Что скрылось за кулисами скандала с Arctic Sea

Иран готов на все, ради заполучения противовоздушных комплексов, даже на подлый обман одного из немногих своих партнеров — России. По мнению израильского специалиста по Ближнему Востоку, этот обман сделал Россию главным партнером Израиля, оставив США за бортом.

Израильская пресса продолжает муссировать историю с исчезновением финского сухогруза Arctic Sea, зафрахтованного российской компанией и, если верить официальной версии Москвы, захваченного пиратами и освобожденного российскими ВМС. Газета «Едиот Ахронот» сообщает в четверг, 10 сентября, что в интервью ВВС источник, «приближенный к израильской разведке», подтвердил факт участия Израиля в этом инциденте. По словам источника, история с пиратским захватом судна была лишь прикрытием, а на самом деле Израиль предупредил Россию о находящихся на борту судна российских противовоздушных комплексах для Ирана и дал Москве возможность предотвратить эту поставку, не предавая ее огласке.

Напомним, несколькими днями ранее министр иностранных дел Сергей Лавров опроверг слухи о том, что на борту Arctic Sea находились ракетные комплексы С-300, предназначенные для Ирана. Он пообещал, что расследование обстоятельств исчезновения и обнаружения корабля будет открытым и прозрачным.

Между тем, глава кафедры Ближнего Востока в Межотраслевом центре Герцлии (в прошлом основатель арабского отдела армейской радиостанции «Галей ЦАХАЛ»), доктор Гай Бэхор, отмечает в публикации на сайте Gplanet, что история с Arctic Sea может свидетельствовать о, как никогда, близких отношениях Израиля и России. Автор анализирует происходящее в треугольнике Израиль-Россия-Иран, напряжение в котором, по его мнению, достигло высшей отметки. Этот материал заслуживает внимания не только потому, что Гай Бэхор является одним из ведущих израильских специалистов по ближневосточной проблематике, но еще и потому, что к его услугам в качестве консультанта нередко прибегают руководители оборонного ведомства и министерства иностранных дел (Авигдор Либерман встречался с ним уже после вступления в должность главы МИД). Выводы, которые делает Бэхор из истории Arctic Sea: Иран готов на все ради заполучения противовоздушных комплексов, даже на обман одного из немногих своих партнеров — России, так как израильская или американская атака ядерных объектов грозит режиму Ахмадинаджада потерей контроля в стране; иранцы в свое оправдание утверждают, что комплексы С-300 уже и так принадлежат им, поскольку такой контракт с Россией существует, но русские приостановили его реализацию (судя по всему, ввиду негласного соглашения с Израилем, в рамках которого последний отказался от продажи оружия Грузии), за что Тегеран очень зол на Москву; Израиль и Иран соревнуются за внимание России, поскольку Обама слаб и незаметен на международной арене; отношения между Израилем и Россией достигли апогея, между сторонами ведется негласная координация, есть тайные договоренности на уровне Переса, Нетаниягу, Путина и Медведева. По мнению Бэхора, «израильско-российские отношения, в частности благодаря Либерману, сегодня носят более интимный характер, чем отношения Израиля и США… И это должно обеспокоить администрацию Обамы».

Следующий вывод Бэхора: если слухи о передаче Израилем информации (насчет Arctic Sea) России верны, это еще раз доказывает, что «Моссад» — самая эффективная спецслужба в мире. Что касается России, то ее эта история, несомненно, ставит в неловкое положение, ведь передовые ракетные технологии пытались утащить прямо у нее из-под носа, отмечает израильский эксперт. По его мнению, русским необходимо провести «тщательную проверку своей оборонной системы, которая пребывает в раздробленном состоянии и в которой правят местные бароны и криминальные элементы».

Бэхор считает также, что россияне теперь должны быть очень разгневаны на иранцев за то, что их обманули, поставили в неловкое положение и украли у них передовые ракетные комплексы. «Если президент Перес действительно ездил в Россию по поводу обнаруженных ракет, значит, президент действует как супер премьер-министр по особым делам, задействуя свои международные связи в помощь Нетаниягу».

По мнению эксперта, самым неловким моментом всей этой истории является полное отсутствие международной координации: все стороны действовали сепаратно.

Как ранее сообщал портал IzRus, история с сухогрузом Arctic Sea началась с его пропажи 24 июля, в ходе транспортировки груза древесины из Финляндии в Алжир. Корабль был обнаружен при странных обстоятельствах 15 августа в Бискайском проливе, и на его борту находились 8 «пиратов».