Как нам облогородить Россию

Итак, уже более года Д.А. Медведев общается в формате видеоблогинга с авангардной частью населения РФ — блогерами рунета. Наиболее продвинутые из них даже заменили в своем лексиконе слово «президент» на «видеоблогер». А каковы же иные итоги такой коммуникации, помимо лингвистических, и каковы ее перспективы? Вот что говорит об этом сам Д.А. Медведев в своем блоге: «Системная работа с интернет-блогами продолжится… При этом значительная часть органов государственной власти, органов управления уже делают это, причем без какого-то специального указания из моей Администрации. Они уже к этому привыкли, и это хорошо. Руководители самых разных уровней, в том числе в регионах и, надеюсь, и в муниципалитетах, постепенно осознают, что они должны знать, что волнует людей, это им просто необходимо… Это, в конечном счете, залог повышения качества государственного управления в целом, которое становится гораздо более приближенным к нуждам граждан».

Так выглядит взаимодействие власти и блогосферы «сверху», с точки зрения высшего уровня государственного управления, в аспекте оптимизации управленческих решений. С точки же зрения основной массы блогеров, картина представляется несколько иной — по сути, комплементарной той, что изложена выше. На первый план при этом выходит отношение блогеров к самой системе управления, по сути — отношение общества к власти, и возможность с помощью блогосферы его несколько изменить, так сказать, «облОгородить». О психологических основах подобных социальных инноваций я уже рассказывал в недавно вышедшей книге «Психологический анализ поведения пользователей блогосферы», фрагменты которой ранее публиковались на Liberty.ru.

Речь идет по существу о том, как изменить отношение людей к власти — не к отдельным персонам, а ко всей системе государственного и муниципального управления, с которой граждане сталкиваются непосредственно. Так, чтобы изменить это отношение, не ожидая каких-либо существенных изменений в самой системе, ни модификации, ни даже «косметического ремонта», а лишь наладку системы коммуникаций. Или, как можно сказать, прибегая к IT-аналогиям, осуществляя не апгрейд системы, а лишь ее тонкую настройку. Выражаясь же языком психотерапии, обществу нужен рефрейминг системы отношений со властью.

И главным препятствием на пути к демонтажу, хотя бы частичному, существующего в массовом сознании барьера недоверия к системе власти, является на сегодня закрытость коммуникаций последней. Можно сказать, что в целом отсутствует реальная коммуникация общества и власти, существует лишь псевдокоммуникация.

Каким образом преодолеть этот разрыв между обществом и властью, эту пропасть непонимания? Начнем с элементарного: с популяризации работы органов власти. Власть становится ближе к народу, если становится для него понятнее. А для этого ее деятельность на уровне районном, муниципальном, региональном должна быть известна населению, в той части, в которой она затрагивает те простые повседневные интересы граждан, которые для них актуальны без всяких «агиток». При этом, однако, остается проблема: людей необходимо не просто формально проинформировать — а сделать это так, чтобы они адресованное им послание действительно восприняли. Чем больше вещают об этом официальные СМИ — тем меньше население принимает подобную информацию, вследствие выстраивания коммуникативных барьеров, материалом для которых служат привычные психологические защиты (вытеснение). А то и реагирует на пропаганду парадоксальным образом, прямо противоположным ожидаемому (негативизм, реактивное образование).

Для того чтобы преодолеть барьеры неприятия и непонимания, важно обратиться к адресату неформально, «по-человечески». Так, чтобы один человек через свой блог обратился к другому. Один человек — лицо официальное, представитель законодательной или исполнительной власти. Другой человек — лицо частное, неофициальное. В блогах они равны, их статус уравнивает виртуальная демократия. (По сравнению с реальной, она куда более достижима.) Права у них одинаковые, и обязанности — тоже, хотя и неформальные: по правилам неформального блогерского этикета, любой «гость», задавший автору блога корректный вопрос, имеет возможность получить на него ответ.

И эта обратная связь, даже будучи со стороны официальных лиц, выступающих в роли блогеров, формальной, ограниченной сухими рамками должностных инструкций, для блогеров-читателей становится неформальной, вследствие известного эффекта персонализации. Возникает некоторая общность, пусть виртуальная, но реально ощущаемая, ибо образуется она по «неписаным» психобиологическим законам, которым человек подчиняется беспрекословно, автоматически, неосознанно, даже не зная об их существовании (в отличие от юридических и иных законов, созданных в результате сознательной деятельности людей). А как же иначе? Ведь в основе возникновения подобной общности, подспудного чувства «Мы», лежат неподконтрольные сознанию механизмы социального инстинкта (бехтеревские «коллективные рефлексы»). На рациональном уровне такая общность оформляется в виде некоторой совместно разделяемой виртуальной идентичности: «Мы, блогеры». И этого уже достаточно для того, чтобы пробудились подсознательные механизмы переноса и проекции, связанные ассоциативно… с детско-родительскими отношениями. Какую роль при этом примеряет на себя пользователь блога, обращающийся к власти со своими конкретными проблемами, выступающий в роли просителя, и какой ролью он наделяет представителя власти, от которого зависит принятие долгожданного решения, представить нетрудно.

Впрочем, сознательно проситель об этом не задумывается, замечает же он в первую очередь изменение своего эмоционального настроя, уменьшение проявлений негативных эмоций. Соответственно может меняться и коммуникативная позиция, из агрессивной или пораженческой переходя в конструктивную. Человек просто-напросто обретает надежду быть выслушанным «по-человечески», довести свои просьбы и жалобы до «инстанций» с наглядной, прозрачной для него обратной связью. Вот для чего это и нужно населению, простым гражданам. И может помочь в определенных границах «канализировать» социально-психологическую напряженность, благодаря возможности для многих людей «выговориться» о наболевшем.

Кроме того, создание подобной системы коммуникации органов исполнительной и законодательной власти с населением способно пробудить у последнего интерес к работе органов власти. В представлении многих людей возникает персональная обратная связь с властью, психологически необходимая для того, чтобы они могли воспринимать власть в качестве «своей». Я говорю, конечно, не о лоббизме — а лишь о внутреннем, субъективном отношении к власти «простого человека». О том, что можно уменьшить хотя бы один из барьеров, разделяющих народ и его «слуг» — барьер психологический. И это, несомненно, пойдет на пользу и обществу, и самой власти.

Конечно, при обсуждении этой темы сегодня приходится говорить не столько о действительном, сколько о желаемом, которое пока еще существует главным образом в потенции, либо в виде единичных, поначалу робких ростков нового. Тем не менее, это не утопия, а некоторая разделяемая, коллективная реальность, не только виртуальная, но и социальная. Действительной же она может стать потому, что оказывается желаемой для большого числа людей, для российских блогеров. И будет становиться действительной тем в большей мере, чем больше будет в нее вливаться в роли блогеров представителей власти, как исполнительной (руководителей разного уровня, а также государственных служащих, непосредственно ведущих прием населения), так и законодательной (депутатов «партии власти»). Причем начиная с самых низовых уровней, которые «ближе к народу» и на которых именно и происходит для рядовых граждан массовая коммуникация с властью, связанная с решением их конкретных жизненных проблем.

Практически, для того, чтобы в широких масштабах внедрить на различных уровнях власти коммуникацию с населением в блогосфере, не хватает не столько «политической воли», или инициативы сверху — сколько непосредственной исполнительской инициативы снизу. По сути, всего-то и нужно, что организованным образом проводить краткий инструктаж государственных служащих и партийных активистов по созданию и ведению блогов, а также практические занятия по коммуникативной компетентности, по бесконфликтному общению в блогосфере (возможно, подготовить соответствующие инструктивные материалы). А в дальнейшем — практически поощрять внедрение соответствующих технологий для работы с населением.