Финансовая достаточность и финансовая избыточность

В Советском государстве нас объединяли общие цели. У нас были идеалы. При равенстве возможностей можно было рассчитывать на справедливую оценку своих успехов, человек мог подняться, если имел способности и был целеустремлен, жизнь человека была превыше всего. Мы жили романтикой труда, увлечений спортом, литературой, искусством, фантазиями странствий в неизведанное, в свете любви и гордости за свою Родину. Тогда все было подчинено общественному, на этом строились идеология и отношения в обществе.

70 лет Советской власти воспитали наше мировоззрение, которое было принято всеми народами, населяющими нашу страну, и вырвать его из общей истории крайне сложно. Несколько поколений выросло в этой среде, сложилось представление о смысле жизни как о служении общегосударственным целям, общенародным идеалам. А все личное и связанное с ним было всегда вторично, на этом строилась наша жизнь и вера в будущее. Деньги, материальная сторона существовали как бы отдельно и никогда не были главными. Их не хватало, мы думали, как их заработать, а не сделать, но они не заслоняли радостей жизни. Работа была не вынужденной необходимостью, а потребностью.

Если бы человеку тогда предложили содержание вместо работы, мало бы кто согласился, т.к. работа была для нас возможностью выразить себя, показать, на что способен, это была связь с жизнью общества, поэтому стремились заслужить его уважение и признание. А сейчас предложи большое содержание – и можно купить человеческую сущность, его мечту, потому что большинство не чувствует своей необходимости обществу, людям.

Сегодня нет той атмосферы, когда из одаренных людей вырастают творцы в своем деле. Для этого необходимо единство целей, крепкая спайка, вера в свое государство, увлеченность и одержимость. Творцы поднимаются из недр народа, когда талант востребован и развивается до высочайшего уровня в науке, промышленности, культуре. В Советском Союзе ставились высокие цели, поэтому талант прорастал в созидательных делах: в авиации, судостроении, металлургии и т.д.

Академик РАН И.Д.Спасский, один из создателей атомных подводных лодок, хорошо об этом сказал: «Профессии делятся на созидательные – это инженеры, ученые, рабочие и т. п. и распределительные – экономисты, финансисты, юристы и т.д., которые тогда были на втором плане, а сейчас стали управлять созидателями». Ввалившись в рыночные отношения, поставив во главу угла наживу, мы встали не на путь обновления общества, исправления ошибок, а повернули вспять, в надежде жить на манер Запада. Мы как-то легко от себя отказались и стали перенимать чужое, не задумываясь о своих корнях, тем самым признали, что построить справедливое общество невозможно, но с этим нельзя согласиться.

К достижениям социализма необходимо было привить свободу предпринимательства, но с нравственными ограничениями, потому что низменное чрезвычайно активно в действиях использует фактор неожиданности, а у разумного много сдерживающих факторов, не посягнут ли твои действия на чьи-то интересы, не пострадает ли твоя репутация.

Самое горькое – люди веками мечтали о равенстве, братстве, справедливости и были готовы строить сказочную жизнь для всех, а теперь на руинах счастливой жизни, за которую столько отдано и выстрадано, попробуй повернуть людей вновь к светлому. В нынешних условиях уже не получится, только способны надрываться каждый для себя.

Потеряв идею социалистического пути, новой объединяющей идеи не нашли, она не может родиться у заблудившегося народа. Чтобы прийти к национальной идее, надо прежде разобраться, где мы оказались, определиться со своим местом в мире, тогда, возможно, найдем направление своего движения. Мы же продолжаем накапливать ошибки, и найти свой путь становится все труднее. Доверяемся тем, кто неизвестно как поднялся во власть, и, не имея авторитета в народе, утверждает, что знает, куда нас ведет. При этом свою цель они видят не в служении народу, а в собственном обогащении. Раньше делячество осуждали, теперь дельцы стали героями нашего времени. Их объединила наглость, готовность взять чужое, даже ценой преступления.

В обществе заработали силы, посягающие на общественное достояние. Доминировать стали те, кто не утвердился в профессии, авантюристы по натуре, они повернули сознание даже тех, кто нес ответственность за государственную собственность, которая была им доверена – директоров предприятий, институтов, совхозов и т. д.

Жажда обогащения, а не убеждения, стала управлять человеком. У новоявленной власти вместо прин­ципов оказались лозунги, которые она меняет, как окрас хамелеон, в зависимости от конъюнктуры и своей выгоды. Она неспособна на созидание. Не получится одной рукой загребать и наполнять свой карман, а другой что-то делать в интересах общества. Свою судьбу они не связывают с нашей страной, поэтому перекачивают в другие страны награбленное, перемещают туда своих близких, приобретают там собственность, организуют бизнес.

Вливая свои капиталы в экономики зарубежных стран, надеются на защиту себя и своего состояния, при этом, явно или нет, становятся проводниками чужой политики. К тому же цинично заявляют: хватит завидовать богатым, давайте работать и хорошо жить – это призыв тех, кто понимает работу не как труд, а как делание денег. Народ уже не верит, что честным трудом можно обеспечить свое благополучие, когда обогащаются те, кто имеет доступ к бюджету и национальным богатствам, а его толкают зарабатывать любым путем, отлучая от профессии.

В авторитарной советской системе мы хоть и были зависимы от чиновничьей бюрократии, но по отношению к стране, народу, жизни были едины в целях, а сейчас они разные. Тогда в обществе существовало понятие долга, был ли ты чиновником, учителем, врачом, рабочим, а сейчас, куда бы ни обратился, с тобой разговаривают с позиции одолжения. Сегодня власть паразитирует на нравственных ценностях народа, используя нас как статистов. Заслуги, звания для них ничего не стоят. Поэтому чиновник уважает не человека, а оценивает его влияние и финансовые возможности.

Это их ничтожество лезет из всех щелей – в словах, манере поведения, барстве, вальяжности, наглости, при этом они не прочь примазаться к славе тех, кто внес огромный вклад в процветание страны, нередко отождествляя себя с ее былыми достижениями.

В Советском Союзе экономика была соткана поколениями в крепкую материю, полотно которой в период так называемых демократических преобразований или, проще, капитализации страны разъели полчища моли – разнокалиберных дельцов, превратив его в рухлядь. Эти люди растащили крупные государственные предприятия на множество шкурных лавочек, торгующих металлом, станками, оборудованием, зданиями, землей, всем тем, что некогда составляло мощный организм, способный решать масштабные государственные проекты в машиностроении, авиации, ракетной технике, энергетике и т. д.

Казалось бы, предпринимательство должно было образовать свою ткань, укрепив государственную экономику, но это оказалось мифом, так как новая власть свое обогащение поставила выше долга служения интересам общества, поэтому, пользуясь чиновничьей корпоративной хваткой, в одночасье объявились промышленные магнаты, латифундисты, ставшие миллиардерами, хозяевами недр. В этот процесс втянулись армия, ФСБ, милиция, суды, все те, кто должен стоять на защите интересов государства, а значит народа.

Не обошло это науку, искусство, тех, кто приватизировал материальное, интеллектуальное наследие, проматывая его, разрушая сложившиеся школы, стиль творческой работы, разгоняя знающих дело, чтобы в окружении себе подобных устраниться от знающих им настоящую цену. Повсеместная ложь окутала страну, где чиновники, повязанные круговой порукой, гасят любое сопротивление, а глупость и ложь облекают в смысл.

Но верхушка, сидя на мешках с огромной общенародной собственностью, упиваясь властью, не знает, что делать со страной, кроме как обещать народу светлое будущее, при этом обливая грязью прошлое и пугая им, лицемерно изображая радетелей за народ и могучую Россию. Обогатившись, они показали пример другим и теперь уже те рвут в клочья все, что не успели взять до них. Они понимают, нутром чувствуют, что рано или поздно народ вытрясет из них то, что у него отобрали. Поэтому пытаются признать награбленное легитимной собственностью. Это стало основой политики тех, кто дорвался до власти на колдобинах псевдодемократии, и тех, кто их обслуживает.

Народ им не верит, а управлять страной, когда не верят, невозможно, поэтому они идут на всякие ухищрения, маскируя свою несостоятельность. Кому, спрашивается, нужны декларации о доходах, заверения о борьбе с коррупцией, если при годовом окладе президента в несколько миллионов рублей они располагают миллиардными в
дол­ларовом исчислении состояниями, когда почти каждый чиновник, депутат, министр и т.д., используя свое положение, занимается бизнесом. Вот почему в нашей мафиозной стране встают все новые и новые олигархи. Они – порождение страшной болезни: беспредела и безнаказанности. Но от расплаты перед своим народом и историей еще никому не удалось скрыться.

Выстраивая плотину своей недосягаемости для правосудия, они тем самым обрекли страну на еще больший застой, который уже проходили и из-за которого потеряли великое государство. Им следует понять, что все обвинения в адрес региональных лидеров касаются прежде всего их самих, только еще с большей ответственностью за судьбу России как монолитного государства. Цепляясь за власть, они обрастают балластом, как корабль ракушками, теряя устойчивость управления.

Поэтому, пока не поздно, им следовало бы, трезво оценив состояние дел в государстве – что нас ждет в перспективе, касается ли это экономики, армии, науки, нравственного, духовного и физического здоровья нации, – найти в себе мужество признать свою неспособность вывести страну из тупика, в котором оказались, и перейти от деклараций о демократии к свободе, избежав желания не считаться с волей народа. Поэтому, не дожидаясь отставки «в связи с утратой доверия», дать возможность людям выразить свое волеизъявление в истинно демократических выборах.

Примирить народ с новым устройством государства может только восстановление справедливости. Это должно стать стержнем обновленной политики, законодательства, развития экономики, а сверхприбыли олигархов должны работать на свою страну. Имущественная избыточность одних и нищета большинства раскололи общество, вызывая духовное неприятие власти, сопротивление ей. Восстановление доверия возможно только с повышением жизненного уровня каждого человека, а с ним благосостояния и всего общества.

Люди должны верить, что государство способно их защитить от преступности, грабежа, произвола чиновников. Развитие на уровне достаточности для всех – для этого у нашей огромной богатой страны есть все необходимое. Здесь можно вспомнить высказывание философа И.Л.Ильина: «Важно, чтобы полезный и продуктивный труд реально обогащал трудящегося, чтобы масса живо чувствовала поощряющее влияние частной соб­ственности, а также успешность и почетность честного труда».

Мы же превратили рыночные отношения не в бизнес, поднимающий экономику, а в безграничное стяжательство и обман, где понятие достаточности отсутствует. Задаешься вопросом, сколько человеку нужно для жизни, чтобы накормить семью, что-то оставить своим близким? В то же время и избыточность ограничивать, казалось бы, невозможно, потому что, по сути, это посягательство на свободу. Но где грань между экономической свободой и интересами большинства, когда избыток одних в сотни, тысячи раз превосходит доходы других.

Свобода – понятие широкое, она не может быть в идеале. Чтобы развивалось любое общество, люди должны подчиняться определенным нормам, законам, ими же ycтaнoвлeнными, когда во главу ставится жизнь человека, его духовные ценности, обеспечивающие развитие культуры, образования, а с ними и достойное существование. В духовном совершенствовании человека не может
быть ограничений – в этом его свобода, направленная на развитие интеллекта, души, сознания, совести, которой он себя поднимает до гармонии жизни, в ее красоте.

Но свободу поступков человека общество вынуждено ограничивать рамками своих интересов, которые предполагают согласие людей на взаимные ограничения. Вот почему капиталистическое общество, чтобы избежать взрыва от несправедливого распределения доходов, вынуждено было заимствовать у социализма все лучшее, чтобы сдерживать разрыв в возможностях людей, училось его регулировать. Понимая, если этого не делать, то нарастающее недовольство приведет к очередной революции, поэтому им пришлось идти навстречу интересам большинства людей.

Эти два слоя – правящий и народ – поняли: надо считаться друг с другом, чтобы избежать опасных для общества потрясений. Вот почему мир признал социалистический путь развития, за который отдали жизнь десятки миллионов людей, и по нему пошли во многих странах, создавая мостки, перемычки между разными слоями общества, для того, чтобы люди могли жить достойно.

Швеция, Финляндия, Норвегия трансформировали свое общественное устройство в социалистические формы, где пропасть между богатыми и простым народом стала заполняться социальными благами: доступным образованием, здравоохранением, жильем, пособиями и др. Хорошим примером служит Норвегия, где хозяином природных богатств является государство и каждый ее житель знает, чем больше в его стране добывается нефти, а цена выше на мировом рынке он, как и все, становится богаче, а не только те, кто владеет компаниями.

У нас это было, когда во главу жизни общества было поставлено благополучие человека и его развитие. Тогда для каждого жителя страны были созданы условия для получения бесплатного образования, узаконены права на жилье, лечение, отдых и, главное, на справедливость. Теперь же, казалось, все это тоже есть в Конституции РФ, но на практике извращено так, что воспользоваться своими правами простому человеку крайне трудно и требуют огромных затрат жизненных сил.

Тогда существовало множество общественных организаций и человек знал, куда обратиться за помощью, мог рассчитывать на поддержку, предъявлять свои требования. К сожалению, безграничное доверие к власти, безропотное ей подчинение, спокойный уклад жизни со временем сделали свое дело, они срослись с ней и превратились в ее надстройку. А те, кто был у власти, в стремлении как можно дольше сохранять свое положение обустраивали его привилегиями, старались передать своим близким, верным людям, что привело к расцвету коррупции, клановости, ощущению ими своей неприкасаемости.

От этого мы и развалились. В авторитарной однопартийной системе СССР не желали прислушиваться к оппозиции, не учились общаться с ней, ее отвергали, подавляли и даже уничтожали. Поэтому пар­тия обросла холуями, приспособленцами, разного рода беспринципными соглашателями. И, как только система зашаталась, они первые бросили ее и перешли в лагерь отъявленных демагогов демократического толка, под шум словесной канонады растаскивая общенародную собственность.

В результате мы оказались в грабительском капитализме, где алчность, жестокость, равнодушие стали нормой жизни, в то время как западные страны выстраивали механизм перекачки избыточности одних в достаточность для большинства, уравновешивая их совершенствованием законов и всей политикой государства. У нас же те, кто располагает баснословными финансами, полагает, что, если есть деньги или влияние, можно подкупить суд, если есть огромные деньги, значит, можно купить и власть. Еще в 1910 году президент США Теодор Рузвельт называл бизнес безответственной и антиобщественной силой, и, по его утверждению, «собственность каждого человека подчинена общему праву коллектива регулировать ее использование в той степени, в какой это может потребовать общественное благо».

Именно такое отношение к соб­ственности нашло отражение в Конституциях ряда стран с развитой социальной ориентацией рыночной экономики: Франции, Испании, Бразилии и др. Так, в Конституции ФРГ статья 14/2 гласит: «Собственность обязывает. Ее использование должно вместе с тем служить общественному благу», а не как у нас считают, что собственность – это исключительное право на ее владение, по принципу: что хочу, то и ворочу. В цивилизованных странах сумели выстроить систему судебной и законодательной власти как цитадель, перед которой все равны и наказание за преступление неизбежно.

Конечно, в США, Европе законы, правила прививались веками, и люди там научились выбирать тех, кому доверяют. А у нас в результате постоянных преобразований государства каждая приходящая власть сама себя формирует, переписывая Конституцию, подгоняя под себя законы. Поэтому мы все время отбрасываемся назад, теряя динамику движения вперед, тем более когда сегодняшние правители России оказались случайными людьми, вброшенными во власть на волне слома государства, не пройдя ступеней профессионального и общественного роста, и ценой их ошибок становится судьба страны, а мы заложниками их несостоятельности.

В Советском Союзе руководители всех рангов, поднимаясь вверх, проходили все ступени профессионального роста, набирались опыта, учились управлению, ответственности, становились государственниками не по должности, а по заслугам. Это была другая порода людей! Сегодня на их место, как на пьедестал, поднялись те, кто, растранжирив достижения народа, его богатства, обрушил авторитет страны и гордость за свою Родину.

Возник парадокс: те, кто создает общественное богатство, защищает страну, получают крохи по сравнению с людьми публичных профессий (певцы, спортсмены, политики, журналисты, актеры и т.п.). Их доход значительно превосходит заработок людей, вклад которых более значим для общества (ученых, рабочих, тружеников села, учителей, военных), притом в сотни, а то и более раз. Это неравенство разделило людей не по полезности их труда, а по умению делать деньги, привело к тому, что в жизни людей смыслом стал кошелек и собственные интересы, а не служение обществу.
Обогатившись, они создали для себя элитарные школы, колледжи, где за большие деньги можно любую посредственность вывести на определенный уровень, натаскать, дать кругозор. А способным людям из простой семьи трудно пробиться среди тех, кто вышел из привилегированной среды. Когда говорят, что рыночная экономика демократична, это намеренная ложь, потому что там, где финансовое неравенство – это то же самое, что физическое неравенство, где все, как в природе, зависит от силы.

Может ли быть равенство у льва с ланью? Нет, потому что там сильный всегда возьмет верх. Такое общество в основе жестоко. Разве справедливо, когда одним дается фора, а другие оказываются в заведомо невыигрышном положении. Им приходится пробиваться, подчас принося себя в жертву как личность, когда вынуждены ловчить, опускаясь до услужения, подстраиваться под тех, от кого зависят, чтобы пройти дистанцию с помощью их влияния.

Поэтому люди, в желании достичь многого, нередко встают на преступный путь, куда их толкает среда. Взять чужое – этот путь вечен, на нем легально процветает мир богатых. Или же путь титанического труда, растянутого во времени, где огромными усилиями люди с годами накапливая опыт, совершенствуя себя, поднимаются на высоту профессионального роста, недостижимую для тех, кто свое положение получил благодаря привилегированному положению. Много ли таких, способных пройти этой дорогой?

Желающих, может, и много, но дистанцию честного, совестливого труда выдерживают немногие. Такое общество, где подлость противостоит честной борьбе, оправдывая достижение цели любой ценой, отвратительно, так как разрушается его нравственное здоровье, когда дефект души без сострадания и совести становится нормой.

Растоптав свои традиции, мы растеряли культуру жизни, общения и уважение друг к другу, потеряли лицо нации. Хотя гордимся своим искусством, литературой, поэзией, театром.

Изменить положение нынешней власти не по силам, так как она сама является порождением созданной ею же мафии и популистскими призывами к борьбе с коррупцией пробует навести туман над всей системой власти, от федеральной до региональных и самых низших ее звеньев, чтобы оттянуть время, когда придется отвечать перед народом за все содеянное: разграбление общенародной собственности, унижение народа нищетой и бесправием, массовую гибель людей от болезней и безысходности, детскую беспризорность, наркоманию, потерю нравственных ориентиров, разрушение идеи сплоченности и единства народов многонациональной страны.

В какой нормальной стране додумались бы давать гарантии неприкасаемости президентам и их близким не только при жизни самого, но и после его смерти. Это стало возможно только в наше время, когда бывшие выкормыши авторитарной системы, теперь ряженные в тунику борцов за демократию, возвели культ личности государственников в культ личности поместных князей и правителей, а теперь этот статус вечно почитаемых спустился до регионов. Самое поразительное, что они не стесняются того, как воспринимает их собственный народ, не говоря о других странах.
Какое-то издевательски-наглое отношение к нам. Спрашивается, зачем честному, уважаемому человеку прикрываться подобными законами, навязывая свою волю своим приспешникам, если не боязнь ответственности за содеянное.

Вызывает удивление, почему главы государств, где главенствует закон, наблюдая все это, молчат. Видимо, потому, что их пугает сам факт развала такой огромной страны, как наша, и просчитать, что произойдет в мире, к каким катаклизмам и потрясениям это приведет в политике и экономике, они не готовы. Это цунами может разрушить их миропорядок и привести к непредсказуемым для всех по­след­ствиям.

Поэтому они вынуждены быть соглашателями с нашей властью, уповая на то, что время подскажет дальнейшие их действия, а пока ведут диалог с нами, не мешая саморазрушению, а чтобы не рухнули ненароком, подставляют подпорки, в виде всяких обещаний поддержки, предложений, напутствий, советов, при этом используя наши природные, интеллектуальные богатства, посягают и на жизненное пространство. Для них мы огромное казино, где можно, не задумываясь о наших законах, нормах цивилизованности, международном праве, вести себя, как им заблагорассудится, прибирая все, что плохо лежит, вступая в сделки с властью на всех ее уровнях.

Что же делать? Прежде всего понять каждому любящему свое Отечество, что он в ответе за тот беспредел, который творится в нашей стране, и никто не поможет нам, кроме нас самих. Нельзя ждать катастрофы – развала России, пора поднять голову от своих кормушек ради будущего своих детей, объединившись в общем протесте. Иначе, при всем желании быть оптимистом, не видно выхода, так как ничто не цементирует общество, интересы людей разведены, когда каждый сам за себя и сознание формируется, исходя из примитивного посыла выживания, а воля к сопротивлению парализована.

Поэтому на нынешнем пути в России возможны либо революционные потрясения, либо распад по территориально-национальному варианту. И что же, будем шарахаться из крайности в крайность? Дорога ли это? Да нет же, это неспособность идти вперед, убожество тех, кто в наш дом вносит раздор, захватив все информационные каналы, коверкает дух народа, его устои и традиции, искажая историю и достижения страны, развращая молодежь, тем самым подрывая основу существования Российского государства.

Казалось бы, почему я это пишу и зачем, когда столько потеряно, но нельзя даже в столь мрачном положении, как у нас, замыкаться, закрывать свою душу, надо рваться навстречу друг другу, разрывать кольцо отчуждения. Особенность нашего народа в том, что мы готовы идти на любые лишения и свершения, если верим власти. А так будем плясать под шум всеобщей говорильни о демократии, теряя свое исконное, самобытное лицо нации.

Так и хочется сказать словами М.А.Булгакова: «…При желании можно выклянчить все – деньги, славу, власть. Но только не Родину, господа. Особенно такую, как моя».

В.В. ЛЕБЕДЕВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза