Как не дать власти отравить нас всех?

Вопрос мусора явно не является политическим, и уважающему себя неотроцкисту следовало бы с презрением отмахнуться от «обывательской» тематики, целиком сосредоточившись на классовой борьбе. Однако проблема мусора сегодня волнует москвичей куда больше, чем пролетарская солидарность — москвичей еще с булгаковских времен испортил «квартирный вопрос», а теперь эти бесценные московские квартиры могут стать коллективными душегубками. И тут уже не до заводов… То есть, простите, как раз до заводов, только мусоросжигательных.

В двух словах, проблема столичного мусора стала особенно острой, когда правительство Московской области решило, что им и своего дерьма хватает по нижнюю губу, и столичного им не надо. Формально, конечно, областное руководство имеет основания быть недовольным огромными терриконами из спрессованного мусора, выросшими на местах, отведенных под полигоны для бытовых отходов. По себе скажу: аккурат на том месте, где я в детстве собирал отличнейшие боровики, сейчас возвышается гора, рядом с которой пирамиды в Гизе выглядят совсем не впечатляюще.

Понятно, что жить рядом с таким «чудом света» не очень приятно — воняет.

Однако кто сказал, что отходы мегаполиса нужно либо сваливать в вонючую кучу, либо сжигать — с получением столь же вонючего дыма?

Кстати, проблема собственно сажи и копоти от сжигания мусора еще не самая опасная — мало ли, тысячелетия люди топили в домах углем, дровами и кизяками, и ничего. Но вот побочные продукты сгорания, различные химические соединения и тяжелые металлы, которые при сгорании только улетучиваются, но потом неизбежно возвращаются на землю, куда как страшней.

Все видели президента Украины Ющенко? Официальная версия появление его впечатляющей внешности — отравление диоксинами. И именно диоксины будут образовываться в процессе сжигания московского мусора в количествах, которые впечатляют. Скажем, завод (один из десяти), который планируют построить у нас в Северном Тушино, расчитан на сжигание примерно 360 тысяч тонн мусора в год. Умножим на 10, поделим на 10 миллионов москвичей и получим… Да, получим целый город «шреков». Возможно, не все приобретут такую же впечатляющую внешность, как герой популярного мультфильма или украинский президент, но удар по внутренним органам гарантирован каждому — кстати, и президенту, и премьеру, и губернатору Подмосковья, и даже будущему владельцу мусоросжигательных заводов.

Собственность на «коллективную душегубку» — это, кстати, вопрос особый. Согласно постановлению правительства Москвы, заводы будут построены городом, на городской территории, но через некоторое количество лет успешной работы… приватизированы!

Я напомню: единственная в истории забастовка ассенизаторов в Париже продолжалась всего 1 день, после чего власти пошли на все уступки. Примерно то же самое произошло не так давно в Неаполе, где город сначала завалили мусором по вторые этажи, после чего горожане и городские власти были уже согласны на всё.

Теперь представим, что некий монополист, скажем, фирма «Московское дерьмо», владеющая всеми мусоросжигательными заводами, захочет поднять расценки? И город будет платить столько, сколько скажет фирма «Московское дерьмо». Тем более, что нынешние городские власти наверняка проведут приватизацию мусорных объектов так, что контроль за ситуацией останется у одной и той же правящей сейчас группировки.

Это не говоря о том, что заплачено за приватизацию будет наверняка по весьма привлекательной схеме. Сами себе продадут, в общем…

Нельзя сказать, что общественность молчит. Еще как не молчит! Вопит просто.

Но в том-то и дело, что вопли общественности в существующей политической и управленческой системе являются необходимым фоном для проведения тех самых действий, против которых общественность вопит. Смотрите, мол, какая у нас демократия! Они — вопят, мы — делаем!

Среди борцов со сжиганием мусора уже отметились Гринпис, «Яблоко» и, чуть с опозданием — городская организация КПРФ. Скажем, коммунисты в Северо-Западном округе создали непартийный Координационный совет по проблеме, куда, превозмогая брезгливость по отношению к товарищу Зюганову, вошел и я — дело-то общее, тем более, что сам Зюганов на мусор не разменивается, действует глобально. А товарищи в Координационном совете более чем достойные.

Вошел в Совет и стал думать очень грустные мысли.

Закон таков, что когда городские власти «сделают дело», например, когда уже начнут строительство заводов, поделать с этим в рамках существующего законодательства будет уже ничего невозможно. Тем более, понимая перспективу исков в столичных судах по делам, в которых явным образом заинтересовано городское руководство. Именно поэтому постановление о строительстве заводов выпустила исполнительная власть — без особого обсуждения, без парламентских процедур и тому подобного.

Фракция «Яблоко» в Мосгордуме, понимая это, внесла в столичный парламент разработанный совместно с Гринпис законопроект о внесении изменений в закон «Об отходах производства и потребления в городе Москве», согласно которому в Москве будет вводиться система раздельного сбор мусора. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе партии «Яблоко» 6 апреля, законопроектом предлагается запрет на сжигание и захоронение несортированных отходов, и вводится постепенный переход к сортировке мусора — от 15% в следующем 2010 году, до 50% к 2017 году.

Создание такой системы, по мнению авторов закона, позволит перенаправить потоки твердых коммунальных отходов от их захоронения и сжигания к целевой переработке на сортировочных комплексах, сохранить ценные вторичные ресурсы, сэкономить значительные бюджетные средства на строительство и содержание новых объектов мусоропереработки.

ИА REGNUM напомнило, что на днях мэр Москвы Юрий Лужков, выступая в программе «Лицом к городу» на канале ТВ-Центр, напротив, заявил, что мусоросжигательные заводы не представляют опасности для экологии города, и у Москвы нет иного выбора, кроме как утилизировать мусор, сжигая его на МСЗ.

Все это очень правильно, и фракция «Яблока» имеет возможность внести законопроект установленным порядком. Его поддержат коммунисты. Всего это 6 голосов из 35, а остальные принадлежат «Единой России». Итог прохождения законопроекта очевиден.

Однако исполнительная власть сама не стала проводить вопрос через МГД, понимая, что само обсуждение законопроекта вызовет «ненужное» обсуждение. Но это обсуждение — это даже не полдела, а едва ли не четверть.

Чем сейчас занимаются борцы с мусорными заводами? Они собирают пикеты и митинги, на которых агитирую граждан — хотя граждане и так против. Еще борцы собирают подписи под различными петициями — Грипис говорит, что набрали уже 100 тысяч. Около 6 тысяч собрали «Яблоки». Тысячи четыре собрали коммунисты. Даже депутат Мосгордумы единоросс Скобинов тоже собрал 8 тысяч подписей, хотя ясно, что проголосует так, как скажет Лужков.

Что же такое этот сбор подписей «в никуда»? Это настоящее гапонство и выдувание инициативы в свисток. Пока граждане подписываются неизвестно за что, городские власти начнут строительство — после чего подписями можно будет вытереть задницу нашей «системной» оппозиции. Благо отъели они ее в разных думах весьма обширную.

Так что, все зря?

Нет, конечно, если подходить к вопросы с умом и здравым смыслом, то все очень правильно. Но подписи надо собирать не просто так, а за проведение городского референдума. Тогда становится понятным, что делает оппозиция и как она собирается добиваться своей цели.

Порядок реализации инициативы жителей о проведении референдума определен Законом г. Москвы от 25 июня 1997 г. N 22 «О местном референдуме в городе Москве».

Статья 8 этого закона гласит, что «Каждый житель или группа жителей района, имеющие право на участие в референдуме в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, а также районное общественное объединение или районное отделение общероссийского, межрегионального, регионального (городского) общественного объединения, устав которого предусматривает участие в выборах органов власти и зарегистрирован соответственно Управлением юстиции города Москвы или Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за 6 месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума, либо орган территориального общественного самоуправления могут образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума (далее — инициативная группа). Инициативная группа обращается в районное Собрание с ходатайством о ее регистрации.
Районное Собрание поручает территориальной избирательной комиссии осуществление предусмотренных настоящим Законом действий по рассмотрению ходатайства инициативной группы, ее регистрации, работе с петиционными листами и представлению в районное Собрание решения о регистрации инициативы жителей о проведении референдума».

Собственно, для начала процедуры местного референдума все есть — в первую очередь общественно-политические структуры, готовые взять на себя эту работу: «Яблоко», КПРФ, Гринпис и др. Есть инициативные граждане.

Надо сказать, что первая история проведения «референдума снизу» в России начиналась также в Тушино, когда с инициативой выступили все тогда имевшиеся в наличии крупные политические силы оппозиции — КПРФ, НБП, «Родина», «Яблоко» прислало телеграмму с поддержкой инициативы. Происходило все в ДК «Красный Октябрь» на Вишневой улице. Опыт имеется, хотя и не совсем положительный — провести референдум всероссийского масштаба власти не дали.

Но в данном случае — всего лишь местный референдум. Отчего не попытаться пройти этот путь шаг за шагом, чтобы потом точно знать, куда он ведет? И все граждане, которые оставят подписи, тоже будут знать — что и зачем они подписывают. И если что-то не получится, то подписи граждан пустит на подтирку не оппозиция. а власть — именно она выразит пренебрежение к высшей форме народовластия, прописанной в Конституции РФ.

Причем совершенно не нужно проводить общегородской референдум. Закон требует довольно большого числа подписей — 10 процентов от проживающих в районе. Таким образом, лучше провести 10 референдумов в муниципальных районах по месту размещения будущих заводов — это, кстати, гораздо лучше мобилизует избирателей, избиратели района точно будут значть, где и что им будет дымить и отравлять.

Федеральные партии гораздо легче отмобилизуют своих сторонников в относительно небольших муниципальных районах. К тому же неуспех референдума в одном районе не отменяет успеха в другом. Это вполне рабочая схема. и ее нужно придерживаться — если, конечно, задача стоит в том, чтобы добиться своего и показать политическую силу. Если же нужно всего лишь повыпускать пар, то можно обойтись и имитационными акциями.

Есть еще один нюанс. Пункт 6 Статьи 4 закона о местном референдуме в Москве гласит: «Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ».

Это как минимум требует ясности в рядах самой оппозиции не только против чего боремся. но и какое позитивное решение мы видим. Мусор, в конце концов — это реальность.И с ним независимо от результатов референдума надо как-то поступать.

И тут есть несколько важных моментов.

Момент первый. Разве мы живем в конфедеративном государстве, где законы субъектов Российской Федерации, а также решения местных властей имеют приоритет над федеральными? Как следует из контекста всей «мусорной проблемы» под ней лежит нежелание областных властей получать «чужой» мусор. Хотя до возникновения этой проблемы Российская Федерация казалась единым государством, где права граждан были равными на всей территории, а не только в»своем» субъекте Федерации.

В Московской области уже давно функционируют мусорные полигоны, они уже давно отравили все вокруг себя, и почему не строить мусоросжигательные заводы на их месте? В конце концов, даже без «московского» мусора 7,5 миллионная Московская область зарастет по уши и своим дерьмом, если не начать переходить от свалок к переработке.

И тут следует разобраться, чего в конфликте Москвы и области больше — реального непонимания внутри местных властей или желания правительства Москвы построить городской монопольный мусороперерабатывающий комплекс целиком на «своей» территорией, чтобы никем не делиться доходами?

Ведь в целом понятно, что 10 мусоросжигающих заводов на территории 10-миллионного мегаполиса — это экологическое преступление. Кому же оно выгодно?

Скажем так, Россия очень велика, и часть наиболее вредного мусора (и не только московского, но и других городов-миллионников) следовало бы вывозить и перерабатывать вообще в регионах, где люди практически не живут. Это дороже, но это понятно гражданам — за что платим. Менее опасный мусор можно сжигать и в прилегающих областях, но никак не в черте города.

И, конечно, стоит вопрос о сортировке мусора. Вот завод по сортировке бытовых отходов строить в черте города, на окраине, можно и нужно — против этого как раз никто не выступает. Это необходимая мера, к тому же дополнительные рабочие места — правда, непонятно, почему из собственности города построенные на средства бюджета предприятия нужно передавать потом частным структурам?

Утилизация мусора в целом — это очень важная функция местных властей, и отдавать в частные руки руководство важнейшей составной частью этой функции — просто нелепо. Если частник хочет заняться этим выгодным делом — нечего строить монополию, надо предоставить ему возможность конкурировать с муниципальным заводом. Но пусть строит на свои средства. И незачем создавать на городские деньги монополию, которая потом станет грабить город. Мы уже проходили это с МГТС, с легкой руки Лужкова переданной в частные руки. Потом ведь сам «мэр в кепке» рвал на себе что там у него было рвать. Так зачем это нам? Непонятно…

Значит, надо выносить на референдум и вопрос собственности, скажем, «Готовы ли вы, чтобы в вашем районе работало МУНИЦИПАЛЬНОЕ предприятие по сортировке мусора?»

Вот так, только так и никак иначе. С позиций Здравого смысла.