«Экономику с потухшими глазами» спасет детский взгляд

Европейская экономика ожидает прихода мессии. Вернее, как уверяют в Старом Свете, он уже пришел — просто нужно дать «спасителю» подрасти. Лицо его чистое и одухотворенное — ведь речь идет о ребенке. Причем об одаренном. На последней конференции Европейского совета по высоким способностям, которая прошла в Париже, собралось около 300 делегатов из 47 государств мира: педагоги, психологи, социологи. Выяснилось, что сегодня отношение к умникам и умницам в Европе кардинально меняется. И не то чтобы кто-то прозрел, умиляясь детскими талантами. Нет, просто такова жесткая необходимость. «Одаренные дети перестроят нашу экономику» — под таким бодрым девизом в Дублине прошла конференция, на которой обсуждался вопрос о том, что могут дать вундеркинды «экономике с потухшими глазами». Иными словами, Европа ищет тех, кто будет зажигать в ближайшем десятилетии.

Не такие, как все

Больше, чем потухшая экономика, европейцев пугает затухающая демография. В Германии нынче один из самых низких уровней рождаемости в ЕС (8,3 на тысячу жителей), чуть выше в Великобритании (12,9) и во Франции (13). Если так дело пойдет и дальше, то скоро работать в Старом Свете будет некому. Но если количеством не взять, то, может быть, задуматься о качестве «демографического материала»? Цинично, но логично. Как правило, одаренных детей в популяции насчитывается всего ничего: от двух до семи процентов. Из родившихся в 2005 году юных немцев сейчас подрастает около 12 тысяч вундеркиндов, примерно столько же — в Англии, во Франции умников — около 15 тысяч. Эксперты проанализировали: если весь этот «золотой запас» выявить, сохранить и надлежащим образом воспитать, эти дети компенсируют количественную нехватку трудовых ресурсов. По-видимому, предполагается, что каждый из умников будет создавать интеллектуальный продукт, который сможет заменить чуть ли не дюжину среднестатистических работников.

Эти выводы показались настолько убедительными, что правительства европейских государств готовы инвестировать в создание специальных «теплиц» для талантов. И это совершенно новый тренд, даже революция! Скажем, для многих шведов прозвучало как гром среди ясного неба предложение министра образования страны Яна Бьерклунда о создании особых классов для учеников с высоким интеллектуальным уровнем. Выделять кого-либо и вообще как-то выделяться из массы при недавнем социал-демократическом правительстве считалось дурным тоном. В системе образования скандинавских стран господствовало так называемое Jante Law — неписаные правила, исключающие всяческую индивидуальность и чуть ли не предписывающие ходить строем. Теперь, если шведские законодатели поддержат инициативу министра образования, старшеклассники смогут отправиться в классы для одаренных с осени 2012 года. В Испании тоже приняли новую концепцию обучения юных интеллектуалов, разрешив им проходить школьный курс по индивидуальной программе. В Германии начинают открываться гимназии для одаренных. Например, в берлинской Anna-Lindh-Schulе уже учатся около 80 «надежд европейской экономики». Как попадают сюда дети? По-разному. Мама юного Михаэля не знала, в какую школу устроить своего необычного ребенка. Десятилетний мальчик играючи решал задачи и щелкал уравнения для 14-летних. Но преподаватели в обычной школе ничего не хотели об этом слышать, настаивая на том, чтобы юный математик переходил из класса в класс вместе с остальными сверстниками. Доводы о том, что ему скучно на уроках, на педагогов впечатления не производили. «Ненавижу школу. Мне одиноко и неинтересно. Хочу в университет», — жаловался Михаэль. И наконец оказался в гимназии. Здесь учат по особой программе. Наиболее подготовленные ученики формируют команду экспертов и раз в неделю сами читают лекции одноклассникам: кто-то силен в математике, кто-то готов рассуждать о ядерной физике или биологии на университетском уровне.

А в Чехии будущая интеллектуальная элита учится в пражской восьмилетней гимназии «Будянка». Недавно там побывали датчане — перенимали опыт. «Мы только собираемся ввести специальное обучение для одаренных детей, хотим понять, с чего начать», — объяснила «Итогам» Энн Кофод, преподаватель из датского Виборга. Условием поступления в «Будянку» становятся тесты на интеллект (IQ не ниже 130) и собеседование с психологом, который выясняет, какова мотивация студента (иначе учеников здесь не называют). «Мы стараемся пригласить к себе на работу преподавателей сразу после университета, причем отдаем предпочтение мужчинам, потому что учатся у нас в основном мальчики в возрасте от 13 до 19 лет, — рассказала «Итогам» Марсела Фатрова, завуч гимназии. — У нас договор о сотрудничестве с Карловым университетом. Если кто-то из наших студентов, скажем, вгрызается в физику, то он работает напрямую с преподавателями университета, может пользоваться их лабораториями и почувствовать себя членом научного сообщества». Выпускники гимназии стопроцентно поступают в лучшие университеты, в том числе Кембридж, Оксфорд, Гейдельберг. «Будянковцев» не надо мотивировать на успех — они им живут.

Одного таланта мало

Профессор Джоан Фриман, детский психолог из Лондона и основательница Европейского совета по высоким способностям, около 35 лет пыталась привлечь внимание к детям, выделяющимся из среды сверстников своими способностями. Но ее усилия стали восприниматься всерьез только последние пару лет. «До сих пор существует миф, что одаренный — это своего рода несчастный, неадекватный, — говорит Джоан «Итогам». — Мне пришлось долго убеждать общество, что одаренные дети нормальны, как и все остальные. И теперь правительство Великобритании думает, как отыскать звездочек в каждой школе. Детская одаренность — это потенциал, который позволит работать во взрослой жизни на очень высоком уровне. Но чтобы сделать доступными обществу эти скрытые ресурсы, одаренного ребенка надо заметить, помочь ему раскрыться».

Однако все не так просто. Американский профессор Джим Тейлор предупреждает: «Одаренность — вовсе не гарантия успеха. Это, конечно, похвально, что в Европе надеются на поколение талантов, но как бы не оказаться у разбитого корыта!» В один прекрасный день все одаренные достигают уровня, на котором появляется острая конкуренция. Например, после поступления в Гарвард или Оксфорд. Тут-то они и понимают, что врожденного таланта недостаточно. А привычки к тяжелой работе нет. «Только не думайте, что я против одаренности, — продолжает Джим Тейлор. — Просто мой совет родителям: уберите слова «одаренный» и «потенциал» из своего лексикона. Если нынешним одаренным удастся до конца реализовать себя, вот тогда общество действительно выиграет».

В России одаренные дети уже давно под пристальным вниманием, и с той же, что и у европейцев, целью — создать будущую интеллектуальную элиту страны. На основе федеральной целевой подпрограммы «Одаренные дети» во многих регионах России разработаны и утверждены программы работы с юными гениями. На все про все выделены немалые деньги — 1919,4 миллиона рублей. Так, к 2011 году в стране должна быть сформирована информационная база данных о юных гениях.

Когда сегодня делается ставка на одаренных индивидуумов, расчет предельно ясен. Завтрашней экономике нужны не столько новые рабочие руки, сколько новые рабочие места. Они явно возникнут не за счет расширения традиционных производств, а за счет создания принципиально новых бизнес-направлений. Проблема экономики не в кадрах, а прежде всего в отсутствии креатива — дефиците новых идей. Именно в этом — способности генерировать идеи, создавать новейший интеллектуальный продукт — и состоит главная фишка одаренности, на которую в ближайшем будущем спрос обострится. Самое главное, что происходит сейчас в мире, — это невероятные темпы прироста объема суммарных знаний человечества. Так, по данным ученых, в 70-е годы XX века объем знаний человечества увеличивался вдвое раз в десять лет. В 80-е — раз в пять лет. К концу 90-х годов объем знаний удваивался практически каждый год. Сегодня мы являемся свидетелями того, что ведущей отраслью экономики становится интеллектуальное производство. Его главными действующими лицами и предстоит стать умникам и умницам. Мысля нестандартно, они должны будут ломать стереотипы, превращая то, что казалось раньше, например, маргинальным, в устойчивый экономический тренд. На это действительно нужен особый талант.

Полезные советы «Золотой запас»

Определить, является ли ребенок одаренным, самим родителям непросто. Для этого необходимо участие специалиста. Нейропсихолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха советует родителям обратить внимание на некоторые критерии, по которым можно предположить, что в семье растет одаренный ребенок.

Высокая познавательная активность. Обычно одаренные дети от природы любопытны, постоянно стремятся к новым знаниям и по уровню эрудиции могут серьезно опережать своих сверстников. Стремление сконцентрироваться на каком-либо деле. Ребенок может часами решать задачи, изучать растения, читать книги. Это говорит о том, что он действительно увлечен предметом. Особенность детской психики такова, что им сложно долго фокусировать внимание на одном предмете. Хорошая память. Одаренные дети отличаются тем, что могут не просто механически запоминать информацию, а широко использовать полученные знания. У них хорошее абстрактное мышление, и они легко классифицируют и анализируют новую информацию. Раннее развитие. Одаренные дети могут раньше сверстников начать говорить, быстрее учатся читать и писать. У них хорошо развито воображение. Если в семье растет одаренный ребенок, ему обычно скоро становится неинтересно в обычной школе, ведь программу он осваивает быстрее одноклассников. В такой ситуации возникает вопрос, как учить ребенка. Есть несколько вариантов. Можно перевести ребенка в экстернат, чтобы он за год проходил программу нескольких классов и раньше окончил школу. До недавних пор это был самый распространенный способ решения проблемы обучения одаренных детей, но у него есть существенный минус. Ребенку психологически тяжело учиться в компании старшеклассников, и могут возникнуть проблемы с социальной адаптацией. Можно учить его по индивидуальной программе, но такая возможность есть далеко не во всех школах. Если ребенок интересуется какими-то определенными предметами, можно записать его, например, на курсы при институте или посещать дополнительные занятия с репетитором. А можно просто перевести ребенка в спецшколу для одаренных детей, правда, в России их пока еще единицы, или в школу с углубленным изучением интересующего его предмета.