Чиновников научат любить Родину

С 23 августа в России вступает в силу так называемый второй антимонопольный пакет законов. Это федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ» и закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных нарушениях и отдельные законодательные акты».

По словам руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Олега Коломийченко, это «эпохальное событие» в антимонопольной работе. Изменение законодательства несколько «облегчает жизнь» законопослушному бизнесу и «затрудняет» противоправному. Например, если прежде при сделках по слияниям и поглощениям на сумму с 3 млрд рублей требовалось одобрение ФАС, то теперь — с 7 млрд рублей. Также повышена планка по экономической концентрации, что избавляет бизнес от лишних согласований.

С другой стороны, отменяется 35-процентный порог при оценке доминирующего положения компании на рынке. «Теперь компания и с 20% рынка может быть признана злоупотребляющей доминирующим положением, при этом бремя доказательств лежит на нас», — пояснил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.

Но главный результат законодательных новаций — усиление полномочий ФАС. А главный смысл второго антимонопольного пакета — «предусмотреть реальное наказание для государственных чиновников, которые препятствуют свободному предпринимательству», пояснил глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев. Иначе говоря, законодательные инициативы имеют явную антикоррупционную направленность, поскольку в России монопольное положение в той или иной сфере без «покровительства» высокопоставленных госслужащих почти невозможно. Так, по словам Коломийченко, в практике работы антимонопольных служб более половины возбужденных дел связано с госзаказом. «В год у нас проходит порядка 1000 заседаний комиссий, и 70% касаются вопросов госзаказа, — заявил глава петербургского ФАС. — Госзаказ — самая коррупционная сфера».

Поправки в законодательство как раз и позволят в качестве административной ответственности кроме штрафов дисквалифицировать государственных и муниципальных служащих на срок от 5 месяцев до 3-х лет. «Норма дисквалификации с моей точки зрения — одна из самых жестких мер, — считает Коломийченко. — Она ставит под угрозу дальнейшую карьеру чиновника». Со введением данной нормы чиновники будут гораздо более осмотрительно относиться к подписыванию сомнительных документов.
Правда, дисквалификацию предполагается применять только в случаях, если конкретный чиновник будет замечен в нарушениях закона неоднократно. Причем на втором нарушении ФАС будет связываться с начальством чиновника, предупреждая о возможном скандале. «Надеюсь, что со введением дисквалификации ситуация кардинально изменится в лучшую сторону, — сообщил Коломийченко. — На 100%, конечно, злоупотребления не уберем, но сократим значительно». Если пройдет несколько громких процессов по стране, остальные недобросовестные чиновники призадумаются.

Однако свои надежды глава петербургского ФАС выражает с определенной оговоркой. Второй антимонопольный пакет законов может стать эффективным средством борьбы с нарушениями только в том случае, «если наши решения будут поддерживаться судами».

Пока же в ФАС отношения с судебными инстанциями благополучными не считают. «У нас проблема одна — подтверждение наших решений судебными органами, — сетует глава петербургского управления. — Суды очень часто отменяют либо сами решения ФАС, либо уменьшают размеры налагаемых штрафов». По его оценкам, судебные инстанции отменяют порядка 10% налагаемых антимонопольной службой наказаний. Впрочем, у такой практики есть и объективная причина — кризис. И суды зачастую считают, что на сегодня штрафы — сильное обременение даже для относительно благополучных компаний.

Возможность обжаловать решения ФАС в судебном порядке работает на руку нарушителям антимонопольного законодательства. Точнее говоря, ФАС выступает не столько за отмену судебного контроля своих решений, сколько против затягивания судебных процедур, которые могут длиться годами. «Даже если наше решение только доходит до кассации, его эффективность существенно снижается», — уточнил Коломийченко. Все время судебного разбирательства недобросовестная компания пользуется «благами» своего нарушения.

Конечно, желание ФАС облегчить свою работу вполне естественно. Но и без этого власть регулярно обновляет оружие антимонопольного правосудия. Вторым антимонопольным пакетом законов дело не ограничивается — на подходе следующее ужесточение антимонопольного законодательства.

Президент России Дмитрий Медведев 29 июля подписал поправки уже к Уголовному кодексу. Санкции за ограничение конкуренции предусматривают до 6 лет лишения свободы. «Мы предлагали уголовную ответственность прежде всего за картельный сговор, — со своей стороны уточнил Артемьев. — Например, сговор об одновременном поднятии цен». «Картельное соглашение является формой мошенничества, — добавляет Коломийченко. — Для нас это очевидно».