия 24». Режиссер рассказал о фильме, о съемках и о своих ощущениях.

— Никита Сергеевич, здравствуйте. Поздравляем с премьерой. Как картину приняли зрители?

— Трудно говорить. Очень странно показывать картину на 6 тысяч человек аудитории. Это не шоу, не балет, это шесть тысяч человек, которые должны войти в экран. Но та тишина, которая была, и та реакция, которая была на какие-то сцены, вселяет в меня надежду на то, что картину ощутили. Она может нравиться или не нравиться, но она не должна не волновать.

— Ваш новый фильм увидели зрители Приморья и Сибири. Я приведу слова одного из зрителей: «Режиссер собрал все мои нервы в комок и разорвал их». Вы ожидали такой реакции?

Вы знаете, если ты сидишь в окопе и думаешь о том, как ты будешь в комок собирать нервы и разрывать их, у тебя ничего не получится. Когда лезешь в гору, не нужно смотреть ни вниз, ни наверх. Нужно знать, куда поставить ногу, за что ухватиться. Поэтому для меня эта реакция — самая дорогая. Я очень счастлив, что мы, не думая об этом и не рассчитывая, просто делали свое дело. И в результате — такой эффект. Для меня это огромное счастье, этому зрителю — низкий поклон.

— Будете ли вы лично представлять свой фильм в российских городах, в других странах?

— Про другие страны пока не знаю, в других городах, если позовут, с удовольствием. Конечно, не очень просто — мне надо заканчивать вторую часть картины. Я хочу предупредить зрителей, особенно тех, у кого нервы собрались в комок, а потом разорвались: вторая часть будет легче, все-таки, ближе к Победе. Я очень надеюсь, что зрители, которые вышли ошеломленными, как мне говорили, придут посмотреть на вторую часть фильма и возрадуются, что победа пришла. Эту картину мы заканчивали временем тяжелым. Но, во-первых, мы сами знаем, что Победа была, а теперь мы увидим, как она придет.

— Какие мысли должны появиться у молодого, может быть, даже юного зрителя после просмотра?

— Очень простые: выйти из зала, вдохнуть воздуха, купить мороженого, прийти домой, позвонить родителям. Главное, чтоб они ощутили, какое счастье ,что можно делать эти простые действия, не думая о том, что через 10 секунд тебя могут убить, что у тебя в доме сидит человек, которого ты не знаешь, что в твоем холодильнике роется враг. У нас такое количество замусоренности в наших проблемах. Мы пестуем наши проблемы, лелеем их. Маленькие проблемки вырастают для нас в огромные, мы в них живем, копаемся. Мне хочется дать людям импульс: ребята, посмотрите на это! И все ваши проблемы исчезнут. Недаром до конца шестидесятых главным лозунгом было «лишь бы не было войны». И это была правда. Потом стали иронизировать, смеяться. Мне очень не хочется, чтобы — для того, чтобы мы поняли, что наши проблемы мелки — с нами случилось что-нибудь подобное. Поэтому давайте будем «товарищны». Не с точки зрения обращения «товарищ» — называть можно себя и господин, и дама. Наше товарищество — оно было в войне и оно в войне победило. Неужели нам нужна война, чтобы стать товарищами? Это внутреннее глобальное ощущение, которое хочется донести до зрителя. И еще хочется, чтобы они пошли за картиной — из этой части в следующую. После фильма «12» девочка — ей было 16 лет — написала мне: я набила рот поп-корном ,жевать начала на улице». Я очень хочу, чтобы так произошло и на этой картине. Правда, поп-корн придется держать долго — картина длиннее».