Лукашенко: в школе не должно быть перегрузок и стрессов

Современная школа должна формировать цельную, самостоятельную личность, научить детей добывать новые знания и применять их на практике, думать и отстаивать свою точку зрения, брать на себя ответственность за слова и собственные деяния, прививать трудолюбие, настойчивость в достижении целей, вырабатывать иммунитет против лени и дурных поступков. Об этом заявил 6 октября Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с финалистами республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года — 2009», сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.

Этот конкурс проводится в стране с 1991 года, а встреча Президента с его финалистами стала традиционной с 1995 года. Конкурс включает в себя 4 этапа, на каждом из которых определяется победитель. Первый этап проводится в учреждении образования, второй — на городском, районном уровне, третий — на областном (города Минска), четвертый — на республиканском. Из 10 тыс. педагогов, принявших участие в нынешнем конкурсе, к его заключительному этапу подошел 21 работник образования.

Как подчеркнул Президент, каждый из финалистов — уже победитель, неординарная личность, все искренне и самозабвенно влюблены в свой предмет, способны увлечь учеников и повести их за собой.

По мнению главы государства, этот смотр профессионального мастерства служит хорошим стимулом как для повышения квалификации педагогов, так и для широкого внедрения лучших методов работы в систему образования.

Президент с удовлетворением отметил, что среди финалистов конкурса «Учитель года — 2009» много тех, кто преподает в районных и даже в маленьких сельских школах. Конкурс дал возможность проявить себя молодому поколению педагогов-новаторов.

Александр Лукашенко считает, что современная школа должна зашагать в ногу со временем, соответствовать сегодняшним реалиям. Главная цель школы — дать детям такое образование, которое не станет для них мертвым и бесполезным грузом, уйти от академизма, сухой отвлеченности и схоластики. «Латинская пословица гласит, что учиться нужно не для школы, а для жизни», — отметил глава государства.

«Учителям нужно вести уроки, не ограничиваясь пересказами учебников или старых конспектов, а давать самый современный материал, чтобы не отстать от своих учеников, — сказал Президент. — Ведь сегодня школьники совсем другие, чем мы были когда-то. Более эрудированные, развитые или, как теперь говорят, очень продвинутые. Они запросто обращаются с компьютером и другой современной техникой, получая большие объемы информации не только из учебников».

Затронув тему школьных учебников, Президент сообщил, что в ближайшее время намерен проконтролировать, как выполнено его поручение по созданию хороших современных учебников. При этом, по мнению главы государства, школьный учебник — лишь основа, отправная точка для учителя. Хороший преподаватель всегда найдет, как доступно преподнести тот или иной материал.

Больше внимания в школе необходимо также уделять языковой и компьютерной подготовке. «Каждый выпускник должен уметь правильно говорить и писать на родном языке, свободно общаться хотя бы на одном из иностранных, использовать информационные технологии в учебе и повседневной жизни», — отметил Александр Лукашенко.

По мнению Президента, в современной школе должна царить такая атмосфера, чтобы дети учились с интересом и увлечением, без страха, перегрузок и стрессов. Кроме того, должно быть взаимопонимание между педагогами и учениками, однако не вседозволенность. Немаловажную роль в школьной жизни глава государства отводит спортивной составляющей.

Школа также должна способствовать налаживанию более тесного общения учеников с родителями. Особенно это касается сельской местности.

Александр Лукашенко поздравил всех участников конкурса и пожелал им быть добрым примером для своих воспитанников. «Долг учителя — неустанно двигаться вперед, иначе остановившегося непременно обгонит время», — заключил Президент.

Глава государства вручил победителю конкурса нынешнего года директору Ганцевичской средней школы №2, учителю биологии Юрию Андрейчику главный приз — «Хрустального журавля» и ключи от легкового автомобиля.

Затем глава государства и участники конкурса продолжили общение уже в неформальной обстановке. Президент предложил гостям высказать свои идеи и предложения о том, какой быть школе, а также оправдан ли переход Беларуси на 11-летнюю систему обучения.

Педагоги высказывали мнения, что большую роль в успешном овладении знаниями играют доверительные отношения между учителем и учеником. Важно также вовлечение детей в общественную жизнь. Что же касается нынешней системы обучения и отказа от профильных классов, то учителя считают, что существующие факультативы позволяют детям «добрать» необходимый объем знаний.

Особо была подчеркнута большая роль информационных технологий в образовательном процессе. Сегодня это — норма жизни для любой школы. При этом в подготовке учебных материалов с использованием мультимедиа активно привлекаются сами учащиеся, что расширяет возможности их творческой самореализации, усиливает интерес к предметам обучения.

Президент во время общения с педагогами напомнил: не стоит забывать о том, что школа должна давать не только знания, но и воспитывать детей. Глава государства выразил озабоченность тем, что нынешнему поколению школьников в известной степени недостает воспитанности в поведении. «Боюсь, что сегодня нет той приверженности труду, того уровня патриотизма и любви к родному куску земли, как когда-то, — сказал Президент. — Поэтому нам надо удержать наше общество в рамках приличия, разумных норм поведения. Ведь этого сейчас не хватает».

Александр Лукашенко также с сожалением констатировал, что в нынешней школе учитель уже не пользуется тем авторитетом перед учащимися, как было прежде. В какой-то мере здесь есть доля вины и самих педагогов, поскольку иногда они позволяют себе факты недопустимого поведения перед учениками. «Учитель через подачу знаний воспитывает ученика. И поведение учителя — это тоже воспитание ученика», — сказал глава государства.

В завершение встречи Президент еще раз подчеркнул, что от учителя зависит очень многое. Для того чтобы дети с удовольствием шли и в детсад, и в школу, педагог должен уметь увлечь ребенка, занять его, помочь прорасти скрытым в каждом зернам таланта.

Опыт же лучших педагогов страны обязательно будет востребован в масштабах республики. Они будут активно участвовать в процессе подготовки новых учебников, популяризовать современные и высокоэффективные образовательные технологии, проводить методические занятия со студентами педагогических вузов — будущими учителями.