Фурсенко: стандарты для средней и старшей школы нельзя разделять

Образовательный стандарт для старшей школы не стоит рассматривать в отрыве от стандарта основной школы, сказал во вторник на заседании Общественного совета Минобрнауки РФ министр образования и науки Андрей Фурсенко.

В 2011 году по новым федеральным образовательным стандартам (ФГОС) будут учить в начальной школе (первый-четвертый классы), в 2012 году планируется переход на новый стандарт основной школы (пятый-девятый классы), в 2013 году — старшей (10-11 классы). ФГОС старших классов станет обязательным для всех российских школ, предположительно, с 2020 года. Проект ФГОС был встречен неоднозначно и вызвал дискуссии. Многие из участников споров выразили опасение, что новые ФГОС оставят за бортом предметы, до сих пор входившие в обязательную школьную программу.

«Стандарт старшей школы стоит рассматривать только вместе со стандартом основной школы, потому что иначе это будет сигнал о том, что нужно учиться только два года, а остальное время — филонить. В средней школе детям должны быть даны базовые знания», — сообщил Фурсенко.

По его мнению, стандарты для старших классов заслуживают внимания и уважения. Министр также добавил, что он согласен со многими критическими замечаниями.

«Консенсуса в сфере образования не было, нет, и не будет никогда. С этим стоит согласиться, но в то же время выработать инструмент, который бы удовлетворил пожелания большинства», — сказал Фурсенко.

Обновленный текст проекта ФГОС для старшеклассников, первый вариант которого вызвал много споров и критики со стороны учительского и родительского сообщества, с учетом замечаний экспертов 15 февраля был размещен на сайте Минобрнауки РФ для широкого общественного обсуждения. По мнению экспертов, первоначальный текст стандарта написан сухим, профессиональным языком, из-за чего возникло недопонимание. Некоторые участники дискуссии пришли к выводу, что старшеклассники будут изучать в обязательном порядке только три-четыре предмета, а большая часть уроков станет платной.

Большинство участников Общественного совета поддержали идею профильного образования в старших классах. «Доминирование выбора — это важно. Но надо сделать все, чтобы ученики в подростковой школе были готовы к выбору», — сказал член Общественного совета Александр Адамский.

Автор критического письма о стандартах для старшеклассников, под которым подписалось более 20 тысяч учителей, родителей и экспертов, учитель школы №57 Сергей Волков, в свою очередь, предложил подготовить несколько вариантов стандартов. «Пускай обществу будет предложено 3-4 варианта стандарта, и пусть оно выбирает», — сказал он.

По мнению членов Общественного совета, в стандарт старшей школы стоит вернуть в качестве обязательных предметов историю, русский язык и литературу, а также математику. В целом же члены совета не рекомендовали министру образования в ближайшее время подписывать приказ о введении новых стандартов для старшеклассников.

Проект ФГОС для старшеклассников разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАН). Он кардинально меняет подход к обучению в старшей школе. Главный принцип — возможность выбирать, какие предметы ученик 10 и 11 класса будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие — более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень). Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета.

Разработчики ФГОС выделили шесть предметных групп. Первая группа — это русский язык и литература, а также родной язык и литература, вторая группа — иностранные языки, третья — математика и информатика, четвертая — общественные науки, пятая — естественные науки, шестая — искусство или предмет по выбору. В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик сможет выбрать один-два предмета.

Кроме того, есть три предмета, для которых вариации будут невозможны. Это курс «Россия в мире», ОБЖ и физкультура. Они будут обязательными для всех. Таким образом, число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с 16-21 до 9-10. У учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.