Инновации для России — новые дороги и защита от дураков

Не будем обманывать себя тем, что высокая смертность в автокатастрофах обусловлена «увеличением трафика из-за отпускного сезона». Если ежегодно на дорогах гибнет до 30 тысяч человек, если смерть в машинах встречает население немаленького города, дело совсем не в отпускном сезоне.

Когда-то татаро-монголы создали на Руси сеть дорог, поддерживавшихся в идеальном порядке. Они же заложили систему «ям» — станций на маршрутах. Именно через ямы организовывалось дорожное сообщение и после обретения нашей страной независимости от монгол. В Великом княжестве ямской приказ упоминается с 1516 года. В Российской Империи этот приказ был переименован в ямскую канцелярию в 1723 году. А столетие спустя Карамзин скажет свою крылатую фразу «В России две беды — дураки и дороги». Грустно осознавать, что с тех пор ситуация только ухудшилась. Причем по обоим, как принято в чиновной среде говорить, «направлениям».

Дороги

Впрочем, поговорка о двух бедах России подходит как нельзя лучше к рассматриваемой теме. Действительно, аварии во многом обусловлены крайне неудовлетворительным состоянием дорожной инфраструктуры, а также абсолютным неуважением участников дорожного движения к коллегам, пешеходам и даже к самим себе.

Посмотрим на ситуацию подробнее. Двухполосное движение в одну сторону — большая редкость для провинциальных трасс. Чаще всего движение осуществляется по одной полосе, а значит, любой обгон выбрасывает водителя на «встречку». По этой же причине, усугубляемой тотальной нехваткой средств, за исключением столицы и нескольких «вип-отрезков», дороги не оборудованы разделительными бордюрами. Иногда разделительная полоса (особенно на автострадах) бывает широкой, и это дает возможность снизить аварийность. Но чаще всего полосы встречного движения разделяет лишь разметка.

Качество дорог: Те, кто отъедет от столицы на 100 километров, а от города-миллионника на 50 километров, смогут убедиться, что нормальная езда по таким дорогам возможна, по-хорошему, только на тракторе или на танке. Колдобины, стертый асфальт, трещины, перепады — все это считается нормой.

Не знаю, имеет ли смысл после всего сказанного сетовать на отсутствие в России велосипедных дорожек и пешеходных тротуаров? Ведь, порой сам термин «дорога» является условным. Когда наступает осень, в некоторых регионах страны дороги пропадают вовсе, и машины едут (а чаще застревают) в волнах грязи и глины. Таковы, например, якутские трассы. Фактически осенью автодорожная связь между центром страны и Дальним Востоком прерывается по банальной причине: не проехать.

Впрочем, дороги все же не первичны. Главная проблема, конечно же, дураки.

Дураки

Начнем с главного. Никто не знает, сколько владельцев автомобилей попросту купили свои права. Известно, что их число крайне велико, но точный ответ дать никто не сможет. Когда милиционер продает водителю корочку, а водитель ее покупает, кто в этой коррупционной сделке является дураком? По-моему, оба. Хотя, глупость псевдоводителя превышает все возможные пределы и становится в один ряд с преступлением. Ведь, купивший права, не знающий ПДД, не умеющий водить человек опасен не только для себя, а в первую очередь, для других участников движения. В случае, если такой водитель совершает аварию, очевидно, что милиционер, продавший ему права, становится его соучастником.

Практика покупки прав в крупных городах, таких как Москва и Петербург, а также в национальных республиках в последнее время становится повсеместной. Действительно, за прошедшие годы взятки выросли в разы, а стоимость получения прав на коррупционной основе сохранилась и составляет сейчас все те же 300-500 долларов, что и 10 лет назад. Кто будет сдавать на права, зубрить и учиться водить авто, если можно сунуть зеленые бумажки в зубы продажному милиционеру? Понятное дело, что большинство пойдет по пути, на который их подталкивают сами коррупционеры, заваливая тех, кто отваживается сдавать самостоятельно.

Торговля водительскими правами приводит к отсутствию элементарных навыков вождения, незнанию ПДД. Большая часть аварий совершается как раз такими вот новичками, которым папа, мама, муж или любовник купили автомобили и дали деньги на права. Если в случае с мужем или любовником можно подозревать, что они, таким макаром пытаются избавиться от благоверной или спутницы, то поведение родителей, делающих такой подарок, объясняется только и исключительно отсутствием мозга. Молодые люди до 25 лет входят в группу риска. Психически неустойчивые, малоопытные, склонные к позерству, а главное, не обладающие ни навыками вождения, ни знаниями правил, такие люди представляют собой главную угрозу на дорогах.

Следующая, ничуть не меньшая угроза — пьяные на дорогах. Нередко происходит умножение «бед», когда молодежь, разгоряченная алкоголем или одурманенная наркотиками, садится за руль. Пьянство за рулем в России до сих пор не рассматривается всерьез как нечто преступное, хотя очевидно, что выпивший человек на дороге является потенциальным убийцей. Многие люди позволяют себе пропустить стаканчик и нажать на газ, ничего не видя здесь криминального. Да, порой (вечерами пятницы и субботы, перед праздниками и после них) милиционеры останавливают каждую вторую машину и заставляют водителя «дышать в трубочку». Да, сейчас за пьянство отбирают права. И откупиться сейчас трудно, хотя такса известна (от 1000 долларов). Но что мешает такому «горе-водителю» потом ездить вовсе без прав? Страх потерять права пока не останавливает многих водителей.

Наконец, когда мы говорим о пьянстве за рулем и борьбе с ним, мы, чаще всего, имеем в виду опыт Москвы. А он совершенно не применим в глубокой провинции. Да что далеко ходить — москвичи, выезжающие на дачу, частенько ездят «догоняться» пьяными, ничуть не рассматривают это как проступок и ничего не боятся. В деревнях же такой «проблемы» как лишение прав за езду в пьяном виде вовсе не стоит. Так что не будем обольщаться — если в столице худо-бедно с этим злом борются, то в провинции пьянство на дорогах никак не наказуемо.

Сильные мира сего

Итак, дураки и дороги. Дураки на дорогах. Но к ним еще примыкает третья беда, которую нельзя не выделить — то, что законы в России писаны «не для всех». Сколько раз мы все были свидетелями, как разнообразные «членовозы» грубо нарушают правила дорожного движения? Сколько раз машины с мигалками вылетали на наших глазах на встречные полосы и сгоняли с них водителей, чтобы проехать самим? Сколько раз милицейские, ФСБ-шные, прокурорские и прочие авто разворачивались через две сплошных, проезжали без включенных проблесковых на красный свет, сколько раз подрезали?

Когда вы видите, что целая свора важных товарищей отнюдь не собирается соблюдать правила движения, то остальные водители вполне справедливо рассуждают: а почему мы обязаны делать это? Надо ли спорить с тем, что у нас автолюбители, водители en masse «расхлябанные и разболтанные»? Пожалуй, нет. Но у них ведь перед глазами пример расхлябанности и разболтанности — сильные мира сего, которые ездят так, как им хочется, и никакие правила для них как не писаны.

Более того, если даже вдруг по вине такого «членовоза» произошла авария, водителя всячески попытаются «отмазать». Автолюбители знают, что первым делом, попавшие в аварию водители «вип-авто» бросаются не на помощь потерпевшим, а: отвинчивать номера на собственных авто. Ну а дальше — дело техники. Глядишь, и виноватым выйдет «простой водила».

На днях на форуме «Право Руля» появилась аудиозапись, в которой прокурорский работник Андрей Яковлев угрожает водителю, в машину которого он врезался, подбросить патроны, наркотики и посадить в тюрьму. Логика действий «оборотня в погонах» проста — либо ты признаешь, что виноват в аварии, либо я тебя, используя свои связи, сгною за решеткой. Самое интересное в этой истории — то, что до сих пор неизвестно, ни в какой прокуратуре служит этот псевдоправоохрнаитель, ни что его начальство хоть как-то озаботилось честью мундира, которую этот Яковлев опозорил. А ведь запись стала хитом на Рутюбе — ее прослушали более 120 тысяч человек, а с информацией на форуме ознакомилось более 100 тысяч человек.

Этот случай не единичен — сильные мира сего присваивают себе право оставаться безнаказанными при нарушении ПДД, что ведет к общему презрению к правилам дорожного движения. На днях президента одной из латиноамериканских стран оштрафовал патруль за нарушение ПДД. Представьте себе теперь, что сотрудник ГИБДД посмеет остановить какого-нибудь средней руки полковника какой-нибудь силовой структуры? Что он услышит? Да те же самые угрозы «сгною» и «закопаю».

Итак, проблемы понятны. Можно ли что-нибудь поделать с ними? Полагаю, что да.

Резюмируем

По порядку. Сначала о дорогах. Россия ежегодно лишается 30 тысяч человек в авариях и катастрофах. Сколько стоит жизнь человека? Понятно, что она бесценна, но государственная машина оперирует точными цифрами. Так вот, не жизнь, а смерть человека «стоит» более 135 тысяч рублей плюс 25 тысяч рублей на погребение. Такова сумма страховой выплаты родственникам в случае смерти в аварии потерпевшего. То есть, гибель одного человека наносит моментальный ущерб экономике страны на 160 тысяч рублей. Это довольно большая сумма. А если ее умножить на 30 тысяч погибших на дороге? 4800000000 рублей. Прописью: Четыре миллиарда восемьсот миллионов рублей. Это только моментальный ущерб, не учитывающий долгосрочных потерь, которые выше на порядки. Таким образом, вопрос вложений в дорожную инфраструктуру безопасности разрешается просто — дешевле вкладывать, чем складировать трупы.

Каковыми должны быть условия для безопасной дороги? Для начала немного ликбеза: в России менее 50 тысяч километров дорог относится к федеральным трассам, финансируемым из госбюджета. Около 550 тысяч километров — региональные трассы. Еще 400 тысяч км — местные дороги. Развитие одной федеральной трассы влечет за собой ускоренный рост экономики региона. Например, обустройство Киевского шоссе привело к расцвету экономики Калужской области. Таким образом, инвестиции в дороги — это инвестиции в экономику региона, на которой они пролегают.

Критерии безопасности для дорог давно и не мной придуманы. Минимум две полосы в каждую сторону на федеральных и региональных трассах, с обязательными ограждениями, с пешеходным тротуаром, правильной разметкой. Оптимально — на всех федеральных трассах установить разделительный барьер. Да, это очень дорого. Но мы выше уже сказали, что жизнь — дороже.

Стандартизировав требования к трассам, приняв соответствующую государственную программу, собрав трудовую армию безработных граждан России (не будем забывать, что у нас кризис), мы можем разом достичь решения нескольких задач. Инвестиции в инфраструктуру позволят повысить мобильность населения, улучшить логистику, сделать более привлекательным внутренний туризм. Подобные дороги способны существенно улучшить инфраструктуру страны, сделать Россию центром автодорожного трафика.

Это традиционный путь решения проблемы автодвижения. Он, конечно, ничего общего не имеет с инновациями, но в краткосрочной перспективе позволит решить ряд проблем, которые стоят сейчас особенно остро. Об инновационном подходе я немного поговорю в самом конце статьи. А пока будем считать, что с дорогами разобрались.

С дураками, конечно, сложнее. Например, как можно бороться с куплей-продажей прав? Усилением антикоррупционной борьбы? Полноте, не смешите. Повышением стоимости обучения в автошколах? Это приведет только к росту взяток на экзаменах.

Есть два варианта решения вопроса. Оба они подразумевают ответственность экзаменатора. Первый — передать права на прием экзаменов частным структурам, параллельно обязав этих частников вносить определенную и немаленькую сумму в страховой фонд. За счет этих взносов будет выплачиваться дополнительная компенсация пострадавшим от аварий, совершенных по вине выпускников этой коммерческой структуры. Также обязательное условие — в случае, если, допустим, число аварий с участием выпускников такого центра превысит 10 000 для столицы и 5 000 для региона, центр расформируется, а его директор лишается права занимать руководящие посты в банковых и страховых учреждениях, а также организациях, имеющих отношение к аттестации. Второй вариант схож с первым и отличается только тем, что право на прием экзаменов остается за сотрудниками ГИБДД. Только ответственность наступает здесь для приемной группы, а затем и для начальника отделения ГИБДД.

Решение проблемы пьянства за рулем требует проведения комплексной работы. Во-первых, состояние опьянения должно рассматриваться как отягчающее обстоятельство. Во-вторых, надо еще больше поднять штрафы за вождение в пьяном виде, предусмотреть возможность пожизненного лишения прав за это нарушение, а также конфискации автомобиля. Наконец, практику жесткой борьбы с пьянством на дорогах надо распространить за пределы МКАД и городов-миллионников.

Впрочем, все эти меры будут бесполезны, пока власть имущие, люди в погонах, а также «богатенькие буратины» смогут пользоваться альтернативными правами на дороге. Все эти меры будут бесполезны, пока милиционеры будут закрывать глаза на очевидные нарушения ПДД, такие как езда по тротуару. Все эти меры будут бесполезны, пока не будет обеспечено абсолютное и неукоснительное применение закона со стороны сотрудников ГИБДД ко всем нарушителям во всех случаях нарушения.

Все сказанное выше, в принципе, известно. Я не открываю Америк, я не предлагаю революций. Проблема в другом. Россия — страна городов, но так получилось, что наши города не приспособлены для такого количества машин. Всего в нашей стране зарегистрировано более 30 млн. легковых автомобилей. На 1000 человек приходится 307 автолюбителей. Крупные города переполнены машинами. Особенно это касается Москвы. Скоро ее догонит и Петербург. Грубо говоря, через пять-шесть лет Москва встанет.

Готовы ли мы разработать новую стратегию автодвижения? Готовы ли мы разработать новую стратегию дорожного строительства? Готовы ли мы, когда дорожный коллапс станет реальностью, отказаться от личного автомобиля в пользу общественного транспорта? Вот вопросы, которые нужно решать прямо сейчас. Именно сейчас мы можем заложить идеологию новых российских дорог, которые не будут проблемой, и предусмотреть защиту от дурака! Это и есть путь инноваций.