Как губернаторы укрощают строптивых мэров

Главам регионов позволили инициировать отставку глав муниципальных образований. Прецедент создал в Перми Олег Чиркунов.

Губернатор Пермского края Олег Чиркунов первым из глав российских субъектов воспользовался поправками в закон о местном самоуправлении, которые разрешают руководителям региональной власти инициировать отставки мэров. «Под раздачу» попал мэр города Чайковского Юрий Востриков.

27 июля Чиркунов написал обращение к депутатам Чайковской городской думы с предложением отстранить мэра Чайковского от должности. И вот теперь гордепутаты поддержали инициативу губернатора большинством голосов. Одновременно решили, что выбирать себе нового будут 24 января 2010 года.

Впрочем, еще до депутатского голосования было понятно, что мэр Востриков обречен. По многочисленным жалобам жителей краевое агентство по строительству и ЖКХ и госинспекция вневедомственного контроля организовали проверку, в ходе которой выяснилось, что на территории 80-тысячного города более трех месяцев нет горячей воды: управляющие компании задолжали теплоснабжающим организациям 270 млн. рублей. Дальше – больше: оказалось, в Фонд содействия реформированию ЖКХ отправлялись заявки на получение финансовой поддержки за подписью Вострикова. По ним муниципалитету был выделен 761 млн. рублей на ремонт и переселение людей из ветхого жилья. Однако, как выяснилось, управляющие компании самих домов об этих заявках даже не знали…

Зачем понадобились «сильнодействующее средство» в руках губернаторов, рассуждает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

«СП»: – Алексей Алексеевич, смогут ли главы регионов теперь сводить счеты с неугодными мэрами?

– Конечно. Теперь губернаторы в рамках проектов «Единой России» по ведению особой партийной дисциплины в регионах могут действовать довольно радикально. И сводить счеты – личные или профессиональные – с мэрами городов. Мэры сегодня, скажем так, действуют на свой страх и риск, руководствуясь самыми разными мотивами. Это может быть и забота о населении, а могут быть злоупотребления.

Конечно, ситуация сложнее, чем можно себе представить. Мэры городов довольно успешно отбивают атаки глав регионов с помощью судебных инстанций, и иногда даже восстанавливаются на работе.

«СП»: – Зачем потребовалось «закручивать гайки»?

– Ситуация в регионах на данный момент, что называется, аховая. Президент и глава правительства ставят перед губернаторами вполне определенные задачи. Главы регионов пытаются привлечь специалистов для их выполнения в рамках целевых федеральных программ, в частности, по ЖКХ, строительству дорог. А местные власти, привыкшие «пилить» деньги и получать откаты, не заинтересованы в результативности этих самых программ, потому что есть очень мощная коррупционная составляющая. Они предлагают своих подрядчиков, которые благополучно проваливают работу. В результате оказывается, что выделенные деньги уже «ушли» в регионы, благополучно там поделены, и вернуть их оттуда нет никакой возможности.

«СП»: – Хотите сказать, теперь будет все не так?

– Глава государства поставил кадровые перспективы глав руководителей регионов в прямую зависимость от результативности выполнения федеральных целевых программ, дает губернаторам моральное право вовсю пользоваться пресловутым административным ресурсом. Что выражается в простом увольнении глав муниципалитетов, не справляющихся – по мнению губернатора – со своими обязанностями.

«СП»: – Но ведь тут раздолье для злоупотреблений…

– Конечно, какая-то доля нарушений, злоупотребления властью и сведения личных счетов, конечно, в этом процессе присутствует. Но губернаторы, действительно, поставлены в безвыходное положение. Насколько мне известно, управление кадров президента сейчас работает довольно плодотворно в направлении обоснования профнепригодности целого ряда региональных глав, и это плохой знак для регионов.

«СП»: – И губернаторы отыграются на муниципалах?

– Губернаторы и президенты национальных республик намерены интенсифицировать работу с главами муниципалитетов, с местными законодателями для того, чтобы федеральные деньги начали осваиваться в разы эффективнее, чем это делается сейчас. Насколько доводы глав регионов подействуют на муниципалов и местных законодателей, мы узнаем уже ближайшей осенью, когда будут подводиться первые итоги.

Как губернаторы укрощают строптивых мэров

Поправки к закону о местном самоуправлении, дающие право депутатам увольнять мэров, вступили в силу 24 мая и практически сразу были приведены в действие. Уже 1 июня в отставку депутатами горсовета был отправлен мэр Озерска (Челябинская область) Сергей Чернышев. Он оспорил увольнение в городском суде, сославшись на то, что решение было принято в его отсутствие и он не имел возможности выступить в свою защиту. Суд Озерска 16 июня вернул его на работу, а на днях Челябинский областной суд подтвердил решение городского суда.

Следом челябинский губернатор Петр Сумин нашел свой способ усилить контроль администрации области за мэрами, впервые воспользовавшись подписанным им в 2002 году постановлением «О представителе губернатора в муниципальных образованиях». Согласно постановлению, «спецпредставитель главы региона может быть назначен в целях обеспечения реализации губернатором своих полномочий, единства в деятельности органов исполнительной власти области и местного самоуправления». Губернатор назначил в Златоуст своего полпреда — руководителя аппарата администрации оперативного штаба регионального УФСБ Александра Караваева. Решение было принято из-за неудовлетворительной работы мэра города Дмитрия Мигашкина.

Решение о досрочной отставке мэра также принято в Суздале. Предложено уйти в отставку поступало и главе Петропавловска-Камчатского Владиславу Скворцову.