Дорожный знак как символ произвола

Каждому активному автомобилисту хорошо известна такая ситуация. Типичная российская «двухполоска», на которой то яма, то канава, да притом семь загибов на версту. Посему приходится мучительно долго плестись за в караване за какой-нибудь фурой, тяжело груженым грузовиком или дохленьким «жигуленком» с дедушкой-дачником за рулем. Наконец, возникает прямой участок дороги с хорошей видимостью аж на несколько километров – очень удобное место для долгожданного обгона. И что же? Вопреки здравому смыслу именно в этом месте вывешен дорожный знак «обгон запрещен». Да так вывешен, что не сразу и заметишь. А там, в засаде уже прячутся хитрые «гаишники», которые прекрасно знают, на каких участках дороги у водителей лопается терпение или они проявят невнимательность.

Но речь сейчас не о «блюстителях порядка». Меня с давних пор волнует вопрос о том, кто и на каком основании распоряжается установить на дороге тот или иной знак или нанести определенную разметку. Тем более, что фактов очевидной несуразности в этом деле хоть пруд пруди. Последствия же подобного рода решений самые серьезные. И штрафуют людей, и прав лишают, не говоря уже об угрозе аварий там, где знаки выставлены неверно или вообще отсутствуют. В свое время начальник столичного ГИБДД сообщил мне, что по Москве не хватает около пяти тысяч знаков приоритета. Думаю, вы не удивитесь, если узнаете, что как раз такие перекрестки являют собой очаги повышенной аварийности.

Удивляет другое. В нашей стране отсутствует нормативный акт, определяющий основания и критерии установки дорожных знаков, а также органы и должностные лица, принимающие соответствующие решения. Существуют только ГОСТы, устанавливающие технические требования к изготовлению и размещению таких знаков. Кто же несет ответственность за сам факт появления или отсутствия важнейшего элемента регулирования дорожного движения, тайна сия велика есть.

Несколько лет назад мы в Движении автомобилистов России провели даже специальное расследование. Первоначальная версия состояла в том, что во всем виновато ГИБДД. Однако ее руководители доказали нам, что с ними установка знаков лишь согласуется. Принимается же решение в другом месте. Поиски ответственных в других местах (органах государственной власти, местного самоуправления и т.п.) очень напоминали знаменитую интермедию Аркадия Райкина о том, «кто сшил костюм». Все чиновники, к которым мы обращались, «стояли насмерть, как пуговицы» и с упорством, достойным лучшего применения, отводили от себя малейшие подозрения. Поэтому делайте со мною что хотите, но у меня нет ответа на вопрос, кто в нашей стране или в вашем городе отвечает за установку дорожных знаков и нанесение разметки. Еще раз подчеркну, что мы говорим не о технической, а об административной стороне проблемы.
Между тем при таком порядке (а точнее – полном беспорядке) становятся нелегитимными все действия по наказанию нарушителей требований дорожных знаков.

Конституция Российской Федерации прямо оговаривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании федерального закона. Однако не то что закона, но и даже подзаконного акта, устанавливающего юридические основания и процедуру ограничения прав участников дорожного движения с помощью соответствующих знаков, у нас не существует. Ситуация абсурдная, но вполне российская. В таких условиях никто не помешает прыткому сотруднику ГИБДД установить «нужный» знак в любом удобном месте и организовать для себя прекрасное «кормление». Тем более, что наши суды, за редчайшим исключением, никогда не входят в обсуждение вопроса, откуда появился дорожный знак, ставший источником водительских бед.

В какой-нибудь Европе аккуратные дорожные знаки и четкая разметка служат символами правового порядка и управленческой культуры. Мы же умудряемся даже эти необходимые вещи превратить в инструменты хаоса и произвола.