Инновационный распил или возрождение российской науки?

На сайте Министерства образования и науки опубликован список победителей открытого конкурса по отбору программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования

Почти 200 вузов России состязались за право получения государственого финансирования их инфраструктурных преобразования до 150 млн. руб. на три года. Как и положено, в списке победителей оказались элитные вузы страны вроде МГУ, ГУ-ВШЭ, ряд учебных заведений Северного Кавказа, несколько периферийных вузов. Полный перечень приведен на странице: http://mon.gov.ru Конечно, федеральные университеты и национальные исследовательские университеты и так получают финансирование …. отдельной строкой. Но, как говорится, хорошо, когда есть хлеб. Еще лучше — когда есть масло. Ну и совсем хорошо — когда поверх всего этого мажется черная игра. Можно только радоваться за успехи и достижения российской науки.

Если бы не одно но, а именно: механизмы подведения итогов и прозрачность результатов конкурса. Насчет последнего все очевидно — как такового конкурса на заключение государственного контракта (в сответствии с 94-ФЗ) не было. Победители получат свои средства по «бюджетной росписи». Механизмы отбора и выявления победителей остались скрытыми в недрах Минобрнауки. Оставим за скобками официальные документы — они отражают только итоговое положение дел, но не те кулуарные споры и интриги, которые велись вокруг лакомого пирога в 150 млн. Ровно насколько непрозрачны механизмы подведения итогов — ровно настолько туманны и механизмы контроля.

Бюджетные ассигнования на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений выделялись для финансирования следующих расходов (на основании Положений , утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. N 219):

а) на развитие объектов инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях (бизнес-инкубаторов, технопарков, технопарковых зон, инновационно-технологических центров, инжиниринговых центров, центров сертификации, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования, центров научно-технической информации, центров инновационного консалтинга и других объектов инновационной инфраструктуры) и их оснащение современным оборудованием, включая его техническую эксплуатацию, и программным обеспечением, необходимыми для внедрения результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям;

б) на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности образовательного учреждения и оценку результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям;

в) на реализацию и разработку целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, в том числе для студентов, аспирантов и молодых ученых, а также разработку учебно-методологического и научно-методического обеспечения для субъектов малого и среднего предпринимательства;

г) на стажировку и повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий в иностранных университетах, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру;

д) на консалтинговые услуги иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий, создание и развитие малых инновационных компаний, включая привлечение профессорско-преподавательского состава к нормативно-методическому и практическому обеспечению создания таких компаний.

Кто и как будет отслеждивать расходование этих средств?

1.) В случае с развитием инфраструктуры не возможно ли повторение «дела томографов», а именно: закупок техники по завышеным сметам?

2.) Не будут ли потрачены средства на бессмысленное изобретательство и прожектерство, оформление патентов на очередные «нанофильтры», или «изобретения» которые никому не нужны, кроме их авторов для того, чтобы украшать полку над камином в загородном особняке?

3.) Кто будет оценивать качество разработанных пособий и их инновационность. Не будут ли их разрабатывать студенты и аспиранты за жалкие тысячи, а остальные средства останутся на руках «вузовской бюрократии»?

4.) Не будут ли заграничные поездки и повышение квалификации еще одной формой «шоп-туров» или дополнительного досуга и отдыха для «вузовской бюрократии»?

5.) Не есть ли «консалтинговые услуги» — узаконненая форма «отката», когда консультантами к вузу приставляются «нужные» люди, известность которых сомнительна, а их инновационный настрой отсекается у кассы.

Вот такие вот опасения возникают вокруг такого безусловно нужного и полезного по идее дела, как поддержка российской вузовской науки. Монополизм в принятии решений, клановость, круговая порука и сговор являются основаниями для коррупции и неэффективного расходования средства.
Самое главное, чтобы в коня был корм! А не в отходы.