Губернаторы не платят посредникам

Разделение на «сайты для людей» и «сайты для машин» живет и побеждает, особенно там, где «люди» — это те, кто должен вынести решение, судьбоносное и непонятное по механизму принятия

В конце этой недели ожидаются два больших события региональной жизни. Во-первых, Дмитрий Медведев должен выбрать свердловского губернатора из списка трех кандидатур, представленных ему «Единой Россией» (там значатся давно действующий губернатор Эдуард Россель, глава областного правительства и экс-свердловчанин, давно работающий в структурах федерального правительства). Во-вторых, «единороссы» должны вручить Медведеву списки своих кандидатов в губернаторы Астраханской и Курганской областей. Местные расклады во всех трех регионах скучны. Даже если губернатор сменится, никаких революций не произойдет: для этого нужен не просто новый руководитель, а амбициозная команда, готовая выдвинуться во власть вслед за ним, но таковой ни в одном из этих регионов не видно.

Гораздо интереснее другое: как технически, то есть какими средствами и за какие деньги, идет сегодня борьба за губернаторские посты, и кто на этой борьбе зарабатывает. Ничего не утверждая о трех только что упомянутых губерниях, просто поделюсь тем, что вынес из бесед с профессионалами регионального пиара и из собственных впечатлений от региональной жизни.

Когда в 2005 году прекратились всенародные выборы глав субъектов РФ, народ заговорил о грядущем административном рынке небывалых объемов. Регионы полнились слухами об уже едущих туда посредниках с большой грузоподъемностью, готовых везти чемоданы в самые высокие московские кабинеты. Век этих посредников оказался недолгим. То ли правда все они были ненастоящими, то ли реальная процедура назначения губернаторов стала столь сложной, что даже опытный лоббист не понимал, в каком месте на нее можно всерьез повлиять. Когда в процесс официально включилась еще и «Единая Россия» на правах партии, обладающей в местном парламенте большинством и предлагающей кандидатов, эта сложность только увеличилась. Сейчас ходоками в Москву интересуются в основном уже только маргинальные персонажи, готовые платить за то, чтобы «рассказали царю, что живет тут Петр Иванович Бобчинский». Приходилось слышать, например, об одном соискателе, программой-максимум у которого было получить письменное приглашение на «собеседование» на Старую площадь. Бедняга, видимо, уже воображал, как будет всем его показывать, и никак не верил, что такими ярлыками не торгуют.

А губернаторы и их реальные конкуренты, к удивлению многих, стали уделять много внимания СМИ. Работают с ними не напрямую, а через разные политтехнологические конторы, в основном столичные и известные большими связями. Тут надежда убить двух зайцев: а вдруг эти таинственные ребята не только помогут написать и опубликовать статьи, но и узнают где-то что-то важное про грядущее переназначение. Губернаторы, желающие выглядеть очень современно, ранее имели с такими центрами договора об «абонентском обслуживании», то есть москвичи готовили для губернатора ежемесячную аналитику по его региону, обзоры СМИ. С кризисом почти все такие долговременные договора прекратились. Но интерес к СМИ остался.

Выбор тем для статей довольно узкий и повторяющийся от губернатора к губернатору. Прежде всего, это должно быть про невероятно перспективные проекты, которые глава региона вот сейчас затеял, и потому убрать его — значит, обречь хорошие проекты на гибель. Опубликовать это стремятся исключительно в федеральных СМИ, желательно в таких, которые, как считается, попадают в мониторинги, изготавливаемые для высших чиновников. Судя по рассказам, суммы, выделяемые на подготовку таких материалов, на порядок меньше, чем бюджеты «настоящих» предвыборных кампаний до 2005 года. То есть никак не семизначные в у.е. Но желающих работать все равно много. Ведь в том самом переломном 2005 году акулы региональных выборов подались в основном в двух направлениях — на Украину и на выборы местного самоуправления. Но на Украине с тех пор подросло свое поколение политпиарщиков («настоящие» выборы начались там примерно тогда, когда в России их стали сворачивать), а малобюджетные и многотрудные местные выборы по душе оказались не многим. Так что, как ни крути, самым желанным заказчиком остался российский губернатор, пусть и не всенародно избираемый.

Противники губернатора в канун переназначения тоже очень интересуются федеральными СМИ, но у них запросы поскромнее. Им нужно «соорудить» скандал регионально масштаба, но ресурсов в самом регионе для этого чаще всего не хватает. Поэтому довольствуются мелочью, как сейчас по Екатеринбургу: пишут, например, как кто-то кого-то сдал милиции, потом, правда, выяснилось, что не сдал, но мораль та, что все аморальные участники этой истории жаждут переназначения Росселя. Подобные тексты чаще всего появляются в интернет-изданиях удивительного свойства: в них главная страница полупустая. Расчет, видимо, исключительно на попадание читателей на нужные материалы с поисковых машин. Включение в мониторинги таким изданиям не светит, а вот журналисты почитать могут — авось распространят дальше. Так что разделение на «сайты для людей» и «сайты для машин» живет и побеждает, особенно там, где «люди» — это те, кто должен вынести решение, судьбоносное и совершенно непонятное по механизму своего принятия.