Крах высшего образования глазами маркетолога

Средние вузы дают средним студентам среднее образование. Зачем?

В течение 400 лет высшее образование в США процветало. Гарвард в XVII веке приглашал Галилея читать лекции, а сейчас спортивное вузовское мероприятие с участием двух команд непрофессиональных спортсменов привлекает внимание миллионов зрителей. Время и деньги, потраченные на высшее образование, постоянно росли, как и его престиж.

Боюсь, что всему этому приходит конец. И вот на каком основании:

1. Большинство вузов устроены так, что дают средним студентам среднее по качеству образование.

Возьмите любой рекламный проспект любого учебного заведения. Сотрите все логотипы и карту. Сможете ли вы теперь понять, где какой? Да, есть несколько выдающихся образцов (St. Johns, Deep Springs или Full Sail), но они единичны. Остальные продвигаются на массовом рынке.

Задумайтесь на секунду и оцените результат такого подхода. Фокусируясь на объеме, одинаковости и попадании в рейтинги, вузы изменили свою миссию.

Эта тактика прекрасно работала в индустриальной экономике, где нужно было все больше и больше стандартизованных студентов, и на эти услуги был высокий спрос. Высокие зарплаты выпускников перевешивали то, что за обучение приходилось изрядно переплачивать. Однако…

2. Высшее образование стало дорожать быстрее, чем растут зарплаты.

В результате миллионы оказались в очень серьезном долгу, столь большом, что на его выплату потребуются десятилетия. Все больше людей понимают это – публику уже не обманешь. И это приводит к тому, что большая группа потенциальных студентов уже не может (и не хочет) поступить в «лучший» колледж из тех, что их примут.

3. Понятие «лучшего вуза» – под угрозой.

Почему вузы отправляют миллионы (!) идентичных спам-писем старшеклассникам? «Мы не берем денег за поступление! У нас одностраничная анкета! Заполняйте!» Тексты этих писем – самые слабые и безликие среди всех кампаний прямой рассылки. Зачем же они так делают? Главная причина: чтобы отказать как можно большему количеству кандидатов. Чем больше отказов – тем выше баллов они получают в US News и аналогичных рейтингах. Желание манипулировать рейтингами сохраняется: маркетологи вузов отчаянно дерутся за увеличение своей доли рынка. Зачем делать образование полезнее, если легко можно сделать, что оно будет просто казаться полезнее?

4. Связь между обычным вузовским дипломом и успешностью – под сомнением.

Вузы создавались не просто как продолжение средней школы с возможностью пьяных вечеринок. Однако многие из них стали именно такими. Статистика, которую я вижу, показывает, что диплом одного из знаменитых университетов – есть ли в нем футбольная команда или нет – не конвертируется в лучшие карьерные возможности, лучшие условия работы или более высокий уровень счастья.

5. Государственная аккредитация – не решение, а проблема.

Во многом все вышеописанные проблемы являются результатом единообразных программ аккредитации, которые навязывают вузам дорогостоящий и бессмысленный подход к образовательному процессу. В результате они штампуют юных профессоришек, вместо того чтобы строить атмосферу, рождающую лидеров и людей, умеющих решать проблемы. Подобно тому, как на фоне современных продуктов массового рынка происходит распад маркетинговых методов старой школы, мы еще увидим, как вузы старой школы испытывают проблемы при столкновении с массовым рынком дипломов.

До цифровой революции доступ к информации был проблемой. Размер библиотеки имел смысл, и одной из причин для поступления в университет был доступ к библиотеке. Сегодня такой доступ значит существенно меньше. Ценности, которые студенты получают в вузе, – это общение с умными людьми (обычно это преподаватели, которые действительно учат и действительно заботятся о процессе), а также внеклассная деятельность. Это и дает им развиваться в личном плане.

Разумно ли вузы тратят деньги на массовый маркетинг и увеличение своей пропускной способности? Дают ли они студентам возможность изменить свою жизнь или же только заботятся о позиции в рейтинге? Нужно ли Университету Нью-Йорка становиться таким огромным? Зачем?

Решения очевидны: есть сотни способов получить дешевое гуманитарное образование, которое открывает тебе доступ к миру, позволяет конструктивно пообщаться с интересными людьми и научиться что-то менять вокруг себя. Большинство таких способов, однако, не столь широко продвигается на рынке, а они при этом не предполагают, что нужно поступать в заведение с двухсотлетней историей и собственной спортивной командой по рестлингу. Академические отпуска, исследовательские интернатуры, собственный бизнес и социальные проекты – все это позволяет энергичному студенту узнать что-то новое.

Но этого еще не поняли родители-«несушки», кудахчущие вокруг своих детей-младшекурсников, вузы, работающие на массовом рынке, и традиционные работодатели. Все три группы, впрочем, постепенно просыпаются и начинают осознавать новые обстоятельства.