Электронные дневники и российская действительность

Друг повел дочку в школу. Первый раз, первый класс. Друг недоволен. Недовольство вызвано тем, что в школе в этом году вводят электронные дневники. Чего, казалось бы, плохого? Выяснилось, что минусов масса. Но сначала вкратце предыстория и потенциальные достоинства инновации.

Мировой опыт внедрения электронных дневников и журналов исчисляется двумя десятками лет. При этом результаты были показаны в основном положительные. Цели при этом в каждой из стран ставились свои. В Великобритании, например, сражались с прогулами. В Индии снижали затраты. В Сингапуре бились за обязательное объяснение опозданий детей на занятия.

На первый взгляд, при реализации системы электронных дневников в России тоже превозносились вечные ценности и высокие стимулы:

— прогрессивность (идем в ногу с информационным обществом!),

— удобство (цифровая версия дневника комфортней для контроля, чем бумажный эквивалент),

— безопасность (в электронном дневнике «двойку» бритвенным лезвием и ластиком не сотрешь – как это делали мы),

— экономия (электронный дневник можно использовать годами, а бумажные эквиваленты покупаешь один за другим).

Но, как и любое благое начинание в нашей стране, электронный дневник напоролся на суровую российскую действительность.

1. Отсутствие мотивации. Что школярам, что – тем более – учителям провинциальным до прогресса, комфорта и безопасности дела нет. Ученики отбывают свой номер, чтобы дома не пороли, педагоги – свой, чтобы получать хоть какое-то вознаграждение за неоценимые труды.

2. Отсутствие специалистов-помощников. Первое время следить, чтобы эксплуатация дневников шла гладка, некому. Представитель компании-разработчика дал мастер-класс по использованию и смылся, оставив педагогический состав дивиться технократической диковине. И здесь мы переходим к пункту 3.

3. Отсутствие навыков взаимодействия с электронными носителями и вообще цифровыми устройствами. Мало у кого из учителей дома есть разогнанный компьютер, а им тут электронный дневник подсовывают. Да еще и денег за инновационность не прибавляют. Здесь можно вернуться к пункту 1.

4. Наличие хакерских навыков у детей. В начальных классах это может быть не слишком актуально, а начиная со средних – берегись! Школьники не без труда, но все же частенько умудряются взламывать мудреную систему электронного дневника и в рекордные сроки преображаться из унылых троечников в блестящих медалистов.

5. Несоответствие реальности. В двух словах, сложно вводить электронный дневник в школе, где к интернету подключен один на все здание дикий компьютер, да и тот по дайл-апу. Со стен слезает краска, в школьном дворе огромная воронка лужи, а на окнах первого этажа крепкие, ржавеющие решетки из арматуры – от ворюг. Какая уж тут цифровая революция…